СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Различные формы работы педагога музыканта в развитии мотивации детей к музыке»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Различные формы работы педагога музыканта

в развитии мотивации детей к музыке»

Исследовательская работа

Главная задача педагога музыканта – заниматься преподавательской деятельностью.

Опытный учитель очень много может рассказать о каждом из его учащихся;

- какие у них музыкальные интересы и способности,

- как они продвигаются в своём музыкальном развитии,

- как проявляют себя в разных видах музыкальной деятельности,

- в какой сфере проявляют себя творчески, а в какой – нет…

Многие музыканты хорошо знают сильные и слабые стороны своей профессиональной подготовки, личных качеств и стремится к самосовершенствованию.

Одна из таких работ – исследовательская. Она связана с анализом, с рефлексией, с применением принципов и методов ( постоянное наблюдение за процессом обучения и воспитания; анализа; обобщения; попытки построить индивидуальную программу развития учащихся, исходя из способностей и т д…), которые уже не назовёшь методами обучения и воспитания.

Каждому педагогу необходимо учиться исследовать самого себя анализировать (рефлексировать) свою профессиональную деятельность, осмысливать эффективность применяемых методов преподавания, анализировать содержание музыкального образования и пытаться для себя сформулировать исходные установки, принципы этого исследования. Содержание такой работы носит методологический характер. Это означает, что педагог владеет не только необходимыми профессиональными знаниями, умениями и способностями, но и осознаёт путь их приобретения, владеет принципами и методами познания теории и практики своей профессиональной деятельности.

Методологическая культура педагога музыканта ( по определению

ЭБАбдулина) включает в себя индивидуальный социально личностный опыт преподавателя, как совокупность методологических знаний, ориентаций, умений и потребностей и решении музыкально педагогических проблем. Это интегративное свойство личности педагога – музыканта, позволяющее использовать в своём творческом преобразовании.

Показателем методологической культуры педагога является анализ. В результате анализа педагог может;

- «открыть» ту или иную закономерность педагогического процесса, осмыслить её роль с точки зрения конкретных условий своей деятельности

- выявить практическую функцию действия какой-либо важнейшей категории

-мобилизирует его интеллектуальный и духовный потенциал

- контролировать степень усвоения нового материала на уроках

Урок музыки это единый учебно – творческий процесс, все формы которого слиты в органическом единстве. Однако при подготовке к уроку следует продумать, каким образом развивать у детей музыкальные способности и навыки. Музыкальное воспитание в школе предполагает развитие не только интеллектуальных (в беседах о музыке) но музыкальных способностей школьников; вокально – хоровых, чувство ритма, темпа, тембрового, мелодического и гармонического слуха, способность двигаться под музыку. А также музыкально исполнительских навыков. Этим задачам соответствуют определённые формы работы.

Развитие музыкального восприятия осуществляется в традиционной форме слушания музыки с привлечением смежных видов искусства. Эта форма способствует расширению музыкально-слухового запаса, формированию определённого музыкально-слухового сознания, музыкального мировоззрения, вкуса, оценочных установок. Большое значение здесь имеют словесные объяснения учителя, его беседы с учениками. Учитель призван помочь детям выявить нравственную направленность произведения, его положительное влияние на человека, научить детей выражать своё отношение к прослушанной музыке.

Активизировать восприятие музыки могут такие формы как выражение впечатлений по поводу прослушанной музыки в рисунках или передать её настроение в музыкальном движении (свободная пластическая импровизация под музыку, дети привыкли делать в дошкольных учреждениях). Детям легче будет импровизировать, если учитель сам покажет первые простейшие движения, которые подходят под данную музыку. Помните: дети любят двигаться под музыку и быстрее запоминают именно музыку, которая связана с движением.

Задачи уроков музыки как уроков творчества:

  1. Формирование самостоятельной музыкально-созидательной деятельности на основе эстетического переживания и соотворческого восприятия искусства.
  2. Отражение картины мира в собственном творчестве как путь творческого познания.
  3. Основой детского музыкального творчества является импровизация, на основе которой развивается образное мышление, формируется музыкальный язык, через который ребёнок выражает своё отношение к музыкальной деятельности. Импровизация- самая доступная форма музыкального самовыражения детей, в которой ребёнок раскрывает свои творческие способности проявляет самостоятельность музыкального мышления. В детском творчестве как в зеркале отражается культурный рост ребёнка.

В конструировании современного урока, каждый учитель выбирает методы и приёмы работы на уроке:

- «наблюдение за музыкой»

-«размышление о музыке»

-«сопереживание»

-«забегание вперед и возвращение к пройденному»

- метод эмоциональной драматургии и т.д….

Очень важно на уроках применять различные методики, чтобы учителю точно знать, как дети поняли новый материал. Могут ли ребята выразить знания, своё отношение к музыке. Эта главная задача педагога искусства.

Диагностические методики в сфере музыкального образования:

1 Становление певческой культуры

Методы и приёмы проверки:

-исполнение индивидуально,

-исполнение в цепочке ( каждый по строке)

-групповая проверка,

-проверка по рядам (метод наблюдения-вслушивания),

2 Проверка знаний по музыкальной грамоте (в ходе фронтальной работы

в классе).

Методы и приёмы проверки:

-общеклассная контрольная работа,

-пение не сложных попевок,

-определение лада, размера и фактуры знакомых и незнакомых музыкальных фрагментов и др.

3 Проверка (диагностика) усвоения материала по слушанию музыки.

Применение методов, основанных на

-сопоставлении,

-сравнении музыки,

- выявление особенностей произведения.

-создание проблемной ситуации на уроке.

4.Методики, изучающие музыкальный опыт школьников:

- музыка для домашней фонотеки (принеси, исполни любимую песню)

-музыкальная программа для детей (приготовить концерт для мам,

прощай начальная школа…

5.Методики диагностирующие уровень развития музыкальной грамотности:

- музыкально - жизненные ассоциации ( рисунки, сравнение музыки

композитора в жизни(природа, цвета, образ)что ребёнок видит)

-выбери музыку ( близкие по исполнению, по настроению…)

-открой себя через музыку (любимое произведение, придумай движения под музыку…)

-определи композитора незнакомой музыки (стиль)

6.Методики изучающие музыкально-творческое развитие школьников

-выбери роль (инсценирование песни, театральное воплощение.)

-сочиняю музыку ( на текст, на образ…)

-ребёнок и музыка (наблюдение за индивидуальным предподчтением каждого ребёнка…)

7.Методы опроса по восприятию музыки :

-игровой метод (коллективные…)

-игра «Самый внимательный» ( включаю сигнал с опорой наглядности…)

-приём определения «национальности» народной музыки ( язык, интонации, характер исполнения…)

-приём определения впервые прослушиваемого музыкального

фрагмента (настроение, о чём, что особенного (темп, размер…)

-приём сравнения частей исполнительской манеры певца,

инструменталиста. (тембр голоса, манера исполнения, аккордовое звучание, какой инструмент.)

8.Методы диагностики музыкального кругозора:

-анкетирование

-словесно- музыкальной викторины

-рефлексия

Обобщение по результатам работ можно выяснить наличие интереса к музыкальному искусству и объёму музыкальных знаний.

Ребята готовят рефераты о музыкантах, по выбору.

С большим удовольствием участвуют в викторинах, соревнуясь между классами. Отвечают на задания в тестах, работают с Интернетом (готовя выступления)

Дальнейший выход на «Катановские чтения.», которые проходят в школе, а по результатам -1место выдвигаем на районную конференцию.

Система работы по развитию интереса по предмету «музыка» после окончания предмета (с 1 по 8 класс) не прекращается. В школе существует хор(70чел), который по традиции выступает на вечере «Встречи выпускников».

Мы готовим «агитбригады», выступаем с музыкальными номерами на вечерах, праздниках, внеклассных мероприятиях.

До 11 класса мы с воспитанниками участвуем в районных конкурсах.

Ребят приглашают выступать на торжественных мероприятиях, на праздниках посёлка.

Учитель музыки

МБОУ Ширинской средней школы № 4

Лоевская О. Е.

28.07.2015 15:01


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!