СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
«Различные формы работы педагога музыканта
в развитии мотивации детей к музыке»
Исследовательская работа
Главная задача педагога музыканта – заниматься преподавательской деятельностью.
Опытный учитель очень много может рассказать о каждом из его учащихся;
- какие у них музыкальные интересы и способности,
- как они продвигаются в своём музыкальном развитии,
- как проявляют себя в разных видах музыкальной деятельности,
- в какой сфере проявляют себя творчески, а в какой – нет…
Многие музыканты хорошо знают сильные и слабые стороны своей профессиональной подготовки, личных качеств и стремится к самосовершенствованию.
Одна из таких работ – исследовательская. Она связана с анализом, с рефлексией, с применением принципов и методов ( постоянное наблюдение за процессом обучения и воспитания; анализа; обобщения; попытки построить индивидуальную программу развития учащихся, исходя из способностей и т д…), которые уже не назовёшь методами обучения и воспитания.
Каждому педагогу необходимо учиться исследовать самого себя анализировать (рефлексировать) свою профессиональную деятельность, осмысливать эффективность применяемых методов преподавания, анализировать содержание музыкального образования и пытаться для себя сформулировать исходные установки, принципы этого исследования. Содержание такой работы носит методологический характер. Это означает, что педагог владеет не только необходимыми профессиональными знаниями, умениями и способностями, но и осознаёт путь их приобретения, владеет принципами и методами познания теории и практики своей профессиональной деятельности.
Методологическая культура педагога музыканта ( по определению
ЭБАбдулина) включает в себя индивидуальный социально личностный опыт преподавателя, как совокупность методологических знаний, ориентаций, умений и потребностей и решении музыкально педагогических проблем. Это интегративное свойство личности педагога – музыканта, позволяющее использовать в своём творческом преобразовании.
Показателем методологической культуры педагога является анализ. В результате анализа педагог может;
- «открыть» ту или иную закономерность педагогического процесса, осмыслить её роль с точки зрения конкретных условий своей деятельности
- выявить практическую функцию действия какой-либо важнейшей категории
-мобилизирует его интеллектуальный и духовный потенциал
- контролировать степень усвоения нового материала на уроках
Урок музыки это единый учебно – творческий процесс, все формы которого слиты в органическом единстве. Однако при подготовке к уроку следует продумать, каким образом развивать у детей музыкальные способности и навыки. Музыкальное воспитание в школе предполагает развитие не только интеллектуальных (в беседах о музыке) но музыкальных способностей школьников; вокально – хоровых, чувство ритма, темпа, тембрового, мелодического и гармонического слуха, способность двигаться под музыку. А также музыкально исполнительских навыков. Этим задачам соответствуют определённые формы работы.
Развитие музыкального восприятия осуществляется в традиционной форме слушания музыки с привлечением смежных видов искусства. Эта форма способствует расширению музыкально-слухового запаса, формированию определённого музыкально-слухового сознания, музыкального мировоззрения, вкуса, оценочных установок. Большое значение здесь имеют словесные объяснения учителя, его беседы с учениками. Учитель призван помочь детям выявить нравственную направленность произведения, его положительное влияние на человека, научить детей выражать своё отношение к прослушанной музыке.
Активизировать восприятие музыки могут такие формы как выражение впечатлений по поводу прослушанной музыки в рисунках или передать её настроение в музыкальном движении (свободная пластическая импровизация под музыку, дети привыкли делать в дошкольных учреждениях). Детям легче будет импровизировать, если учитель сам покажет первые простейшие движения, которые подходят под данную музыку. Помните: дети любят двигаться под музыку и быстрее запоминают именно музыку, которая связана с движением.
Задачи уроков музыки как уроков творчества:
В конструировании современного урока, каждый учитель выбирает методы и приёмы работы на уроке:
- «наблюдение за музыкой»
-«размышление о музыке»
-«сопереживание»
-«забегание вперед и возвращение к пройденному»
- метод эмоциональной драматургии и т.д….
Очень важно на уроках применять различные методики, чтобы учителю точно знать, как дети поняли новый материал. Могут ли ребята выразить знания, своё отношение к музыке. Эта главная задача педагога искусства.
Диагностические методики в сфере музыкального образования:
1 Становление певческой культуры
Методы и приёмы проверки:
-исполнение индивидуально,
-исполнение в цепочке ( каждый по строке)
-групповая проверка,
-проверка по рядам (метод наблюдения-вслушивания),
2 Проверка знаний по музыкальной грамоте (в ходе фронтальной работы
в классе).
Методы и приёмы проверки:
-общеклассная контрольная работа,
-пение не сложных попевок,
-определение лада, размера и фактуры знакомых и незнакомых музыкальных фрагментов и др.
3 Проверка (диагностика) усвоения материала по слушанию музыки.
Применение методов, основанных на
-сопоставлении,
-сравнении музыки,
- выявление особенностей произведения.
-создание проблемной ситуации на уроке.
4.Методики, изучающие музыкальный опыт школьников:
- музыка для домашней фонотеки (принеси, исполни любимую песню)
-музыкальная программа для детей (приготовить концерт для мам,
прощай начальная школа…
5.Методики диагностирующие уровень развития музыкальной грамотности:
- музыкально - жизненные ассоциации ( рисунки, сравнение музыки
композитора в жизни(природа, цвета, образ)что ребёнок видит)
-выбери музыку ( близкие по исполнению, по настроению…)
-открой себя через музыку (любимое произведение, придумай движения под музыку…)
-определи композитора незнакомой музыки (стиль)
6.Методики изучающие музыкально-творческое развитие школьников
-выбери роль (инсценирование песни, театральное воплощение.)
-сочиняю музыку ( на текст, на образ…)
-ребёнок и музыка (наблюдение за индивидуальным предподчтением каждого ребёнка…)
7.Методы опроса по восприятию музыки :
-игровой метод (коллективные…)
-игра «Самый внимательный» ( включаю сигнал с опорой наглядности…)
-приём определения «национальности» народной музыки ( язык, интонации, характер исполнения…)
-приём определения впервые прослушиваемого музыкального
фрагмента (настроение, о чём, что особенного (темп, размер…)
-приём сравнения частей исполнительской манеры певца,
инструменталиста. (тембр голоса, манера исполнения, аккордовое звучание, какой инструмент.)
8.Методы диагностики музыкального кругозора:
-анкетирование
-словесно- музыкальной викторины
-рефлексия
Обобщение по результатам работ можно выяснить наличие интереса к музыкальному искусству и объёму музыкальных знаний.
Ребята готовят рефераты о музыкантах, по выбору.
С большим удовольствием участвуют в викторинах, соревнуясь между классами. Отвечают на задания в тестах, работают с Интернетом (готовя выступления)
Дальнейший выход на «Катановские чтения.», которые проходят в школе, а по результатам -1место выдвигаем на районную конференцию.
Система работы по развитию интереса по предмету «музыка» после окончания предмета (с 1 по 8 класс) не прекращается. В школе существует хор(70чел), который по традиции выступает на вечере «Встречи выпускников».
Мы готовим «агитбригады», выступаем с музыкальными номерами на вечерах, праздниках, внеклассных мероприятиях.
До 11 класса мы с воспитанниками участвуем в районных конкурсах.
Ребят приглашают выступать на торжественных мероприятиях, на праздниках посёлка.
Учитель музыки
МБОУ Ширинской средней школы № 4
Лоевская О. Е.
© 2015, Лоевская Ольга Егоровна 687