СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с родителями. Привлекаем родителей к организации интересной и полезной деятельности школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание в современной школе: от программы к действиям. Методическое пособие / П. В. Степанов, Н. Л. Селиванова, В. В. Круглов, И. В. Степанова, И. С. Парфенова, И. Ю. Шустова, Е. О. Черкашин, М. Р. Мирошкина, Т. Н. Тихонова, Е. Ф. Добровольская, И. Н. Попова; под ред. П. В. Степанова. – М. : ФГБНУ «ИСРО РАО», 2020. – 119 с. – (Серия: Примерная программа воспитания).

Работа с родителями (И.В. Степанова)

Привлекаем родителей к организации интересной и полезной деятельности школьников

Для начала нужно узнать, чего хотят и что могут предложить родители школе в плане организации интересной и полезной деятельности школьников. Для этого, например, на первом в году родительском собрании классный руководитель (чаще в начальной или средней школе) может провести небольшую игру, с помощью которой несложно познакомиться с интересами и увлечениями членов семей школьников.

Примером может служить игра «Никто не знает, что я.». Для этой игры нужен мягкий мячик, который родители могли бы перебрасывать друг другу. Тот, к кому попадет мяч, продолжает фразу «Никто не знает, что я.». Первым продолжить эту фразу, а затем бросить мяч кому-то из родителей может сам педагог.

Другая игра называется «Расскажи мне о себе». Родители, которые сидят за одной партой, в течение 2-х минут рассказывают друг другу о себе - все, что они сочтут уместным рассказать. А потом каждый представляет своего соседа по парте всем родителям класса в течение 1 минуты.

Эти и похожие игровые процедуры помогут педагогам понять предпочтения родителей, учесть их в своей работе, соотнести их с задачами личностного развития детей.

Узнав о склонностях, профессиях, интересах, хобби родителей, педагог может помочь желающим реализовать себя в организации школьных дел. Поверьте, для многих из них очень значимо продемонстрировать свои востребованные специальные знания, особые умения, профессиональные навыки, да еще и при собственном ребенке. В этой связи попросить кого-то из родителей провести для детей, например, интересный мастер-класс, связанный с их профессией или увлечением, будет несложно. Мало кто из девочек устоит перед такими темами как «Готовим шоколад своими руками» от мамы-кондитера или «Семь секретов женской красоты» от мамы-парикмахера, а мальчишкам небезынтересны будут мастер-классы вроде «Что такое мужской разговор?» или «Тренажерный зал в домашних условиях», проведенные кем-то из их пап. Договориться об экскурсии на предприятие, где работает кто-то из родителей, разумеется, тоже будет проще. Приглашение значимых гостей в качестве экспертов на школьную научную конференцию, защиту проектов или открытую дискуссию станет более простым делом, если этими гостями окажутся кто-то из родителей или их сослуживцы. Если опыт такого участия родителей в школьных делах окажется успешным для них, то их активность еще долго не угаснет.

Пожалуй, самым распространенным сегодня способом участия родителей в организации школьных дел является организация ими интересных и полезных экскурсий в классах, где учатся их дети. Поэтому поговорим об этом чуть подробнее. Экскурсии традиционны для многих школ, участвовать в них нравится детям, педагоги во время подготовки и проведения экскурсии решают много воспитательных задач. Экскурсионная деятельность традиционна для многих классов, и она редко обходится без участия родителей. Задача педагога здесь - заранее договориться с родителями о степени их участия. Можно делегировать им большую часть работы по подготовке экскурсии, а можно ограничиться лишь небольшими просьбами и поручениями. Многое здесь зависит от опыта самого педагога.

Какие же экскурсии интересны современным детям? Экскурсии в другие города и страны; экскурсии, во время которых можно проводить какие-либо опыты или эксперименты; экскурсии на производство - на фабрику, завод, пекарню; экскурсии в природные заповедники или национальные парки; экскурсии в мастерскую художника, скульптора, дизайнера; профориентационные экскурсии; экскурсии, посвященные жизни и творчеству интересных людей - писателей, композиторов, художников; пешеходные экскурсии по родному городу. Спектр интересов детей здесь очень широк.

Экскурсионные предпочтения своих детей классный руководитель вместе с родителями может легко изучить - для этого нужно лишь провести устный или письменный опрос о том, на какие экскурсии хотели бы съездить или сходить ребята. Однако при этом важно помнить одно - чем менее интересная экскурсионная жизнь была в классе до этого, тем более узкими и менее реалистичными будут выглядеть предпочтения детей по итогам такого опроса.

Затем необходимо разработать экскурсионную программу на год или хотя бы ближайшую четверть. Здесь важно задействовать «личные ресурсы» родителей (умение вести переговоры, быстро находить нужную информацию, наличие у родителей свободного времени и т.п.), поддержать их активность, помочь выбрать такую экскурсионную программу, которая предполагала бы максимально разнообразное участие детей в предстоящей экскурсии. При разработке экскурсионной программы можно действовать следующим образом.

Классный руководитель может предложить родителям сделать 15-20 листовок с описанием разных экскурсий, которые могли бы быть проведены в текущем году. Затем во время классного часа поделить класс на микрогруппы и раздать каждой по 5-6 таких листовок. После этого предложить каждой микрогруппе представить классу 1 или 2 лучшие из них и аргументировать свой выбор. Можно пойти и иным путем. Классный руководитель может провести совместное собрание детей и родителей (в том числе, виртуальное), на котором предложить семьям показать слайды, презентации или видеоролики на тему «Наше самое любимое место в городе». После чего можно будет вместе выбрать те места, куда захочется пойти всем классом.

При этом педагогу не следует забывать, что экскурсия - это не только развлечение, но и средство достижения тех или иных воспитательных целей. Например, если педагог нацелен на развитие у младших школьников чувства милосердия и сострадания к животным, то он может просить родителей включить в перечень экскурсий для обсуждения в классе те, которые могли бы способствовать такому развитию. Это могут быть экскурсии в приют для бездомных животных, в клуб собак-поводырей или природный заповедник, где заботятся о сохранении исчезающих видов.

Обратим внимание еще на один нюанс участия родителей в организации и проведении экскурсий. Часто, особенно при проведении экскурсий с детьми начальных или младших подростковых классов, сопровождающие школьников родители отправляют в общую группу в социальных сетях фотоотчеты о происходящем в режиме «он-лайн». Кроме очевидных плюсов такого режима (включенность большинства родителей, предупреждение их излишних волнений за своих детей, быстрое реагирование на изменение ситуации и т.п.), могут появиться и определенные проблемы. Встречаются, к счастью не так часто, родители, которые во время общения в чате склонны преувеличивать значение тех или иных «накладок», часто возникающих во время экскурсий (опоздание автобуса, невкусная еда в кафе, неточности в рассказе экскурсовода), превращая эти недочеты чуть ли не в катастрофы вселенского масштаба. Есть и такие, кто любит высказывать свое личное негативное мнение о качестве экскурсии еще до ее окончания. А кто-то просто привык во всем и всегда замечать одни лишь проблемы. Это может вызвать необоснованную панику среди других родителей, поток ненужных звонков классному руководителю, которые будут отвлекать его внимание от детей. Почти всегда этого можно избежать. Перед началом экскурсии необходимо заранее оговорить с родителями правила безопасного передвижения, систему связи в экстренной ситуации, нормы общения в чате во время экскурсии и т.п. По завершении экскурсии педагог сам сообщает о ее итогах в общей группе, а затем вместе с родителями, принимавшими в ней участие, организует ее анализ: что удалось, что надо изменить в подготовке и проведении, что нужно учесть на будущее. Итоги и этого обсуждения педагог также может сообщать родителям в чате, как и слова благодарности за помощь в проведении экскурсии.

07.08.2021 08:38


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!