СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
«Забота о здоровье ребёнка –это не просто комплекс санитарно- гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества». В. А. Сухомлинский
Дети поступают в школу, в 1 класс, с большими отклонениями в состоянии здоровья, поэтому познакомившись теоретически со здоровье сберегающей технологией Базарного, мы решили внедрить её в нашей школе.
Нами была поставлена цель: создание такого педагогического общения с детьми, который способствовал бы оптимальной работоспособности и предупреждению негативных сдвигов в состоянии здоровья детей.
Для её реализации необходимо решить следующие задачи:
- создание условий для осознания учащимися здоровья как ценности
- разрешить проблему переутомления на уроке
- формировать у детей самостоятельное мышление
Основная часть методики основывается на зрении. А так как в наше время по статистике - зрение у детей падает, поэтому мы и решили сохранить их зрение. В дальнейшем может и улучшить
• на занятии учащиеся практически всё время находятся в движении • снимается зрительная утомляемость на уроках • снижается психическая утомляемость • снижается избыточная нервная возбудимость, снижается агрессия
В течение года я использовала следующие методики технологии Базарного.
Учебные занятия в классе мы проводим в режиме смены динамических поз, для чего используются разно-уровневые парты и конторки. Ученики каждые 15 минут переходят из положения сидя, в положение стоя по сигналу. Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть – стоит за конторкой.
Занятия в режиме телесной вертикали активизируют межсистемную координацию, способствуют повышению эффективности произвольно-моторной деятельности и снижению за счёт этого напряжённости. Режим моторной свободы и динамических поз улучшает становление психической сферы, снимается напряжение, сохраняется и укрепляется телесная вертикаль позвоночника, формируется осанка.
Укрепляет дыхательную мускулатуры;
Уменьшает заболевание дыхательной системы;
Повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, оздоровляет нервно-психическое состояние.
Урок у нас начинается с дыхательной гимнастики.
Например: Ребята, сегодня мы празднуем день рождения нового дня. Я желаю вам, чтобы этот день подарил вам новые знания, стал успешным для каждого из вас. Давайте настроимся на хорошую работу.
Представьте, что у каждого из вас в руках зажжённая свеча. Закройте глазки. Сделайте глубокий вдох, поверните головки в сторону и тихо – тихо тоненькой струйкой выдохните так, чтобы не погасить свечу. Ещё раз вдохните и резко одним выдохом погасите свечу. А теперь наберите побольше воздуха в лёгкие и сдуйте все преграды и сложности на своём пути. Молодцы! Откройте глазки и тихо займите свои места.
На нём, с помощью специальных стрелок, указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультминуток; вперёд-назад, влево-вправо, по и против часовой стрелки, по “восьмёрке”. Каждая траектория имеет свой цвет. Это делает схему яркой, красочной и привлекает внимание. При этом движения глаз должны сочетаться с движением головы. Упражнения выполняются стоя, сидя, при выключенном электрическом освещении. Гимнастика глаз (улучшает не только зрение, но тренирует мускулатуру лица,оказывает положительное действие на артикуляционный аппарат)
Например: Физкультминутка. Птичка Спал цветок и вдруг проснулся, (следят глазами за указкой по красному овалу офтальмотренажёра) Больше спать не захотел, (следят глазами за указкой по зелёному овалу офтальмотренажёра ) Шевельнулся, потянулся, (следят глазами за указкой по коротким полоскам офтальмотренажёра ) Взвился вверх и полетел. (следят глазами за указкой по синей полоске офтальмотренажёра) Солнце утром лишь проснётся, Птичка кружит и вьётся. (Покружиться.)
Схемы зрительно – двигательных траекторий используются и во время закрепления или изучения учебного материала.
Обучение грамоте – распределить буквы на 2 группы
Буквы записываются в виде волнистой змейки.
Дети выбирают нужные буквы, и распределяю их на группы.
Эти приёмы обеспечивают увеличение объёма и углубление сосредоточенности внимания, развитие аналитико-синтетического мышления и оперативной памяти.
Для этого в классе устанавливают в углах 4 сигнальные лампы разного цвета (зелёного, синего, красного, жёлтого), сопровождающиеся звуковыми сигналами. По звуковому сигналу учащиеся поворачиваются и выполняют различные упражнения («ловят» огоньки обеими руками, либо левой или правой рукой, «отталкивают» их от себя руками, «кивают» головой и т.д.).
Этот тренажёр мы используем в период изучения звуков, изучения правил дорожного движения и т.д.
В результате подобных упражнений развивается чувство общей и зрительной координации, ориентации в пространстве, реакции на экстремальные ситуации.
Физкультминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательные системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы.
Виды, используемых нами на уроках физкультминуток:
Например: На окнах, на уровне глаз ребёнка, расположена зелёная точка, так как зелёный цвет улучшает настроение и успокаивает. Во время проведения физминутки, дети подходят к окнам и выполняют действия из стихотворения:
Глазки видят все вокруг, (делают головой круговые движения)
Обведу я ими круг. (концентрируют внимание на центре зелёной точки)
Глазкам видеть все дано, (смотрят в окно)
Где окно, где деревцо, (обводят глазами окно, а затем переводят взгляд в окно)
Обведу я ими круг, (обводят глазами по окружности)
И закрою глазки вдруг, (закрывают глаза)
А теперь я их открыв, (открывают глаза)
Посмотрю на мир вокруг (поворачиваются вокруг себя)
Для того, чтобы красиво писать, давайте разомнём свои пальчики.
Этот пальчик – маленький (массируем мизинчик).
Этот пальчик – слабенький (безымянный).
Этот пальчик – длинненький (средний).
Этот пальчик – сильненький (указательный).
Этот пальчик – большачок (большой).
На уроках нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна, поэтому стараемся расширять зрительно-пространственную активность в режиме школьного урока и использовать гимнастику для глаз:
Мы проводим работу с расположенными на стенах классной комнаты карточками. На них мелкие или средние силуэтные изображения предметов, буквы, слоги, слова, цифры и т. д.(размер от 1 до 8 см). По нашей просьбе дети встают и выполняют ряд заданий: отыскивают картинки, являющиеся ответом на загадку; находят изображения предметов, в названиях которых есть нужный звук, буквы, слоги, схемы и т. д.; Таким образом, эти задания не только расширяют зрительную активность, но и позволяют ребёнку находиться в постоянном поиске.
Игры. Любые: дидактические, ролевые, деловые — игры призваны решать не только учебные задачи. Вместе с этим они развивают творческое мышление, снимают напряжение и повышают заинтересованность учащихся к процессу познания.
© 2018, Цепкова (Дурностук) Елена Николаевна 305