СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность темы. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Трудовые ресурсы страны, её безопасность, политическая стабильность, экономическое благополучие и морально – нравственный уровень населения непосредственно зависят от состояния здоровья детей, подростков, молодёжи.

Существует более 60 определений здоровья, при этом ни одно не раскрывает сущность здоровья в полной мере. Всемирная организация здравоохранения определила здоровье как «состояние» полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Академик В.Ф. Базарный говорит, что «…здоровье – это категория резерва жизни, жизнеспособности человека как целостного существа в единстве его телесных и психических характеристик. Эта жизнеспособность формируется в процессе воспитания. Следовательно, здоровье – это категория педагогическая». Поэтому охрана здоровья учащихся является задачей образовательных учреждений (школ).

«Здоровьесберегающие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Данная тема актуальна, так как состояние школьников внушает и родителям, и педагогам вполне обоснованную тревогу. Создавшуюся сегодня ситуацию в школе мы рассматриваем через два приоритетных принципа: «Не навреди» и «Ребёнок, ты ценность!» Такая позиция определяет новые подходы и к организации учебного процесса, и к созданию воспитывающей среды, и к решению вопросов сохранения и укрепления здоровья.

Существует ряд причин, приводящих к нарушению здоровья детей и малоподвижному образу жизни.

  • Вредные привычки.
  • Заболевание опорно-двигательного аппарата.
  • Нарушение осанки, плоскостопие.
  • Снижение зрения.
  • Нервно-психические расстройства.
  • Недостаточная освещённость.
  • Перегрузка учебными занятиями.
  • Накапливание отрицательных эмоций.

Одним из приоритетных направлений школы является сохранение и укрепление здоровья школьников. В наше время учителю недостаточно получить в начале года листок здоровья класса от медицинских работников и использовать характеристики здоровья учащихся для дифференцирования учебного материала на уроках, необходимо побуждать совместно с родителями детей к выполнению назначений врача, внедрять в учебный процесс гигиенические рекомендации.

Комплекты УМК, используемые в работе учителей начальных классов, помогают реализовать здоровьесберегающие технологии на основе личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании.

Дифференцированное обучение практически реализуется через содержание учебников, тетрадей, позволяющих снять трудности у слабых учащихся и создать благоприятные условия для развития сильных учащихся.

Для медлительных детей учителя снижают темп опроса, не торопят ученика, дают время на обдумывание, подготовку, создают условия, чтобы его деятельность соответствовала его индивидуальному темпу.

Учитывая возрастные и психологические особенности младших школьников, учителя начальных классов продумывают число видов учебной деятельности на уроке, избегают однообразия, чтобы не наступило быстрое утомление. Продумывают приемы, позволяющие активизировать в процессе освоения нового знания самих учащихся, стараются прогнозировать несколько возможных вариантов развития учебных событий в зависимости от создавшейся в классе ситуации.

Перегрузка учащихся на уроке, которая вызывает повышение уровня утомляемости и нервозности, зависит не столько от количества, сколько от качества работы. Если процесс получения знаний интересен и мотивирован, то усвоение материала не создаст эффекта перегрузки. И наоборот, то, что вызывает у учащихся отторжение или кажется бесперспективным, бессмысленным и бесцельным, приводит к перегрузке даже при относительно небольших объемах материала.

Учителя начальных классов помогают каждому ребенку осознать свои способности, создают условия для их развития, способствуют сохранению и укреплению здоровья ребенка.

Хорошо дидактически проработанный урок – самый здоровьеориентированный для всех его участников. Здоровый ученик с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами.

В своём докладе я привела некоторые здоровьесберегающие технологии, которыми пользуюсь в своей практике на уроках и занятиями внеурочной деятельностью.

Использование компьютера на уроке повышает интенсивность обучения и усиливает индивидуализацию учебного процесса. Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление – все это делает компьютер незаменимым помощником учителя в деле снижения утомляемости учащихся.

Хорошо проходят нестандартные уроки и внеурочная деятельность: уроки – конкурсы, уроки-экскурсии, уроки - игры, уроки – соревнования и другие.

Также использую методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Ученики выступают в роли исследователя или учителя. При таком обучении каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, что вызывает особый интерес к учебе.

Часто на уроках и внеурочной деятельности организую групповую работу, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе. Проходит она по-разному: места размещаются так, чтобы ученики могли видеть друг друга, или, ученики работают стоя. Такая работа в какой-то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой.

Малоподвижность во время урока негативно влияет на здоровье учащихся. Учитывая это, не требую от обучающихся сохранения неподвижной позы в течение всего урока.

Физкультминутки – естественный элемент урока в начальных классах, он обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение. Часто физкультминутки провожу с использованием компьютера. Детям очень нравится повторять движения за героями, особенно если они из мультфильмов.

Большая часть учащихся начальных классов не умеют правильно дышать во время выполнения физической нагрузки, ходьбы, бега, а также в условиях относительного физического покоя. Неправильное дыхание ведет к нарушению деятельности сердечно — сосудистой и дыхательной систем, снижению насыщения крови кислородом, нарушению обмена веществ. Поэтому ввела на уроках упражнения для выработки глубокого дыхания. Усиления выдоха, в сочетании с движениями туловища и конечностей.

Метод «Пение звуков» заключается в использовании энергии полного дыхания. Её приобретает выдох при дыхании животом — это очень важно. Делаем глубокий вдох, а на выдохе начинаем петь (звуки). Для того чтобы убедиться в правильности своего дыхания, необходимо положить руки на грудь — она должна двигаться. Автор данной методики — австрийский учёный, профессор Б. М. Лессер-Лазарко.

Массаж пальчиков, подготовка их к письменной работе. Проводится на письменных предметах. Разогревает мышцы, развивает мелкую моторику. Хорошо проводить данную гимнастику с хоровым проговариванием. По мнению психоаналитиков, при регулярном проведении гимнастики для глаз, зрение может восстанавливается полностью, и человек может отказаться от очков. Важно приучить детей самостоятельно, при появлении усталости, проделать несколько простых упражнений.

Одно из самых простых, но очень эффективных упражнений — крепко закрыть глаза на пять секунд, потом открыть на такое же время и снова закрыть. Повторить необходимо не менее 5 раз. Это поможет укрепить мышцы века, и улучшить кровообращение. Для того чтобы снять усталость глаз, надо потереть ладони, закрыть глаза и приложить к ним теплые ладони на 2 минуты, после этого следует быстро поморгать.

Для снятия напряжения с глаз, я использую импровизированные тарелочки, на которые помещены различные фигурки. Фигурки можно менять местами или менять их форму, цвета. Также хорошо использовать бабочку, прикреплённую на указку. Дети следят за её движениями. Такие упражнения можно использовать как на уроках математики и чтения, так и на внеурочной деятельности.

Систематически в процессе обучения в начальных классах проходят:

Утренняя зарядка. В начале каждого учебного дня перед занятиями разучиваем комплекс утренней гимнастики. Он проводится с музыкальным оформлением, что способствует созданию хорошего настроения, выработке желания с удовольствием выполнять упражнения. В зарядке принимает участие вся школа.

Игровые перемены. Замечено, что если после урока ученики младшего звена гурьбой выбегают из класса, то это значит, что они сильно утомлены. Переутомление у школьников младших классов проявляется в двигательной активности. Снять утомление за несколько минут между уроками помогают динамические перемены. Подвижные игры с малой и средней подвижностью проводим прямо в коридоре перед кабинетами начальных классов. В таких играх большую роль играет эмоциональная окраска игры. Дети отдыхают не только физически, а получают ещё и заряд положительных эмоций.

Дни здоровья. Дети разучивают стихи, участвуют в спортивных соревнованиях, знакомятся или сами разрабатывают правила здорового образа жизни. В результате у детей формируется положительная мотивация к соблюдению этих правил.

Динамические паузы проходят после уроков перед внеурочной деятельностью. Как правило, динамическая пауза проходит на свежем воздухе с разнообразными играми.

В организации внеурочной деятельности обучающихся активно использую один из видов игровых педагогических технологий тимбилдинг - мероприятия игрового, развлекательного и творческого характера, направленные на улучшение взаимодействия между детьми, повышение сплочённости коллектива на основе осознания общих ценностей и представлений, способствующий укреплению физического состояния ребёнка.

С его помощью можно создать и поддержать дружеские отношения в коллективе; наладить гармоничное взаимодействие между классами; познакомиться обучающихся различных классов друг с другом в неформальной обстановке, адаптировать новых детей в коллективе; снять психологическое напряжение, снять конфликт, а также эти виды игр актуальны, где занимаются малокомплектные классы. Вот некоторые виды детского тимбилдинга на занятиях внеурочной деятельностью.

Игра «Сказка»

Участники делятся на две команды. Ведущий показывает им движения для Принцессы, Дракона и Рыцаря и сообщает, как определить победителя: «Принцесса очаровывает Рыцаря, Рыцарь убивает Дракона, Дракон крадет Принцессу». Каждая команда (так, чтобы не услышали соперники) решает, кого она будет изображать. Затем участники выстраиваются в две шеренги друг против друга и по сигналу делают характерное движение, показывая, какую роль они выбрали. По одному очку получает та команда, чья роль оказывается выигрышной.

Игра «Тяни-толкай» развивает выносливость.

Выходим с детьми на улицу и проводим различные соревнования или просто лепим что-нибудь из снега.

Таким образом, детский тимбилдинг превращается из простого активного времяпровождения в увлекательный и мощный инструмент, закладывающий фундамент психологически стабильного и успешного человека в будущем.

В программу воспитательной работы были включены следующие мероприятия: Индивидуально-групповые беседы «Ежели вы вежливы…» Беседы «Права и обязанности детей», «Как сказать нет и отстоять свое мнение», «Правила дружбы», «О вреде бранных слов», «Что такое экология», «Семьей дорожить — счастливым быть», «Мой поступок и мой проступок», «Как научится разговаривать с людьми, жить дружно», «Настоящий мальчишка — какой он?» Конкурсно-игровая программа «На страже Родины». Индивидуальные беседы с учащимися «Всегда будь опрятным, аккуратным, организованным». Индивидуальные беседы с родителями и детьми «Я — непримирим к грубости и черствости», «Как помочь ребенку стать общительным». Классные часы «Приятная наука — вежливость», «Что значит дружить», «Помни о других», «Я — талантлив», «День Земли», «Природа — наш дом». Совместные мероприятия с родителями «Здоровое воскресенье» (совместный выход родителей и детей класса на каток, лыжную базу), «Веселые старты». Индивидуальные и групповые консультации для родителей: «Проблемы в учебе, пути их решения», «Межличностные отношения в детском коллективе», «Трудности адаптационного периода первоклассника». Классные родительские собрания: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому», «Мама, папа, я — читающая семья», «Детская шалость и нравственная ответственность». В течение учебного года в ходе формирующего этапа исследования проходила реализация намеченной программы, вносились корректировки.

Результативность работы:

Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий удаётся:

  • увеличить объём двигательной активности детей;
  • сформировать у обучающихся устойчивый интерес и осознанную потребность в сохранении и укреплении здоровья, а также практическом использовании умений и навыков;
  • обеспечить рост физической и гигиенической культуры обучающихся, а также рост мотивации к физкультурно-оздоровительной деятельности и к ведению здорового образа жизни;
  • активизировать помощь родителей, общественности, организаций и учреждений социума в работе школы по сохранению и укреплению здоровья детей.

Такая работа по здоровьесбережению позволит школе по некоторым показателям сохранить состояние здоровья на том уровне, с которым дети пришли в школу.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место среди ценностей человека в нашей стране. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.

Сегодня я показала и рассказала о малой части проводимой работы по здоровьесбережению в начальной школе. Надеюсь, что проделанная мною работа пригодится для проведения учителями своих уроков и внеурочной деятельности.

20.10.2021 22:09


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!