СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психолого-педагогические основы применения эвристических приемов при решении математических задач

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психолого-педагогические основы применения эвристических приемов при решении математических задач

Понятие эвристики, виды эвристик

Термин «эвристика» (от др.-греч.— «отыскиваю», «открываю») имеет множество трактовок в абсолютно разных науках: в философии, педагогике, психологии, предметных методиках, логике, теории искусственного интеллекта. Рассмотрим ряд, интересующих нас определений.

В педагогике:

  1. Эвристика в общепринятом понимании — это наука о творчестве, о творческой деятельности людей с целью получения новых результатов в исследуемых ими областях: кибер­нетике, психологии, криминалистике, медицине и др. Эвристика, понимаемая как наука, имеет целью объяснение, систематизацию и предсказание процессов открытия нового.
  2. эвристики рассматриваются как предписания, приемы, правила – указания, наводящие вопросы и другие средства и соответствующие им процедуры, стимулирующие и направляющие творческую, системную, рефлексивную, критическую, прогностическую и другие виды деятельности в ситуациях неопределенности, в решении соответствующих проблем и задач.

В психологии:

  1. наука, изучающая продуктивную творческую деятельность (эвристическая деятельность);
  2. способы, какими отдельные операции структурируются в сложные образования типа стратегий и тактик, направленных на поиск необходимой информации и выработку решений.

В математике:

  1. область исследований, предметом которой являются методы и правила, как делать открытия и изобретения;
  2. совет, как искать решение задачи;
  3. указания-рекомендации, которыми следует руководствоваться при решении нестандартных задач.

В предметных методиках:

  1. специальные методы, используемые в процессе открытия нового (эвристические методы);
  2. основная идея, общий метод поиска решения задачи;

Очень часто понятие эвристики отождествляется с понятием эвристический прием.

Мы будем понимать под эвристическим приемом преобразующее действие, применение которого позволяет (хотя не гарантирует) найти ключевую идею для решения проблемной задачи и свести ее решение к использованию уже известных алгоритмов.

Далее встает вопрос о классификации эвристик.

Существует множество классификаций эвристических приемов, имеющих различные формулировку и значение. Так, свои системы эвристических приемов предлагают Д. Пойа, У. Гордон, Дж. Р. Хаес, М. Рубинштейн, З. И. Калмыкова, Я. А. Пономарев, Ю. Н. Кулюткин и т.д.

И. И. Ильясов в своей книге «Система эвристических приемов решения задач» показывает, что действительно различных по содержанию приемов, значительно меньше, чем перечень всех эвристических приемов авторов, так как во многих случаях одни и те же по содержанию приемы просто называются по-разному.

Выделим получившуюся классификацию эвристических приемов:

  • обобщение задачи;
  • конкретизация задачи;
  • формулирование обратной задачи;
  • исключение из структуры;
  • критика очевидных решений;
  • поиск привнесенных условий;
  • движение от конца к началу;
  • сближение данных и цели;
  • перекодирование текста в модель;
  • использование сходных задач;
  • рассмотрение с различных сторон;
  • анализ условий;
  • анализ конфликта;
  • выдвижение любых идей;
  • переструктурирование;
  • включение в другую структуру,
  • включение в деятельность,
  • введение дополнительных элементов или отношений,
  • деление задачи на части,
  • выделение доминирующих целей,
  • подведение под логические категории,
  • подведение под диалектические категории,
  • резонанс,
  • замена терминов определениями,
  • выдвижение противоположных гипотез,
  • анализ оснований гипотез,
  • оценка достоинств и недостатков гипотез,
  • перерыв в решении задач, отдых,
  • параллельное решение нескольких задач,
  • вживание в образ явлений задачи,
  • регуляция уровня уверенности в себе,
  • движение от общих идей к частным,
  • символическая запись условий,
  • определение области и поиска неизвестного.

Таким образом, действительно разных по содержанию приемов всего насчитывается немногим более тридцати.

Предложенную И. И. Ильясовым разновидность эвристических приемов можно объединить в три группы:

  1. общие эвристики (сюда относятся общенаучные методы, эвристики Д. Пойа, прием элементарных задач, предельного случая и др.);
  2. специальные эвристики (например, поиск более сильного или более слабого утверждения, формализация текста в модель, решение проблемы обходным путем, введение систем координат и др.);
  3. частные эвристики (например, наложение отрезков один на другой, составление уравнения, метод площадей и др.).

Далее выберем две классификации (Г. И. Саранцев, С. Р. Мугаллимова) и разберем их более подробно.

Классификация эвристических приемов, разработанная российским педагогом Г.И. Саранцевым, включает такие приемы, как аналогия, обобщение, прием элементарных задач, прием представления задачи в пространстве, прием рассмотрения предельного случая, прием вспомогательной фигуры.

Прием элементарных задач. Его суть различные авторы трактуют по-разному. Для одних она заключается в использовании простейших упражнений для формирования навыков применения отдельных теорем, определений, аксиом. Другие усматривают ее в поэлементном формировании сложного умения, например умения применять векторы в конкретных ситуациях. Третьи связывают этот прием с решением задач, которые являются элементами основной, и т. д. Очевидно, что указанные точки зрения на сущность приема элементарных задач отражают различные его стороны.

Прием представления задачи в пространстве состояний. Представим себе игру в домино. Первый игрок выставляет кость 1-2. Сразу возникает система поиска следующего хода: можно приложить кость или к 1, или к 2. Если второй игрок выставил кость 1-5, то затем можно будет воспользоваться пятерками, а если он выставит 1-6, то шестерками и т. д. Возникает так называемое пространство состояний.

Процедура использования приема представления задачи в пространстве состояний достаточно громоздка и «в чистом виде» в школьной практике не используется.

Приемы рассмотрение предельного случая и вспомогательной фигуры описываются Г. И. Саранцевым в виде примеров.

Аналогия. Под аналогией понимают сходство предметов в каких-либо свойствах, признаках или отношениях. Умозаключение по аналогии — это такое умозаключение, в результате которого делается вывод о том, что исследуемый предмет, возможно, имеет еще один признак X, поскольку остальные известные нам признаки этого предмета сходны с признаками другого предмета, обладающего, кроме того, и признаком X. В качестве предмета могут выступать объекты, явления, процессы и т. д.

Анализ деятельности применения аналогии в различных конкретных ситуациях позволил выделить следующие действия:

1) составлять аналоги различных заданных объектов и отношений;

2) находить соответственные элементы в заданных аналогичных предложениях;

3) составлять предложение, аналогичное данному;

4) составлять задачу, аналогичную заданной, т. е. задачу, имеющую с данной сходное условие или заключение;

5) проводить рассуждение при решении задачи по аналогии с решением сходной задачи.

Эффективным приемом открытия фактов, поиска доказательства теоремы, способа решения задачи являются обобщение и конкретизация. Обобщение как форма перехода от частного к общему имеет целью выделение общих существенных свойств, принадлежащих только данному классу объектов. Использование обобщения при решении задач основано на: а) расширении области изменения параметра; б) переходе от данного множества к более широкому множеству, содержащему данное.

В свою очередь, С.Р. Мугаллимова также выделяет шесть видов эвристических приемов: трансляция, реверсия, варьирование объекта, варьирование среды, индукция, акцентуация. В таблице 1, представленной ниже, приведена характеристика каждого из указанных приемов.

Таблица 1. Характеристика эвристических приемов С. Р. Мугаллимовой.

Прием

Характеристика

Акцентуация

Заключается в выделении из совокупности объектов ключевого элемента (группы ключевых элементов) с целью сведения данной проблемы к проблеме более узкой, с меньшей структурой или с меньшим количеством связей

Варьирование объекта

Заключается в изменении одной или нескольких характеристик исходной совокупности элементов или перегруппировки связей внутри этой совокупности

Трансляция

Заключается в поиске инструментария, позволяющего через установление аналогий перейти к другой проблеме, имеющей более предпочтительный характер (из другой, более близкой области; в силу большей наглядности; имеющей четкий алгоритм решения и т.п.)

Реверсия

Основана на поиске в противоположном направлении (от заключения к условию), приводящем к заданному условию или же обнаружению противоречий

Редукция

Представляет собой динамическое действие, требующее расширения совокупности элементов, составляющих проблему, и установления закономерности внутри новой совокупности

Варьирование условий

Заключается в изменении условий, окружающих данную совокупность элементов, в результате чего должны переструктурироваться связи внутри этой системы

Общие эвристические приемы конкретизируются в специальные, а те в свою очередь – в частные эвристические приемы. Можно привести следующую таблицу конкретизации общих приемов (табл.2).

Таблица 2. Общие и специальные эвристические приемы.

Общие эвристические приемы

Специальные (предметные) эвристические приемы

Акцентуация

выделение структуры (ранжировка, дифференциация, представление пространства состояний)

выделение ключевого объекта (слово, величина, конструкции)

выделение свойств (непрерывность, четность, инвариант, симметрия, периодичность и т.п.)

Варьирование объекта

Комбинирование (перестановка, перевертывание, перегруппировка, добавление вспомогательного элемента и т.д.)

Трансформация (преобразование формы, преувеличение, преуменьшение и т.п.)

Трансфигурация (замена другим объектом, перемещение, предельный переход, расширение (сужение) условий и т.д.)

Трансляция

Переформулировка

Перевод с одного языка на другой

Поиск другого применения и т.п.

Реверсия

Поиск контрпримера

Движение от конца к началу

Доказательство «от противного»

Редукция

Выделение подзадачи (задачи внутри задачи, элементарной задачи и т.п.)

Переход от части к целому

поиск сходной задачи

Специализация

Обобщение

Варьирование условий

Решение проблемы обходным путем

Преобразование во времени и в пространстве

Включение в другую структуру

Данные приемы позволяют школьникам организовать самостоятельный активный поиск и осуществлять его проведение. Посредством указанных приемов обучающиеся формулируют выводы, обобщают связи и отношения различных изучаемых предметов. Самостоятельная работа школьников, проводимая на основе эвристики, способствует расширению их научного кругозора, позволяет глубже проникать в суть изучаемого предмета, направляя творческую деятельность школьников на самостоятельное раскрытие существа изучаемого вопроса. Это, вполне закономерно, побуждает их к самостоятельному мыслительному поиску, к самостоятельным выводам.

Список литературы:

1)Балк М.Б., Балк Г.Д. Поиск решения: Научно-популярная литература. – М.: Дет. лит., 1983. – 143 с.

2) Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. М., «Педагогика», 1970, 232 с.

3)Мугаллимова С.Р. Формирование эвристических приемов у учащихся в процессе обучения решению задач векторным методом : автореф. дис.. канд. пед.наук. Омск: Омский государственный педагогический университет, 2008

4) Ильясов и.и. система эвристических приемов решения задач. – М., изд. Российского открытого университета, 1992. – 140 с.

5) Пойа Д. Как решать задачу. Пособие для учителей. — М.: Госучпедгиз, 1959. — 208 с.

6) Соколов В.Н. «Педагогическая эвристика»Введение в теорию и методику эвристической деятельности / В.Н. Соколов. - М.: Аспект Пресс, 1995. - 255с.

7) Демченкова Н.А., Антонова И. В., Разуваева Н.В. Формирование приемов эвристической деятельности в процессе обучения математике учащихся общеобразовательной школы [Электронный ресурс]: Журнал Вектор науки Тольяттинского государственного университета.- 2015 г.-Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-priemov-evristicheskoy-deyatelnosti-v-protsesse-obucheniya-matematike-uchaschihsya-obscheobrazovatelnoy-shkoly (Дата обращения: 21.09.2018)

8)Залесова Н. В. Технология формирования научных понятий на основе использования комплекса эвристических методов и приемов [Электронный ресурс]: Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – Элекстрон. текст. дан. - Кострома: Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова. – Том:14, №1, 2008, с. 294-298. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/tehnologiya-formirovaniya-nauchnyh-ponyatiy-na-osnove-ispolzovaniya-kompleksa-evristicheskih-metodov-i-priemov (дата последнего обращения: 23.11.2018)

Категория: Математика
23.08.2022 15:14


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!