СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность как способ инновационной формы работы с младшими школьниками.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная деятельность,

как способ инновационной формы

работы с младшими школьниками.

Сегодня в Российском образовании происходят значительные изменения. Меняются требования к современному выпускнику. Новые принципы личностно - ориентированного обучения, индивидуального подхода, потребовали новых методов обучения.

Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, отдыхает, играет и обучается. С одной стороны, ребенок - объект воздействия среды, но с другой, он является активным субъектом, способным менять свое окружение. Однако, преобразующая компетентность формируется не сразу и не случайно. Для этого в своей работе я использую проектную деятельность, которая направлена

СЛАЙД 2

На выработку самостоятельных умений, развитие творческих способностей, логического и критического мышления.

СЛАЙД 3

- на формирование активной личности, способной решать различные -жизненные задачи;

- на развитие исследовательских, рефлексивных, навыков самооценки, познавательных интересов.

- на формирование коммуникативных компетентностей:

Проектная деятельность - одна из инновационных форм работы с младшими школьниками, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (это постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов).

СЛАЙД 4

Какова цель проектной деятельности?

- это развитие познавательного интереса и творческой активности ребёнка.

Что мы и видим на фотографиях.

- а в дальнейшей перспективе - это социально успешная, активная личность, способная проектировать свою жизнь

СЛАЙД 5.

Каковы этапы проектной деятельности?

1. Организационно-подготовительный

Вот группа ребят ведут свою работу на первом этапе.

выбирают тему; определяют задачу своего проекта;

СЛАЙД 6

Ребята в группах составляют предварительный план работы. Мы видим, что каждый вовлечён в работу. Вот так постепенно каждый ребёнок раскрывает свои способности.

СЛАЙД 7.

Следующий этап работы - Поисково-исследовательский

Мы видим, как дети разрабатывают программу исследования; изучают необходимую информацию.

Решение проектной задачи требует коллективно - распределительной деятельности учащихся, т.е. работа в малых группах. В созданных малых группах у детей проявляются коммуникативные компетентности: умения распределять работу между членами групп, осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль, а так же метапредметные: планировать ход решения, прогнозировать результаты.

СЛАЙД 8.

Видим несколько групп в этой работе.

СЛАЙД 9.

3. Следующий этап Отчетно-оформительский

составление названия исследовательского проекта; изложение проекта.

Эти дети работают над проектом «Правильное питание-залог здоровья»

СЛАЙД 10.

Завершающий этап.

4. Информационно-презентативный – т. е. защита проекта;

результатом работы является сам исходный продукт, который планировали получить учащиеся, полученный продукт команда представляет: перед ребятами, перед родителями, на конкурсе проектов.

А полученный продукт-это разработанные рекомендации правильного питания;

меню школьника на день;

как в домашних условиях очистить воду;

подборка рецептов любимых блюд семьи;

СЛАЙД 11.

И газета, в которой дети показали весь собранный и оформленный материал.

В процессе данной деятельности каждый ученик имеет возможность реализовать себя, применить имеющие у него знания и опыт, раскрыть свои способности и задатки, продемонстрировать другим свою компетентность, ощутить успех.

При распределении ролей в команде проекта учитывается индивидуальность ребёнка - его интерес, темп работы, уровень обученности, творческие задатки.

При разработке проектов каждый ребёнок в классе принимает участие, помогает одноклассникам в подготовке материала, делится информацией. В данной деятельности прослеживается развитие познавательного интереса и межличностного взаимодействия. Всё это способствует раскрытию каждой личности ребёнка.

Использование метода проектов в учебном процессе способствует повышению мотивации учащихся при решении поставленных перед ними задач, развитию творческих способностей, формированию чувства ответственности, созданию условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.

Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака - самостоятельного выбора.

Я считаю, что проектную деятельность должен использовать в своей работе каждый учитель. Ведь в любом классе есть дети, которые стеснительны, мало общаются друг с другом, не все посещают кружки, секции, есть ребята, которые считают себя не успешными в учебной деятельности.

Поэтому через проектную деятельность я стремлюсь раскрыть ребёнка, его способности. Через проектную работу стремлюсь сдружить ребят.

СЛАЙД 12

Так чему же учит проектная деятельность?

В ходе проектной деятельности дети учатся:

- слушать и слышать друг друга;

.- выслушивать мнение других и уметь настоять на своем;

- задавать вопросы и правильно, корректно отвечать на них;

- приобретают навык индивидуальной и групповой работы, направленной на решение конкретной задачи;

- принимать решение и, часто, неординарное;

- достойно не только выигрывать, но и проигрывать;

- радоваться не только собственным успехам, но и успехам других;

Поэтому проектная деятельность необходима в нашей работе, она является средством развития личности.

Она учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку, формирует мышление, умения, способности, межличностные отношения.

Что такое исследования для младшего школьника?

Это наблюдения за жизнью. Открытие многих явлений. Открытие явлений, известных взрослым, но неизвестных ему.

Его наблюдения начинают жить, двигаться, взаимодействовать друг с другом. У школьника возникают вопросы. И находит он на них ответы. Ребёнок хочет узнать новые подробности и таким образом вовлекается в новые исследования окружающей жизни.

Работа над проектом, пробуждает интерес к предлагаемой деятельности; приобщает к процессу познания; привлекает к воспроизведению образов, используя различные варианты; побуждает к совместной поисковой деятельности, экспериментированию, обогащает и расширяет представления об окружающем мире.

Проектная деятельность в начальной школе я считаю актуальной. Сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в стандартах второго поколения. Вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков требуется развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности.

Чтобы выяснить, насколько комфортно чувствует себя ученик в разработке проекта, была проведена диагностика, в начале 2014 учебного года и в январе 2015 года. В процессе, которой выявлены результаты развивающей, профилактической и коррекционной деятельности с обучающимися.

Всего обследовано 30 человек. Результаты показаны в динамике: насколько комфортно школьник себя ощущает в коллективе сверстников.

СЛАЙД 13.

Сентябрь 2014г.

Январь

2015г.

Лидеры в коллективе

13% (4 чел.)

30% (9 чел.)

Уважительное отношение друг к другу

43% (13 чел)

53% (16чел.)

Эмоциональное состояние

57% (17 чел.)

70% (21чел.)

Проблемы во взаимоотношениях

30% (9 чел.)

16% (5 чел)

Небольшое беспокойство

40% (12 чел.)

23% (7 чел.)

Активность в творчестве

53% (16 чел.)

70% (21 чел.)

Из таблицы видно, что после проектной работы дети стали комфортнее чувствовать себя в коллективе, детей стали уважительнее относиться друг к другу, повысилась активность в творчестве, снизилось беспокойство у ребят.

Эффект проектной деятельности виден на лицо.

Качество успеваемости стало лучше.

СЛАЙД 14.

Результаты показаны в таблице.

2012-2013 уч.г.

2 класс

2013-2014 уч.г.

3 класс

2014-2015 уч.г.

4 класс

I четверть

65%

65%

66%

II четверть

70%

73%

69%

III четверть

71%

77%

75%

IV четверть

76%

78%

Таким образом, работа в проектной деятельности способствовала:

- проявить себя как лидера, организатора, количество потенциальных лидеров в коллективе класса увеличилось;

- выработке навыков коммуникативности в ролевом взаимодействии;

обмене информации;

- проявлению внимания и интереса к творческим усилиям товарищей;

- развитию творческих способностей;

-раскрепощению ребёнка, повышению уровня его познавательной активности, эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях, снижается тревожность и психическое напряжение учащихся

В проектную работу вовлекаются, все дети класса. Даже те, у кого в учебном процессе наблюдаются низкие способности, которые чувствуют себя скованно, в этой деятельности они показывают себя успешными, они гордятся своей работой.

И прежде чем учить этому детей, мы – педагоги - должны сами освоить эту интересную и эффективную технологию. Лично мне помогли в этом разобраться курсы Intel «Обучение для будущего», где я с коллегами закончила их в 2009 году по теме «Проектное обучение школьников» в городе Омске.

Нам учителям, надо обязательно вовлекать младших школьников в проектную деятельность. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений.

Так какой же эффект от проектной деятельности?

СЛАЙД 15.

Эффект проектной деятельности:

1. Активизация познавательной деятельности младшего школьника.

2. Обогащение опыта творческой деятельности-обеспечивает самореализацию в личностно и социально значимых делах.

Проектная деятельность сегодня актуальна не только в учебной, но и во внеучебной деятельности, в повседневной жизни. Личностные качества, формируемые в процессе проектной деятельности - залог успешной сдачи ЕГЭ выпускниками.

Считаю, главным результатом проектирования в начальной школе - это желание и способность ребенка к успешной преобразующей творческой деятельности, а так же изменение личного статуса в коллективе, о чем ярко свидетельствуют данные диагностики.

Ребята погружаются в проект, им хочется творить, фантазировать, хочется проверить себя, свои способности в условиях полной свободы и самостоятельности.

В помощь учителю и ученику сейчас существует много литературы, которая

может помочь в организации проектной деятельности. В заключение работы хотелось бы привести слова писателя Артура Кларка

СЛАЙД 16.

«Мало знать, надо применять. Мало очень хотеть, надо и делать!».

Эти слова смогли бы стать девизом проектной деятельности в начальной школе.

Так давайте постараемся готовить наших детей к жизни, чтобы все знания, которые мы даём, им пригодились.

09.04.2016 22:18


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!