СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание и развитие младшего школьника через программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающегося. Проектная деятельность.

Нажмите, чтобы узнать подробности

С развитием прогрессивных идей в образовании, с выдвижением на первый план идей и принципов личностно ориентированного обучения, активизируются попытки педагогов найти тот инструментарий, который бы обеспечил стабильность достижения большинством учащихся необходимых результатов образования.(слайд 1)

В 2008 году в нашей школе началась реализация программы духовно-нравственного развития, воспитания. Программа духовно- нравственного воспитания и развития направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учеников, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентом мире. (слайд 2)

Наиболее интересной и приемлемой формой работы оказался метод проекта. Чем же хорош метод проекта? Во-первых - это один из методов проблемного обучения; во-вторых, проектная деятельность охватывает различные области знаний, а значит, возможна интеграция предметов;

в-третьих, в проекте могут принимать участие не только дети, но и члены семьи, а это способствует повышению познавательной активности учащихся. (Слайд 3)

И моя роль, как учителя – направить детей на раскрытие и развитие свободной творческой личности ребёнка.

Метод проекта наиболее эффективно решает поставленные задачи, т.к. способствует:

  • Развитию творческих способностей и самостоятельности учащихся;
  • Формированию познавательной активности, т.к. учащиеся видят конечный результат своей деятельности;
  • Повышает самооценку учащихся и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.

Проектирование – это деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде. Проектирование стимулирует педагога к получению новых знаний, к творческим поискам, помогает повышать профессиональную компетентность. Владение технологией проектирования – это один из признаков высокого уровня профессионализма современного педагога.

Ведущей педагогической идеей является – развитие у учащихся школы I ступени познавательной активности при реализации программы духовно-нравственного воспитания, через проектную деятельность.( слайд 4)

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его сегодня относят к педагогическим технологиям XXI века, как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире постиндустриального общества.

«Брошенный вперёд» - таков точный перевод слова «проект».

Итак, в основе метода проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.

На сегодняшний день можно констатировать, что алгоритм проектной деятельности достаточно хорошо отработан.

В своей работе мы используем определение метода проектов автора Хромова А.А.: «Метод проекта – это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащихся, развития их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания нового продукта под контролем учителя, обладающего объективной и субъективной новизной, имеющего практическую значимость».[1]

Кроме того, можно согласиться с Сергеевым И.С., который пишет[2]: «Проект – это 5 «П». Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация. И 6 «П» – Портфолио (сбор документов)». Данный подход интересен тем, что достаточно просто и лаконично ложится в основу любого проекта, становится его структурой.(Слайд 6)

Результатом грамотно выстроенной проектной деятельности, становится повышение познавательной активности младших школьников и интереса к предмету.

Развитие познавательной активности младшего школьника – это целенаправленный процесс формирования устойчивых качеств личности, отражающих потребность, желание и внутреннюю убеждённость ученика в необходимости творческого познания реальной действительности, способность формулирования познавательных задач и поиска их решения.[3]

Главным показателем сформированности познавательной активности у младших школьников, является устойчивый интерес к учебной и внеучебной деятельности, характеризующийся осознанием цели деятельности, способности к напряженной работе.[4]

Таким образом, метод проектов – это инновационный метод обучения школьников, максимально активизирующий деятельность учащихся. Творческий проект в наибольшей степени решает учебную, развивающую и воспитательную задачи урока. Наиболее эффективна организация интегрированных творческих проектов, объединяющая несколько учебных дисциплин. Проектный метод помогает реально внедрять дифференцированный подход к учащимся, гуманитизировать и демократизировать процесс обучения. Усилить положительную мотивацию учения.( Слайд 7)

Проекты в начальной школе - это проблематично. Но все-таки возможно.

Педагогическая ценность ученического проекта определяется:

-возможностью осуществления силами данного ученика или коллектива;

-содержанием в нем новых проблем, которые могут послужить основой для нового проекта,

-навыками, которые развивает в ребенке работа над данным проектом,

-заинтересованностью ученика в проекте.

Модель развития познавательной активности младших школьников.

Познавательная активность при реализации

Программы духовно-нравственного воспитания

Исследовательская

деятельность

Интеграция предметов учебного цикла

Разработка и проведение праздников в рамках проекта

Конкурсы и творческие задания

Посещение занятий в Музейном центре

Помощь и участие семьи в реализации проекта

Экскурсии, поездки, походы по родному краю

Возможные формы проведения презентаций проектов:

  • Семейный праздник.
  • Игра-путешествие.
  • Праздник.
  • Утренник.
  • – практикум.

Практическая значимость представленного опыта заключается в том, что в рамках этого опыта разработаны и представлены методические рекомендации по организации проектной деятельности в рамках программы духовно-нравственного воспитания. (Слайд8)

Применение метода проекта в программе духовно-нравственного воспитания стало новым шагом. Изучив программу, стало понятно, что эта педагогическая технология может быть эффективно использована.

При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников. Здесь учащиеся знакомятся и принимают непосредственное участие в своих первых проектах. Учатся работать в микрогруппах и обучаются самостоятельному составлению плана действий по выполнению проекта. Не следует сразу нацеливать детей на решение сложной задачи. Первые проекты должны носить практический характер и основываться на уже имеющемся опыте учеников. Задача классного руководителя- развитие у детей через проектную деятельность навыков самооценки и рефлексии собственной деятельности и всего коллектива в целом. Кроме того, это уникальный возраст для развития творческого мышления и воображения. Поэтому детям необходимо предлагать ситуацию выбора, свободы действий.

Если говорить о типологии проектов, то мы с ребятами попробовали разные виды проектов. Всё это продиктовано программой духовно-нравственного воспитания.

Работа над проектом включает деятельность классного руководителя и детей. Она распределяется по этапам.

Этапы работы над проектом:

Этапы

Задачи

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1.Погружение

в проект

Определение темы, целей и задач, типа проекта, количества участников.

Формирование основополагающего и проблемного вопроса.

Вживание в игровую ситуацию.

Принятие задачи.

Мотивирует учащихся.

Формулирует проблему и объясняет цели и задачи проекта.

(Подводит учащихся к самостоятельному определению проблемы проекта.)

Наблюдает.

2.Планирование.

Анализ проблемы.

Определение источников для сбора необходимой информации.

Выбор методов исследования.

Распределение ролей в группе.

Определение критериев оценки результатов работы над проектом.

Выбор формы презентации проекта.

Уточняют тему исследования.

Формируют состав группы и распределяют роли.

Осуществляют планирование работы.

Выбирают форму презентации результатов.

Предлагают и обосновывают свои критерии оценки работы над проектом.

Предлагает возможные варианты состава групп и распределение ролей в группах.

При необходимости помогает учащимся в анализе, поиске источников информации, планировании, выборе форм презентации и т.д.

Консультирует учащихся (по их просьбе).

Наблюдает.

3.Исследование.

Выполнение проекта.

Собирают информацию в соответствии со своей ролью и сообща (в соответствии с планом работы).

Консультируются с учителем.

Оформляют собранный материал.

Консультирует учащихся по необходимости.

Ненавязчиво контролирует деятельность школьников.

Наблюдает.

4. Результаты и выводы.

Корректировка деятельности учащихся.

Оказание непосредственной помощи при затруднении.

Участвуют в промежуточных обсуждениях полученных данных в группах (на уроках, занятиях и т.д.)

Ведут подготовку к защите проекта, участвуют в коллективном самоанализе.

Практическая помощь (по необходимости)

Проводит репетиции, консультации. Помогает определиться с формой и способом презентации.

5.Презентация проекта

Презентация проекта.

Защищают проект (демонстрируют понимание проблемы, целей и задач проекта,

Участвует в оценке результатов работы над проектом.

6.Оценка и результат

Оценка результативности.

Сбор информации в портфолио.

Организация выставок работ учащихся

Участвуют в коллективном анализе и оценке результатов проекта.

Анализ достигнутых результатов, причин успехов и неудач.

Обобщает полученные результаты.

Подводит итоги работы.

Награждение лучших работ и участников проекта.

Эти этапы над работы проектом традиционны и едины для всех видов проектов. Изменяется только цель, задачи и содержание.( Слайд 9)

Таким образом, ребёнок, включаясь в проект, имеет возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Эта деятельность, позволяющая проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это работа, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учитель же получает возможность наблюдать за тем, как формируется умение ребёнка общаться с окружающими его людьми, внести необходимые коррективы в его поведение, помочь почувствовать себя нужным в различных ролях, предполагаемых проектом.

В ходе организации проектной деятельности у учащихся формируются проектные умения. После окончания проекта обязательно проводится самооценка и рефлексия. Дети участвуют в коллективном анализе и оценке результатов проекта. Анализируют достигнутые результаты, причины успеха и неудач. Самооценка формируется не сразу, а постепенно. При самооценке работы над проектом у детей происходит осмысление не только процесса творчества, момент получения новых знаний, но и осознание своих внутренних перемен. Повышается самооценка личности. А это является одной из задач проектной деятельности.

В данный момент в 3 классе реализуется социальный проект «Школьная телестудия»

Цель:

создать школьную телестудию для расширения информационного пространства школы.

Для достижения цели проекта необходимо решить следующие

Задачи:

  1. Изучить необходимую нормативно правовую документацию по теме;
  2. Организовать инициативную группу учащихся по реализации проекта.
  3. Определить рубрики
  4. Организовать обучение основам любительского телевидения.

Создание команды единомышленников

Чтобы выпускать видеоматериалы, прежде всего, нужна крепкая команда. В работе телестудии принимают участие обучающиеся 3 класса.

Была сформирована группа :

- оператор и специалист по монтажу;

- корреспондент;

- оператор и специалист по монтажу;

- наборщик текста, специалист по поиску информации;

- специалист по монтажу, специалист по оборудованию ;

- редактор

- телеведущие.

План работы над проектом

На первом подготовительном этапе проводилась следующая работа :

1. Взаимодействие с заинтересованными лицами в рамках проекта: администрация школы, педагоги, учащиеся.

2. Для реализации проекта требуется специализированное помещение, кабинет, где проводятся обработка полученной информации, монтаж видеосъемки, создание конечного продукта. В кабинете имеется, оснащена необходимой оргтехникой и мультимедийным оборудованием.

3. При выборе участников проекта учитывается их социальная активность, инициативность, способность к креативному мышлению, а также навыки коммуникативной речи.

4. Обучение участников проекта навыкам видеосьемки и видеомонтажа

5. Школьные редакции будут сформированы по следующим тематикам:

- «Мир вокруг нас»

«Школьные новости» (оперативная информация о школьной жизни)

- «Живой эфир»

Второй этап реализации проекта подразумевает сам творческий процесс, где создание телевизионных программ, позволит школьникам проявить себя оптимальным образом, индивидуально или в группе, попробовать свои силы в самом широком спектре человеческой деятельности – от гуманитарного до технического.

Выпуск новостных программ планируется 1-2 раза в месяц.

Помощь в работе над проектом оказала администрация школы. Ребятам, работающим над выпуском новостей было разрешено использовать имеющееся в школе оборудование.

Ожидаемые результаты проекта

.

  • Разработка и выпуск медиа-продуктов;
  • Активизация связей между учащимися разных классов;
  • Повышение социальной активности учащихся.
  • Развитие познавательной активности.
  • Развитие ценностной ориентации учащихся.
  • Развитие сотруднических отношений.
  • Развитие информационного пространства школы.

Литература.

  1. Сергеев И.С. «Как организовать проектную деятельность учащихся» М.: АРКТИ, 2006. – 76 с.
  2. Пахомова Н.Ю. «Метод учебного проекта в образовательном учреждении» М.: АРКТИ, 2005. – 110 с.
  3. Пахомова Н.Ю. «Освоение учителем технологии проектного обучения» // Школьные технологии. – 2006, № 6. С. – 109.
  4. Пахомова Н.Ю. «Проектное обучение что это?» // Методист. – 2004, №1. С. – 39.
  5. Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003. — 112 с. (Методическая библиотека)
  6. Романовская М.Б. «Метод проекта в образовательном процессе»

// Завуч. Управление современной школой. – 2007, № 1. С. – 118.

  1. Обухов А.С. «Эффективность применения проектной деятельности и исследовательской деятельности в обучении» // Школьные технологии. – 2006, № 5. С. - 86.
  2. Полат Е.С. «Метод проектов. История и теория вопроса»

// Школьные технологии. – 2006, № 6. С. – 43.

  1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Е.С. Полат и др. Под ред. Е.С. Полат.- М., Академия, 2003. – 271с.
  2. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. - М.: Просвещение, 2008. – 191 с.
  3. Педагогические условия формирования познавательной активности младших школьников// Образование в современном обществе: Сборник научных трудов - М.: МГПУ, 1998. – 62 с.

10.09.2020 08:57


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!