© 2020, Соломатина Людмила Михайловна 355
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
С развитием прогрессивных идей в образовании, с выдвижением на первый план идей и принципов личностно ориентированного обучения, активизируются попытки педагогов найти тот инструментарий, который бы обеспечил стабильность достижения большинством учащихся необходимых результатов образования.(слайд 1)
В 2008 году в нашей школе началась реализация программы духовно-нравственного развития, воспитания. Программа духовно- нравственного воспитания и развития направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учеников, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентом мире. (слайд 2)
Наиболее интересной и приемлемой формой работы оказался метод проекта. Чем же хорош метод проекта? Во-первых - это один из методов проблемного обучения; во-вторых, проектная деятельность охватывает различные области знаний, а значит, возможна интеграция предметов;
в-третьих, в проекте могут принимать участие не только дети, но и члены семьи, а это способствует повышению познавательной активности учащихся. (Слайд 3)
И моя роль, как учителя – направить детей на раскрытие и развитие свободной творческой личности ребёнка.
Метод проекта наиболее эффективно решает поставленные задачи, т.к. способствует:
Проектирование – это деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде. Проектирование стимулирует педагога к получению новых знаний, к творческим поискам, помогает повышать профессиональную компетентность. Владение технологией проектирования – это один из признаков высокого уровня профессионализма современного педагога.
Ведущей педагогической идеей является – развитие у учащихся школы I ступени познавательной активности при реализации программы духовно-нравственного воспитания, через проектную деятельность.( слайд 4)
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его сегодня относят к педагогическим технологиям XXI века, как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире постиндустриального общества.
«Брошенный вперёд» - таков точный перевод слова «проект».
Итак, в основе метода проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.
На сегодняшний день можно констатировать, что алгоритм проектной деятельности достаточно хорошо отработан.
В своей работе мы используем определение метода проектов автора Хромова А.А.: «Метод проекта – это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащихся, развития их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания нового продукта под контролем учителя, обладающего объективной и субъективной новизной, имеющего практическую значимость».
Кроме того, можно согласиться с Сергеевым И.С., который пишет
Результатом грамотно выстроенной проектной деятельности, становится повышение познавательной активности младших школьников и интереса к предмету.
Развитие познавательной активности младшего школьника – это целенаправленный процесс формирования устойчивых качеств личности, отражающих потребность, желание и внутреннюю убеждённость ученика в необходимости творческого познания реальной действительности, способность формулирования познавательных задач и поиска их решения.
Главным показателем сформированности познавательной активности у младших школьников, является устойчивый интерес к учебной и внеучебной деятельности, характеризующийся осознанием цели деятельности, способности к напряженной работе.
Таким образом, метод проектов – это инновационный метод обучения школьников, максимально активизирующий деятельность учащихся. Творческий проект в наибольшей степени решает учебную, развивающую и воспитательную задачи урока. Наиболее эффективна организация интегрированных творческих проектов, объединяющая несколько учебных дисциплин. Проектный метод помогает реально внедрять дифференцированный подход к учащимся, гуманитизировать и демократизировать процесс обучения. Усилить положительную мотивацию учения.( Слайд 7)
Проекты в начальной школе - это проблематично. Но все-таки возможно.
Педагогическая ценность ученического проекта определяется:
-возможностью осуществления силами данного ученика или коллектива;
-содержанием в нем новых проблем, которые могут послужить основой для нового проекта,
-навыками, которые развивает в ребенке работа над данным проектом,
-заинтересованностью ученика в проекте.
Модель развития познавательной активности младших школьников.
Познавательная активность при реализации Программы духовно-нравственного воспитания |
Исследовательская деятельность |
Интеграция предметов учебного цикла |
Разработка и проведение праздников в рамках проекта |
Конкурсы и творческие задания |
Посещение занятий в Музейном центре |
Помощь и участие семьи в реализации проекта |
Экскурсии, поездки, походы по родному краю |
Возможные формы проведения презентаций проектов:
Практическая значимость представленного опыта заключается в том, что в рамках этого опыта разработаны и представлены методические рекомендации по организации проектной деятельности в рамках программы духовно-нравственного воспитания. (Слайд8)
Применение метода проекта в программе духовно-нравственного воспитания стало новым шагом. Изучив программу, стало понятно, что эта педагогическая технология может быть эффективно использована.
При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников. Здесь учащиеся знакомятся и принимают непосредственное участие в своих первых проектах. Учатся работать в микрогруппах и обучаются самостоятельному составлению плана действий по выполнению проекта. Не следует сразу нацеливать детей на решение сложной задачи. Первые проекты должны носить практический характер и основываться на уже имеющемся опыте учеников. Задача классного руководителя- развитие у детей через проектную деятельность навыков самооценки и рефлексии собственной деятельности и всего коллектива в целом. Кроме того, это уникальный возраст для развития творческого мышления и воображения. Поэтому детям необходимо предлагать ситуацию выбора, свободы действий.
Если говорить о типологии проектов, то мы с ребятами попробовали разные виды проектов. Всё это продиктовано программой духовно-нравственного воспитания.
Этапы работы над проектом:
Этапы |
Задачи |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
1.Погружение в проект |
Определение темы, целей и задач, типа проекта, количества участников.
|
Формирование основополагающего и проблемного вопроса. Вживание в игровую ситуацию. Принятие задачи. |
Мотивирует учащихся. Формулирует проблему и объясняет цели и задачи проекта. (Подводит учащихся к самостоятельному определению проблемы проекта.) Наблюдает. |
2.Планирование. |
Анализ проблемы. Определение источников для сбора необходимой информации. Выбор методов исследования. Распределение ролей в группе. Определение критериев оценки результатов работы над проектом. Выбор формы презентации проекта.
|
Уточняют тему исследования. Формируют состав группы и распределяют роли. Осуществляют планирование работы. Выбирают форму презентации результатов. Предлагают и обосновывают свои критерии оценки работы над проектом. |
Предлагает возможные варианты состава групп и распределение ролей в группах. При необходимости помогает учащимся в анализе, поиске источников информации, планировании, выборе форм презентации и т.д. Консультирует учащихся (по их просьбе). Наблюдает. |
3.Исследование.
|
Выполнение проекта. |
Собирают информацию в соответствии со своей ролью и сообща (в соответствии с планом работы). Консультируются с учителем. Оформляют собранный материал.
|
Консультирует учащихся по необходимости. Ненавязчиво контролирует деятельность школьников. Наблюдает. |
4. Результаты и выводы. |
Корректировка деятельности учащихся. Оказание непосредственной помощи при затруднении. |
Участвуют в промежуточных обсуждениях полученных данных в группах (на уроках, занятиях и т.д.) Ведут подготовку к защите проекта, участвуют в коллективном самоанализе.
|
Практическая помощь (по необходимости) Проводит репетиции, консультации. Помогает определиться с формой и способом презентации. |
5.Презентация проекта |
Презентация проекта.
|
Защищают проект (демонстрируют понимание проблемы, целей и задач проекта,
|
Участвует в оценке результатов работы над проектом.
|
6.Оценка и результат |
Оценка результативности. Сбор информации в портфолио. Организация выставок работ учащихся |
Участвуют в коллективном анализе и оценке результатов проекта. Анализ достигнутых результатов, причин успехов и неудач.
|
Обобщает полученные результаты. Подводит итоги работы. Награждение лучших работ и участников проекта. |
Эти этапы над работы проектом традиционны и едины для всех видов проектов. Изменяется только цель, задачи и содержание.( Слайд 9)
Таким образом, ребёнок, включаясь в проект, имеет возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Эта деятельность, позволяющая проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это работа, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учитель же получает возможность наблюдать за тем, как формируется умение ребёнка общаться с окружающими его людьми, внести необходимые коррективы в его поведение, помочь почувствовать себя нужным в различных ролях, предполагаемых проектом.
В ходе организации проектной деятельности у учащихся формируются проектные умения. После окончания проекта обязательно проводится самооценка и рефлексия. Дети участвуют в коллективном анализе и оценке результатов проекта. Анализируют достигнутые результаты, причины успеха и неудач. Самооценка формируется не сразу, а постепенно. При самооценке работы над проектом у детей происходит осмысление не только процесса творчества, момент получения новых знаний, но и осознание своих внутренних перемен. Повышается самооценка личности. А это является одной из задач проектной деятельности.
В данный момент в 3 классе реализуется социальный проект «Школьная телестудия»
Цель:
создать школьную телестудию для расширения информационного пространства школы.
Для достижения цели проекта необходимо решить следующие
Задачи:
Создание команды единомышленников
Чтобы выпускать видеоматериалы, прежде всего, нужна крепкая команда. В работе телестудии принимают участие обучающиеся 3 класса.
Была сформирована группа :
- оператор и специалист по монтажу;
- корреспондент;
- оператор и специалист по монтажу;
- наборщик текста, специалист по поиску информации;
- специалист по монтажу, специалист по оборудованию ;
- редактор
- телеведущие.
План работы над проектом
На первом подготовительном этапе проводилась следующая работа :
1. Взаимодействие с заинтересованными лицами в рамках проекта: администрация школы, педагоги, учащиеся.
2. Для реализации проекта требуется специализированное помещение, кабинет, где проводятся обработка полученной информации, монтаж видеосъемки, создание конечного продукта. В кабинете имеется, оснащена необходимой оргтехникой и мультимедийным оборудованием.
3. При выборе участников проекта учитывается их социальная активность, инициативность, способность к креативному мышлению, а также навыки коммуникативной речи.
4. Обучение участников проекта навыкам видеосьемки и видеомонтажа
5. Школьные редакции будут сформированы по следующим тематикам:
- «Мир вокруг нас»
«Школьные новости» (оперативная информация о школьной жизни)
- «Живой эфир»
Второй этап реализации проекта подразумевает сам творческий процесс, где создание телевизионных программ, позволит школьникам проявить себя оптимальным образом, индивидуально или в группе, попробовать свои силы в самом широком спектре человеческой деятельности – от гуманитарного до технического.
Выпуск новостных программ планируется 1-2 раза в месяц.
Помощь в работе над проектом оказала администрация школы. Ребятам, работающим над выпуском новостей было разрешено использовать имеющееся в школе оборудование.
Ожидаемые результаты проекта
.
Литература.
// Завуч. Управление современной школой. – 2007, № 1. С. – 118.
// Школьные технологии. – 2006, № 6. С. – 43.
© 2020, Соломатина Людмила Михайловна 355