СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектирование образовательного процесса по информатике в соответствии с требованиями ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Проектирование образовательного процесса по информатике в соответствии с требованиями ФГОС»

1. Рабочая программа по предмету. Типы рабочих программ

Закон РФ «Об образовании» определяет, что к компетенциям образовательного учреждения относятся «разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин», которые входят в пакет документов школы, создаваемых в рамках реализации ФГОС и являются составной частью основной образовательной программы (ООП) образовательного учреждения.

В новом профессиональном стандарте педагога определена обобщённая трудовая функция: разработка и реализация программ учебных дисциплин, осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС, участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации, планирование и проведение учебных занятий, систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению. Поэтому, каждый учитель должен владеть методикой проектирования рабочей программы по учебному предмету.

Сегодня в терминологии используются следующие типы учебных программ:

1. примерные программы по учебным предметам;

2. авторские программы по учебным предметам;

3. рабочие программы по учебным предметам.

Примерная программа – справочный документ федерального уровня с минимально конкретизированным описанием содержания.

Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников, рабочих программ учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) и определяет обязательную часть учебного курса, предмета, дисциплины (модуля), за пределами которой остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования.

При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей достижения личностных, метапредметных и предметных результатов освоения ООП. Тем самым примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая при этом творческой инициативы учителей, и представляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса, предмета, дисциплины (модуля).

Авторская программа – это документ, созданный на основе ФГОС и примерной программы и имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса, предмета, дисциплины (модуля). Авторская программа разрабатывается одним или группой авторов. Для авторской программы характерны оригинальная концепция и построения содержания. Внедрению в практику работы общеобразовательных учреждений авторской программы предшествует ее экспертиза и апробация.

Рабочая программа – нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности.

Рабочая программа и примерная программа имеют отличия. Примерная программа определяет базовые знания, умения, навыки и отражает систему ведущих мировоззренческих идей, общие рекомендации методического характера. Рабочая программа конкретизирует соответствующий государственный образовательный стандарт с учетом необходимых требований к ее построению, учитывает возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовки учащихся, отражает специфику обучения в данном образовательном учреждении.

Таким образом:

1. примерная программа – справочный документ федерального уровня с минимально конкретизированным описанием содержания обучения. Разрабатывается методистами высшей научной квалификации на основе требований к результатам освоения основных образовательных программ;

2. авторская программа – нормативно-справочный документ федерального уровня с конкретизированным описанием содержания обучения. Разрабатывается методистами высшей научной квалификации на основе примерных программ;

3. рабочая программа – нормативный документ локального уровня с максимально конкретизированным описанием содержания обучения [1]. Разрабатывается педагогом на основе примерных (авторских) программ и допускает изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использовании организационных форм обучения и т.п.

В основе разработки рабочей программы лежат следующие действия:

1. анализ существующих программ по учебному предмету;

2. формулирование собственной точки зрения;

3. описание пояснительной записки;

4. отбор и структурирование содержания;

5. определение необходимого и достаточного перечня средств обучения;

6. оформление рабочей программы в соответствии с принятыми требованиями;

7. доработка и утверждение;

8. составление календарно-тематического планирования.

Обращаем внимание, что рабочая программа и примерная программа тоже имеют различия: рабочая программа конкретизирует и отражает специфику обучения в данном образовательном учреждении.

Процедуры ее разработки и использования в школьной практике в соответствии с законом - прерогатива образовательного учреждения и педагогического работника. (статья 28 Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации и статья 48 Обязанности и ответственность педагогических работников).

При проектировании содержания рабочей программы не обойтись без обращения к документу «Фундаментальное ядро содержания общего образования», определяющего базовые национальные ценности, основополагающие элементы научного знания, а также универсальные учебные действия, на которые комплексно ориентированы личностные, метапредметные и предметные результаты. Важно подчеркнуть, что благодаря своей структуре этот документ не ограничивается определением только содержания учебных программ, но включает организацию образовательной деятельности по отдельным учебным предметам.

Обратите внимание на методологическую основу Фундаментального ядра содержания общего образования - (принципы фундаментальности и системности), последовательно и логично доказывающую, что понятия «стандарт образования» и «обязательный минимум» не синонимы. В документе даны ориентиры системно-деятельностного подхода, описание системы универсальных учебных действий, ставших развивающим потенциалом новых образовательных стандартов.

Главный смысл работы педагога над программой – понимание и выстраивание своей деятельности в новых условиях. Неслучайно, в профессиональных стандартах учителя – среди компетенций педагога выделяется: создание индивидуальных программ развития: предсказание и планирование «зон и коридоров ближайшего развития» школьника.

2. Требования ФГОС к структуре рабочей программы и ее разделам

Рабочая программа, являясь составной частью ООП образовательного учреждения, призвана обеспечить гарантии в достижении планируемых результатов освоения ООП. Это возможно при полной реализации рабочей программы, где основным условием является необходимость её поэтапного (пошагового) описания.

Однако в Законе РФ «Об образовании» не определены требования к рабочей программе. Учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей образовательного учреждения и учащихся конкретного класса.

Следует заметить, что учитель должен разрабатывать рабочую программу ежегодно и в период перехода на ФГОС на каждый год обучения. Учитель должен соответственно вычленить из авторской программы (на основе которой составляется рабочая программа) содержание и планируемые результаты обучения по годам.

При определении содержания рабочей программы по информатике учитель должен использовать положения основной образовательной программы основного общего образования данной образовательной организации, примерную программу по информатике (реестр Министерства образования и науки Российской Федерации: http://fgosreestr.ru/), и вариативные (авторские) программы по информатике.

Целью рабочих программ учебных предметов является обеспечение достижения учащимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования.

Задачами рабочих программ является определение содержания, объёма, порядка изучения учебного материала по информатике с учетом целей, задач и особенностей образовательной деятельности образовательной организации и контингента обучающихся.

Структура рабочих программ учебных предметов определяется требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Обращаем внимание на то обстоятельство, что вступили в действие изменения в ФГОС ООО (Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 № 40937). (Ссылка на документ https://drive.google.com/file/d/0B4f2HzoeTCqzOVVVR3h3cUJVZTg/view). Согласно этому документу упростилась структура составления рабочей программы: из восьми пунктов, которые были обязательными, осталось только три. Теперь, в соответствии с изменениями, рабочие программы по учебному предмету должны содержать самое главное:

планируемые результаты освоения учебного предмета,

содержание учебного предмета;

тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

1). Пояснительная записка

Рабочая программа – это локальный нормативный документ, который действует в рамках данного образовательного учреждения и разрабатывается на основе документов, в которых содержание обучения представлено в более обобщенной форме.

Поэтому необходимо дополнить рабочую программу пояснительной запиской, в которой указывается на основе какой программы составлена данная рабочая программа.

1-й вариант: Данная программа разработана на основе авторской программы (Например): авт Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы: 5–6 классы. 7-9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

А так же желательно указать УМК и количество часов, отводимых на изучение информатики. Например: на изучение информатики в 7-9 классах основной школы отводится 105 часов.

2). Планируемые результаты освоения учебного предмета

Результаты освоения учащимися рабочей программы уточняют и детализируют результаты, указанные в разделе «Требования к результатам освоения основных образовательных программ» ФГОС, в примерной программе по информатике, в авторской программе. Поэтому их следует излагать в той же последовательности, придерживаться тех же формулировок, которые использованы в этих документах

(Выпускник (обучающийся) научится:… )

(Выпускник (обучающийся)получит возможность:…).

3). Содержание обучения

В рабочей программе должно быть отражено содержание учебного предмета для конкретной ступени образования. При написании содержания необходимо отобрать содержание обучения, которое конкретизировало бы примерную программу, и структурировать содержание по классам (годам обучения), разделам (темам).

Дополнительное содержание обучения, вводимое в модифицируемые ранее опубликованные рабочие программы других авторов, в тексте программы должно быть выделено в виде специальной рубрики «Дополнительно вводимое содержание обучения».

После написания основного содержания программы обязательно проверьте его соответствие целям, задачам и результатам обучения.

Учитель, с учетом особенностей образовательной организации и особенностей обучающихся конкретного класса, может: определять новый порядок изучения материала, перераспределять учебное время, вносить изменения в содержание изучаемой темы, дополнять требования к уровню подготовки обучающихся и т. д. Все коррективы, внесенные в используемую авторскую учебную программу, обосновываются в пояснительной записке и отражаются в соответствующих структурных компонентах программы.

4). Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

В тематическом планировании отражаются темы основных разделов учебной программы, число учебных часов, отводимых на изучение каждой темы.

Следует отметить, что порядок разработки рабочих программ и их корректировка определяются локальным нормативным актом общеобразовательной организации, т.е. каждая образовательная организация определяет, сколько пунктов и каких должно быть обязательно в рабочей программе, (могут быть включены дополнительные разделы, например, календарно-тематическое планирование по учебному предмету, оценочные материалы и др.)

Следующим этапом является разработка Календарно-тематического планирования (КТП)

Календарно-тематическое планирование − это план реализации рабочей программы, то есть конкретизированная до уроков последовательность введения единиц содержания обучения, входящих в каждую из тем (разделов).

Календарно-тематическое планирование, составленное на основе рабочей программы, отличается от тематического планирования в примерных программах по учебным предметам, в которых не отображается распределение учебного материала по урокам и не учитывается особенности работы учителя.

Календарно-тематическое планирование составляется в виде таблицы, однако его структура в разных образовательных организациях оказывается различной. Это следствие разных требований администрации и методических объединений школ к содержанию тематического планирования.

Поскольку КТП носит перспективный характер, в нем должна получить отражение информация, независимо от учебного предмета:

1. номер урока (в двух вариантах: порядковый с начала учебного года и порядковый внутри изучаемой темы);

2. дата проведения урока (рекомендуется проставлять карандашом);

3. тема урока, которая должно отражать содержание урока (тема указывается на каждый урок);

4. основное содержание урока и виды деятельности (вводимые понятия, практическая работа.).

5. Планируемые результаты обучения и т.д. (Предметные результаты необходимо записывать на каждый урок, а метапредметные (УУД) и личностные результаты можно записывать на всю тему, раздел, т.к.). и др.

Количество столбцов в КТП также определяется локальным актом образовательной организации.

Литература

1. Журин А.А. Рабочая программа по учебному предмету: разработка, экспертиза, утверждение: пособие для учителей и руководителей образовательных учреждений общего образования. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 160с.

2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. (http://fgosreestr.ru/; Реестр примерных основных общеобразовательных программ. Учебный предмет Информатика.)

3. Информатика. Программы для образовательных организаций. 2-11 классы. //Научный редактор Самылкина Н. Н. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.

Категория: Информатика
17.03.2017 21:43


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!