СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

К вопросу о проектировании различных моделей урока с использованием модулей сертифицированных ЭОР

Нажмите, чтобы узнать подробности

Спиров М.А1.Чиркова Л.Н2.

1Северный Арктический федеральный университет им. М.В. Ломоносова (САФУ), Архангельск, магистрант 2 курса по магистерской программе «ИТ в образовании»

2Северный Арктический федеральный университет им. М.В. Ломоносова (САФУ), Архангельск, кандидат педагогических наук, доцент кафедры экспериментальной математики и информатизации образования.

К вопросу о проектировании различных моделей урока с использованием модулей сертифицированных ЭОР

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

электронные образовательные ресурсы (ЭОР), модели урока, облачные сервисы, модульная конструкция, интерактивная доска.

АННОТАЦИЯ:

В статье рассматривается идея создания облачного портала, содержащего сертифицированные ЭОР для интерактивных досок, отличительной чертой которых является модульная конструкция.

Стремительные темпы информатизации современного общества привели к значительным изменениям в сфере образования. Так использование современных информационных и коммуникационных технологий вносит изменения не только в содержание, но и формы и методы обучения. В последнее время большое внимание уделяется использованию интерактивных систем обучения. Благодаря реализации национального проекта «Образование» интерактивные доски были установлены практически в каждой школе России. Связка компьютера и интерактивной доски, как средства обучения, значительно превосходят возможности традиционных средств реализации учебного процесса. Технологии интерактивной доски позволяют объединить разнообразные способы обработки и представления информации. Учитель получает мощный инструмент организации учебного материала с учетом различных видов учебной деятельности. Инструмент, позволяющий четко, компактно и последовательно представить большой объём информации и за счет возможностей аудио- и видеопредставления информации включить в учебный процесс учащихся с различными типами усвоения информации.

Педагогически целесообразное использование интерактивных систем предпола­гает не только владение инструментари­ем доски учителем, но и умение создавать и использовать материалы для различных этапов урока и соответственно, для решения различных педагогических задач. Использование инструментария интерактивной доски позволяет отойти от получившей широкое распространение подачи учебного материала в виде презентаций MS Power Point, которые хороши для первоначального знакомства с темой, разделом или курсом.

Более глубокое и полное освоение материала требует разнообразных методов и форм обучения, где на помощь приходят возможности интерактивного взаимодействия с компьютером - различные электронные образовательные ресурсы (ЭОР): виртуальные лаборатории, 3D - модели, конструкторы и тренажеры. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) на сегодняшний момент занимают одну из ведущих позиций при изучении многих школьных дисциплин.

Учитывая разнонаправленность самих ЭОР, различие технологий их представления и, как следствие, отсутствие единого методологического и методического подхода к организации учебной деятельности с применением ЭОР, целесообразной является коллективная разработка методик использования ЭОР. [1].

В среде ученых мнения о создании ЭОР разделились. Ряд ученых (И.В. Роберт, Л.П. Мартиросян, Д.Д. Аветисян, А.Н. Тихонов и др.) сходятся во мнении, что работы, связанные с производством качественной мультимедийной продукции могут выполнять только профессионалы е-Издательств, а содержание разрабатываемых ЭОР может быть задано только теми, кто погружен в учебный процесс, т.е. преподавателями или авторами-предметниками [2]. А.В Осин, например, считает, что желательно научить преподавателя разрабатывать собственные, хотя и более простые, учебные электронные продукты. [5].

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) предполагает обучение будущих педагогов с учетом развития информационных и коммуникационных технологий. Однако в образовательных программах для педагогических специальностей не уделено должного внимания разработке электронных образовательных ресурсов, методические рекомендации носят общий и поверхностный характер, а подготовка учителей к созданию и использованию электронных образовательных ресурсов для интерактивных досок не представлена в федеральном компоненте стандарта вообще.

В 2014 году и ИМиКТ С(А)ФУ им. М.В. Ломоносова было проведено анкетирование студентов 1 курса по вопросу использования интерактивной доски и ЭОР на уроках в школе. Исследование показало, более 68% первокурсников не работали с интерактивной доской. Широкие возможности интерактивных досок используются слабо, в основном ими пользуются как экранами для демонстрации презентационных материалов. Вместе с тем опрос учителей показал высокую степень их заинтересованности в использовании ЭОР, но слабую подготовленность при создании ЭОР.

Анализ эффективности использования ЭОР в образовательной деятельности, размещенных в ФЦИОР, показал отсутствие систематического и целенаправленного использования ЭОР на уроках, не смотря на наличие хорошей материальной технической базы. Средняя оценка качества, полноты и удобства использования ЭОР, размещенных в ФЦИОР, составляет 3,5 балла [1].

Основной причиной такого положения дел многие учителя школ отмечают:

  • несоответствие учебникам, рекомендованным Минобрнауки России к использованию в общеобразовательных школах (так как в большинство разработчиков ресурсов не опираются на содержание школьных учебников, УМК, образовательных программ);
  • недостаточную интерактивность ЭОР;
  • отсутствие методической поддержки образовательного процесса при использовании ЭОР.

Основное количество готовых ЭОР расположено на порталах, созданных при поддержке различных федеральных образовательных программ: Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru) и Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) (http://fcior.edu.ru).

Важно отметить, что процесс внедрения и использования ЭОР для интерактивных досок может затруднятся тем, что поставленные в школы доски отличаются не только производителями, но и набором программного обеспечения особенностями использования и, соответственно, инструментальными возможностями.

Так же проблемой является то, что ЭОР размещенные в образовательных коллекциях не гибки в использовании. В ситуациях требующих восполнения пробелов в знаниях, повторении пройденного материала, при подготовке к конкурсам, олимпиадам, экзаменам достаточно сложно, а порой и невозможно оперативно внести изменения в содержание, структуру и объем предлагаемых разработчиками ЭОР. Достаточно сложно построить образовательную линию при индивидуализации и дифференциации процесса обучения.

Выходя из положения, учителя самостоятельно разрабатывают более простые образовательные ресурсы. Так в сети интернет расположено большое количество различных образовательных порталов, на которых выкладываются личные разработки учителей. Однако качество такой продукции не обеспечивает условия педагогически целесообразного и эффективного, а также безопасного ее применения в образовательном процессе.

Проблема качества созданных ЭОР, в первую очередь, распространяется на ресурсы, созданные лично учителями и размещенными на различных образовательных порталах, сетевых педагогических сообществах. Качество такой продукции не всегда обеспечивает условия педагогически целесообразного и эффективного, а также безопасного ее применения в образовательном процессе.

Анализ отечественных и зарубежных подходов к экспертизе показывает, что как правило, вопрос качества такой продукции решается голосованием группы экспертов или в лучшем случае наблюдается итерационный процесс, который включает педагогические конкурсы, общественные комиссии, официальные экспертные советы. Эта повсеместная практика приводит к использованию некачественной электронной педагогической продукции, применение которой может нанести серьезный вред физическому и психическому здоровью молодого человека. [4].

В этой связи по мнению коллектива ученых ИИО РАО перспективной деятельностью является оценка качества и экспертиза с последующей сертификацией электронных образовательных ресурсов, созданных учителями, а также разработка отраслевых стандартов педагогико-эргономического качества средств вычислительной техники, средств информатизации и коммуникации, используемых в образовании, в том числе и электронных изданий, а также методики осуществления их экспертизы.

Здесь мы можем констатировать, что больших успехов достигли специалисты Республики Казахстан, которые сумели разработать, утвердить и внедрить государственный стандарт для электронных изданий. [6].

Под стандартизацией применения средств ИКТ в процессе изучения общеобразовательных (учебных) предметов вслед за И.В. Роберт будем понимать установление в рамках организаций сферы общего среднего образования единых норм и требований, предъявляемых к предоставлению (обеспечению) возможностей использования определенных видов средств ИКТ, используемых в процессе изучения конкретного общеобразовательного (учебного) предмета (предметной области) и сформированности представлений, знаний, умений, навыков осуществления учебной деятельности с использованием средств ИКТ в процессе освоения содержательных линий изучения конкретного общеобразовательного (учебного) предмета или предметной области. [7].

Проводя анализ современных научных исследований, посвящённых теме информатизации образования, можно сделать вывод, что основной идеей развития процесса информатизации образовательного процесса является использование всех ресурсов мультимедийного оборудования и интерактивных (предусматривающих диалог, взаимодействие с пользователем) систем обучения, предполагающих развитии новых форм представления учебного материала и методов обучения.

Усиливающуюся потребность в подготовке учителя к использованию готовых ЭОР и разработке собственных электронных образовательных ресурсов мы предлагаем реализовать за счет:

  • разработки и внедрения в образовательные программы педагогических специальностей спецкурса, факультатива или модуля «Электронные образовательные ресурсы: разработка, внедрение и использование»;
  • разработки и внедрения в учебные программы институтов переподготовки и повышения квалификации педагогических работников аналогичных модулей, кратковременных курсов (от 8 до 36 часов);
  • проведения научно-методических семинаров в ОУ при поддержке методистов ВУЗов. (например, в САФУ уже имеется некоторый опыт разработки модулей «Возможности использования интерактивной доски в образовательном процессе» для подготовки преподавателей ВУЗов в рамках однодневных методических школ).

Исходя из вышеизложенного нами разработана идея создания облачного портала, содержащего готовые, прошедшие сертификацию ЭОР для интерактивных досок, главной отличительной чертой которых является модульная конструкция. Ресурс представляет собой не готовое решение под определенный урок или занятие, а элементы конструктора – блоки, объединяемые учителем в той логике урока и представления материала, которую он хочет преподнести в процессе обучения. Что обеспечивает конструирование любой модели урока.

При этом учитель всегда может в ходе урока быстро среагировать на нестандартные ситуации, поменять последовательность применения блоков в зависимости от целесообразности их применения в соответствии с условиями.

Блоки – модули условно можно разделить на группы:

  1. информационные модули (представляющие основной учебный материал школьных учебников и соответствует ФГОС по определенному предмету, представленный в виде текстов, аудио и видео информации, графической информации), в том числе микромодули (в основе микромодулей - понятия);
  2. модули вопросы для обсуждения (в том числе примеры задач с решением);
  3. практические модули (содержащие опыты, демонстрации различных явлений, виртуальные лаборатории, обеспечивающие выполнение какой-либо практической или лабораторной работы);
  4. модули для самостоятельной работы учеников (задачи, тестовые задания, аттестационный материал);
  5. модули с домашним заданием (предусмотренные УМК домашние задания, творческие работы, проекты, исследовательские задания, темы докладов, рефератов, эссе и т.д.);
  6. модули с дополнительным материалом (расширяющим кругозор, дифференцированный материал по уровням сложности).

У учителя должна имеется возможность использования данных модулей в любом порядке в соответствии с целями и задачами конкретного урока и формированием универсальных учебных действий обучающегося. Модели уроков на основе использования модульных ЭОР будут разными при изучения нового материала, закреплении, обобщении, проблемном уроке, лабораторном практикуме, решении задач и т.д.

Использование модульной конструкции позволяет учителю координировать и корректировать деятельность учащихся на уроке в зависимости от уровня подготовки класса к уроку, от степени усвоения материала и нестандартных ситуаций, возникающих на уроке, в зависимости от решаемых задач обучения, а инструментарий облачного сервиса позволяет:

­ произвести разработку урока в соответствии с требованиями ФГОС, рабочей программы и используемого УМК, используя домашний или рабочий компьютер.

­ избавится от проблемы совместимости интерактивных модулей, разработанных под определенную модель ИД и установки дополнительного программного обеспечения.

­ оперативно получать материал занятий из облачного хранилища в случаи необходимости.

­ ученикам, пропустившим занятие, самостоятельно изучить материал урока, обратившись в облачное хранилище к необходимому материалу урока.

Облачное хранилище предназначено для хранения модулей, составляющих ЭОР по различным предметам. Предусмотрено пополнение модулей, за счет прошедших сертификацию новых образовательных ресурсов. Содержание таких модулей определяется ФГОС и УМК авторов по данному предмету.

Работа с модулями построена на взаимосвязи материала посредством гиперссылок, которые облегчают поиск того или иного искомого модуля, темы, определения (термина) или задания. Предоставляется инструмент поиска модулей ЭОР по темам, разделам, понятиям и инструмент создания собственной модели урока. Кроме того, вверху страниц находятся управляющие кнопки, которые так­же работают по типу гиперссылок и позволяют перемещаться к необходимому модулю из любого другого модуля.

Нами рассмотрена схема размещения модульных ЭОР в облачном хранилище на примере учебной дисциплины «Экономика». Варианты моделирования уроков прошли апробацию на базе МБОУ СОШ города Архангельска и показали удобство подготовки к урокам.

Таким образом, использование сервиса ЭОР для интерактивной доски дает возможность создать удобную среду для доступа и работы с созданными ресурсами. Схожесть интерфейса ИД с мобильными устройствами (смартфон, нетбук, планшетный компьютер и др.) позволяет использовать учебный материал, не только в качестве представления на ИД, но на экранах мобильных устройств учеников, выполняющих задание, лабораторную работу или тестовое задание.

Литература

  1. Тихонов Л.Н. Оценка уровня информатизации общеобразовательных учреждений России (информационно-аналитические материалы). М.: Гос. НИИ информационных технологий и телекоммуникаций «Информика». 2009, 64 с.
  2. Аветисян Д.Д. Образовательный контент для дистанционного обучения // Преподаватель XXI век. - 2009. - № 1.
  3. Горюнова, М.А. Интерактивные доски и их использование в учебном процессе/ М.А. Горюнова, Т.В. Семенова, М.В. Солоневичева / Под общ. ред. М. А. Горюнова. – СПб.: БХВ – Петербург, 2010. – 336 с.: ил
  4. Роберт И.В. Идеализированные модели педагогической продукции, функционирующей на базе информационных и коммуникационных технологий. // Сборник "Ученые записки ИИО РАО", вып. 46. – М.: ИИО РАО, 2013. – С. 5-20.
  5. Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации, М. 2003, 250 с. // Наша учеба - URL: http://nashaucheba.ru/v41314/?cc=1&view=pdf
  6. Проблемы стандартизации в разработке электронных изданий образовательного назначения: опыт республики Казахстан / Журнал «Информатика и образование» № 5’2014
  7. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психологопедагогический и технологический аспекты). 3-е изд. -М.: ИИО РАО, 2010. - 356 с.

Современные информационные технологии и ИТ-образование [Электронный ресурс] / Сборник научных трудов IX Международной научно-практической конференции / под ред. В.А. Сухомлина. – Москва: МГУ, 2014. – 274с. – 1 электрон. oпт. диск (СD-ROM). – ISBN 978-5-9556-0166-3

Категория: Прочее
12.02.2016 10:25


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!