СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Современное дошкольное образование предъявляет всё более высокие требования к воспитанию, обучению и развитию детей, неуклонно растёт объём знаний, которые нужно передать, и не оспорим факт эффективности освоения этих знаний не механическим, а осмысленным путем. Выготский Л.С. считал, что обучение должно идти впереди общего развития ребенка и вести его за собой, опираясь на "зону ближайшего развития". Опаздывая в обучении, педагоги теряют возможность регулировать детское развитие и направлять его по нужному пути. Наиболее эффективное использование возможностей ребенка осуществляется только тогда, когда период особой чувствительности к усвоению того или иного материала в его развитии еще не миновал.
Известно, что именно у детей в возрасте 5-7 лет появляется интерес к буквам и желание научиться читать. Задания должны изучатся в определенной последовательности: от простого к сложному, от изучения звуков к овладению знаниями о буквах, слиянию слоговых элементов в слова. Много времени уделяется звуковому восприятию слова, формируя фонематический слух ребенка, что в дальнейшем во многом влияет на обучение в школе.
Cоединение двух направлений работы: знакомство с буквами и обучение чтению, сохраняет интерес детей и мотивирует. Ребенку не обязательно долго учить весь алфавит и только потом начинать читать. Уже выучив первые буквы, ребенок может прочитать слоги и первые слова, что служит прекрасной мотивацией для дальнейших занятий.
Направление 1. Знакомство с буквой
Задачи
Знакомство с буквами начинается с изучения гласных, после этого осуществляется переход к согласным, потому что гласные звуки легче выделять, т. к. их можно спеть и долго протянуть. Труднее научить выделять согласные звуки, многие долго тянуть нельзя, встречается преграда (губы, зубы, язык).
Алгоритм знакомства с буквами
1.Сказка или мультфильм
2.Рисунок-ассоциация
3. Рассматривание каждой буквы
4.Выкладывание из различного материала
5.Упражнения на поиск заданной буквы
6. Игры с движением на называние букв
7. Игры на закрепление: тактильный поиск, загадки, стихи, творческие задания, подвижные игры
Упражнения на подробное знакомство с буквой:
Рассматривание каждой буквы, на что похожа, из каких элементов состоит, осязание буквы (ощупывание руками объемной буквы), поиск заданной буквы среди других букв, сравнение с другими буквами, печатание с ориентировкой на образец, путаницы из букв, буква сломалась. Выкладывание из различного материала, конструктора, лепка, запоминание стихов про каждую букву, отгадывание загадок, придумывание слов на заданную букву, дорисовывание недостающих элементов,
Направление 2. Обучение чтению
Задачи
Обучение детей чтению начинается после знакомства со следующими буквами: А, О, У, Ы, Э, И, М, Р, Н, Л идет параллельно с ознакомлением с остальным алфавитом. Весь материал для чтения и «письма» на начальных периодах обучения грамоте подбирается таким образом, чтобы его написание полностью совпадало с произношением. Большое внимание уделяется упражнениям на преобразование слов путём замены, перестановки, добавления звуков. При этом подчёркивается необходимость осмысленного чтения
Примерная последовательность ознакомления со звуками и буквами:
А, О, У, И, Ы, Э, М, Р, Н, Л, С-3, Д-Т, К-Г, Б-П, В-Ф, Ш-Ж, Е, Е, Й, Я, Ю, Х, Ч, Щ, Ц, Ь, Ъ.
Ребенок в ходе освоения навыков чтения проходит несколько этапов.
1. Сначала он запоминает образ буквы и сопоставляет его со звуком.
2. Затем учится слиянию звуков в слоги - чтение по слогам.
3. Потом овладевает слиянием слогов в слова - чтение целым словом. Постепенно ребенок начинает читать целыми словами и группами слов.
4. Понимание почитанного слова, предложения.
Дальнейшая задача - сделать это умение устойчивым, довести его до навыка, а впоследствии и до автоматизма.
Каждый этап - это ступенька лесенки, по которой поднимаются дети. Они по-разному справляются со своей задачей: кто-то быстро переходит со ступеньки на ступеньку, кто-то подолгу задерживается на каждой. Но никто не может перескочить через ступень, все последовательно проходят эти уровни. И на каждом этапе мы работаем над правильностью чтения, добиваясь безошибочного произнесения букв, слогов, окончаний, слов и так далее.
© 2023, Анчина Светлана Анчина 103