СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа ДОЛ "Солнышко"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка.

Школьный оздоровительный лагерь Листвянской средней школы регулярно открывает свою смену в период школьных каникул. Смена длится три недели летом, две - зимой и одну - осенью. Она рассчитана на сорок девчонок и мальчишек нашей школы.

Программа деятельности летнего лагеря ориенти­рована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка. Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных соци­альных групп, разного возраста, уровня развития и состо­яния здоровья.

В основе работы лагеря – коммунарская система, основоположниками которой были А.С. Макаренко и И.П.Иванов. Это педагогика радости и сотрудничества, на которой и базируются программа лагеря, стиль работы педагогического коллектива лагерных смен.

Творческое общение способствует рождению бесчисленного множества проектов лагерной жизни. Из опыта работы мы пришли к выводу, что любая программа приводит к желаемому результату только тогда, когда создаются все необходимые условия для проявления, реализации и развития самостоятельности её участников. Сельская школа – прекрасное место для удовлетворения ведущих потребностей детской природы – игровой деятельности. Наиболее перспективный и современный вариант детского лагеря на сегодня – это организация сюжетно – ролевой игры. Среди игр, оказывающих влияние на духовно – нравственное развитие личности ребенка именно они являются наиболее значимыми на современном этапе. Модели, разработанные сюжеты, оригинальные идеи можно найти в книгах и рекомендациях признанных мастеров: С.А. Шмакова, В.Г. Матвеева, О.С. Газмана, В.М. Григорьева, И.П. Иванова, Н.П. Аникеевой.

По опыту работы мы знаем, что сюжетно – ролевая игра в лагере должна отвечать следующим требованиям:

1. Иметь познавательное значение.

2. Создавать условия для совместного творчества ее участников.

3. Обеспечивать мыслительную деятельность, как взрослых, так и детей.

4. Содействовать сплочению детских объединений и коллективов.

А для того, чтобы эти требования стали жизненными, необходимо придерживаться правила “как можно меньше зрителей, как можно больше участников, действующих лиц”. При разработке сюжетно – ролевых игр педагоги нашего лагеря обращают особое внимание на то, чтобы деятельность была направлена не на организацию мероприятий (дел) и комплексов действий, объединенных общим определением “пасти детей”, а включала, прежде всего, изучение интересов, потребностей детей, создание в группе детей и подростков культурной среды, компенсацию упущенного детьми в период учебного года, предупреждение возникновения комплексов одиночества, страха, заниженной или завышенной самооценки. Создание условий для самопроявления, приобретение опыта принятия решения в нестандартной ситуации нравственного выбора, регулирование конфликтов, апробация различных ролей – вот предмет и источник основной заботы тех, кто работает с детьми в нашем школьном лагере.

Игровая (тематическая) смена, на наш взгляд, в большей степени упорядочивает жизнь лагеря и даёт возможность избежать некоторых организационных и педагогических проблем за счёт вовлечённости и взрослых, и детей в общую, развивающуюся во времени игровую деятельность.

Предлагаемые нами игровые модели – результат коллективного ума и души тех, кто принял близко к сердцу мечту ребят о настоящем отдыхе – их вожатых, наставников, педагогов.

Сроки реализации программы: лето 2018 года: лагерная смена, 21 день.

Количество детей в I смене: 25 человек.

Ожидаемые результаты работы лагеря:

  • укрепление здоровья детей;
  • развитие у школьников интереса к занятиям физкультурой и спортом;
  • расширение социального опыта;
  • формирование коммуникативных умений, основы правильного поведения, общения, культуры, досуга;
  • вырабатывание навыков ручного и общественно-полезного труда;
  • формирование осознанного отношения к себе, как к части окружающего мира.
  • осуществление экскурсий, походов, поездок помогут детям в обретении новых знаний о родном крае и научат их бережно и с любовью относиться к своей Родине.

Условия участия в программе: добровольность, взаимопонимание, должностная субординация.

Кадровое обеспечение лагеря

Начальником лагеря, воспитателями являются педагоги школы, назначенные приказом директора школы.

Вожатыми работают члены отряда «Российское движение школьников» нашей школы, прошедшие обучение курса «Школа комиссаров» и рекомендованные Советом отряда для данной деятельности. Свою деятельность они осуществляют в тесном сотрудничестве с воспитателями и руководителями организации.

Техперсонал, повар лагеря являются работниками школы и назначаются приказом директора школы.

Цели и задачи детского оздоровительного лагеря

Цель: Создание условий для обеспечения активного, интеллектуального и эмоционально – насыщенного отдыха и всестороннего развития личности ребенка на основе его включения в соуправление жизнедеятельностью лагеря через педагогику сотрудничества.

Поставленная цель достигается через решение следующих задач.

  1. Организация интересного, полноценного отдыха ребёнка.
  2. Создание условий для раскрытия и развития творческого потенциала каждого.
  3. Организация совместной деятельности детей и взрослых.
  4. Оказание методической и практической помощи в организации и проведении мероприятий.
  5. Формирование самостоятельности и ответственности за свою деятельность.
  6. Совершенствование системы организации внеурочной деятельности детей.
  7. Подготовить лидеров и организаторов игр в разновозрастных отрядах и на улицах во время летних каникул.

Основные функции лагеря

1. Социальная – это накопление социального опыта участия в общественной жизни, в труде, в коллективе.

2. Коммуникативная – это развитие навыков общения у ребят, умение жить в коллективе, быть в ладу с самим собой, со своей природой. Поэтому огромное значение имеет атмосфера в лагере, доброжелательный настрой всего коллектива, гуманное отношение педагогов к детям.

3. Развивающая, образовательная, воспитательная – это развитие познавательной активности детей и подростков, их эрудиции, сообразительности, приобретение практических навыков в разнообразной деятельности.

4. Досуговая – это воспитание культуры свободного времени. Предоставление детям свободы выбора своего досуга, возможность удовлетворять свои различные интересы, запросы в целях саморазвития и личностного роста.

Модели сюжетно-ролевых игр (из опыта работы нашего пришкольного лагеря)

Смена "Морские приключения или Вслед за алыми парусами"

Романтика морских приключений…Каждый человек мечтает хотя бы один раз в жизни встать на капитанский мостик прекрасного фрегата.

Участники смены смогут осуществить эту мечту. Известный Капитан набирает флотилию для экспедиции, поставившей себе цель: открыть все тайны мира. Что ожидает юных путешественников в открытом море? Какие тайны откроются перед ними? Покажет только время.

В течение оргпериода формируются экипажи кораблей, где все участники становятся юнгами и матросами, а вожатые – боцманами и штурманами.

Из дел в этой смене проводятся:

- "Пираты Листвянского моря" (игра на сплочение коллектива); - "Поиск клада пирата Флинта"; - "В гостях у Робинзона"; - "Морская регата"; - "Морской бой"; - "День Нептуна"; - "Фестиваль морской песни"; - "По следам пропавшей экспедиции"; - "День великих путешественников".

В конце смены создаётся музей "морских путешествий и открытий" с портретной галереей "великих путешественников и первооткрывателей", в которых дети с удовольствием будут узнавать свои лица.

Смена “Страна сказок”

Все дети любят сказки. Создавая план работы, брали за основу тягу детей ко всему сказочному и волшебному. Все дни смены - это одно большое путешествие в страну сказок. Каждый ребёнок за это время мог попробовать себя в различных ролях: королевский шут, русалка, герои различных сказок…Ведь в сказочной жизни может произойти всякое, и чудеса творить не только волшебники, но и те, кто только учится этому сложному делу.

События в сказочной стране связаны друг с другом, общими являются какие-либо сказочные предметы: волшебная палочка, волшебное кольцо, скатерть-самобранка. Действуют советы добрых и злых сил, Академия волшебных наук, где каждый может найти себе занятие по душе.

Из дел в такой сказочной стране проводятся: “Сказка за сказкой” (викторина- кругосветка, встреча со сказочными героями), мультвикторины, киновстречи, создание своих версий сказок; - “Парад королевских шутов” (день смеха); - “Алиса в стране чудес” (состязания, конкурсы, испытания в различных сказках); - “Молодецкие игры"; - "День Нептуна"; - “День кривых зеркал” (всё наоборот); - “В поисках лесных кладов”; - “Придворный бал”; - “Царская охота”; - “Встреча нечистой силы на Лысой горе”.

Здесь все зависит от фантазии и выдумки самых главных волшебников – воспитателей лагеря и наших вожатых.

Смена "Кругосветное путешествие"

В наше время уделяется большое внимание проблемам межнациональных отношений в обществе. Недопонимание поступков людей других национальностей, расовые предрассудки приводят к межнациональным конфликтам и войнам. Предотвратить всё это можно, изучая национальную культуру разных народов, которая включает в себя вековые традиции, национальную музыку, танцы. Очень важно научить всему этому человека как можно раньше. Получать нужные знания можно и в более зрелые годы. Однако, использование их станет качественно иным. Человек будет помнить эту информацию, но следовать ей будет далеко не всегда. Другие приоритеты могут создавать альтернативу, и выученный запрет не всегда будет реализован.

В этой смене мы были туристами и путешествовали по разным странам мира, исследуя их традиции, культуру и язык. Каждый из дней смены был посвящён определённой стране или целому континенту: Россия, Индия, Япония, Африка…Каждый день включал в себя изучение географических, исторических, художественных и этнографических знаний. К спортивному часу отряды готовили национальные игры, а во время кружковой работы изучали особенности национальных промыслов. К обеду дети готовили доступные блюда данной страны. Дни завершались отчётным итоговым концертом и викториной по изучаемой стране.

Смена "В поисках зимних приключений"

В течение оргпериода создаётся клуб любителей приключений, где каждому из отрядов выдаётся карта путешествий по зимним праздникам. В ней будут фиксироваться все интересные события смены.

Из дел в такой смене проводятся:

-Посвящение.

- Новогодние приключения в зимнем лагере.

- Вечера на хуторе близ Листвянки.

Концептуальный подход

Изменение ценностных ориентаций заметно в настоящее время во всех сферах жизни общества. Решение ряда проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской ответственности, гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и народа России. Духовность заключается в любящем отношении к другому, в приоритетности интересов другого над собственными, в утверждении своим отношением несравненной ценности другого. Духовность представляет собой в высшей степени сложную совокупность общечеловеческих норм и ценностей. Духовные ценности вырабатываются каждым человеком самостоятельно, а не усваиваются в готовом виде путем «извлечения» из книг или чужого опыта.

Основная деятельность лагеря дневного пребывания направлена на развитие личности ребенка и включение его в разнообразие человеческих отношений и межличностное общение со сверстниками. Детский лагерь, учитывая его специфическую деятельность, может дать детям определенную целостную систему нравственных ценностей и культурных традиций через погружение ребенка в атмосферу игры и познавательной деятельности дружеского микросоциума. Погружая ребенка в атмосферу лагеря, мы даем ему возможность открыть в себе положительные качества личности, ощутить значимость собственного «я»; осознать себя личностью, вызывающей положительную оценку в глазах других людей; повысить самооценку; выйти на новый уровень общения, где нет места агрессии и грубости.

Находясь в лагере дневного пребывания, дети ежедневно включаются в оздоровительный процесс, для которого характерны: упорядоченный ритм жизни, режим питания, закаливание, поддержка мышечного и эмоционального тонуса. Результатом осуществления оздоровительного направления является формирование потребности в здоровом образе жизни.

Досуговая деятельность в смене «Лучик» направлена на вовлечение детей в мероприятия с последующим выявлением их наклонностей и способностей.

3. Методическое сопровождение программы

Основными методами организации деятельности являются:

  • Метод игры (игры отбираются воспитателями в соответствии с поставленной целью);
  • Методы театрализации (реализуется через костюмирование, обряды, ритуалы);
  • Методы состязательности (распространяется на все сферы творческой деятельности);
  • Метод коллективной творческой деятельности (КТД).

Психологические услуги.

Психологические услуги предоставляются в следующих формах:

  • Проведение воспитательно-профилактической работы с детьми в целях предотвращения или устранения негативных психологических факторов, ухудшающих их психическое здоровье;
  • Беседы с детьми по налаживанию и поддерживанию их межличностных взаимоотношений.

Механизм реализации

«Солнышко» - смена лагеря дневного пребывания. Этапы реализации программы:

1.Подготовительный (май):

-подбор кадров;

-подготовка методических материалов;

-подготовка материально-технической базы.

2. Организационный:

-формирование отрядов;

-знакомство с режимом работы лагеря и правилами;

-оформление уголков отрядов.

3. Основной (21 день):

-образовательная деятельность;

-оздоровительная деятельность;

-культурно-досуговая деятельность;

-методическая работа с воспитателями, вожатыми.

4. Заключительный:

-закрытие смены (последний день смены);

-сбор отчетного материала;

-анализ реализации программы и выработка рекомендаций.

Схема управления программой

Программа разработана заместителем директора по учебно-воспитательной работе, который на протяжении всего времени реализации является проводником и координатором идей программы, проводит анализ проделанной работы и вносит соответствующие коррективы, объединяет вокруг себя всех участников смены.

Участниками данной программы являются дети в возрасте от 7 до 15 лет различных социальных групп (дети из неблагополучных семей, дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации).

Для организации работы по реализации программы смены:

-проводятся ежедневные планерки воспитателей;

-составляются планы работы, где отражаются и анализируются события и проблемы дня;

-проводятся анкетирование и тестирование воспитанников на различных этапах смены;

-оказывается методическая и консультативная помощь педагогам;

-сотрудники обеспечиваются методической литературой, инструментарием по проведению тренинговых мероприятий, тематических мероприятий и т. д.;

-проводятся инструктажи с педагогами по охране жизни здоровья; мероприятий по профилактике детского травматизма.

14.01.2019 16:53


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!