СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Пояснительная записка.
Школьный оздоровительный лагерь Листвянской средней школы регулярно открывает свою смену в период школьных каникул. Смена длится три недели летом, две - зимой и одну - осенью. Она рассчитана на сорок девчонок и мальчишек нашей школы.
Программа деятельности летнего лагеря ориентирована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка. Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.
В основе работы лагеря – коммунарская система, основоположниками которой были А.С. Макаренко и И.П.Иванов. Это педагогика радости и сотрудничества, на которой и базируются программа лагеря, стиль работы педагогического коллектива лагерных смен.
Творческое общение способствует рождению бесчисленного множества проектов лагерной жизни. Из опыта работы мы пришли к выводу, что любая программа приводит к желаемому результату только тогда, когда создаются все необходимые условия для проявления, реализации и развития самостоятельности её участников. Сельская школа – прекрасное место для удовлетворения ведущих потребностей детской природы – игровой деятельности. Наиболее перспективный и современный вариант детского лагеря на сегодня – это организация сюжетно – ролевой игры. Среди игр, оказывающих влияние на духовно – нравственное развитие личности ребенка именно они являются наиболее значимыми на современном этапе. Модели, разработанные сюжеты, оригинальные идеи можно найти в книгах и рекомендациях признанных мастеров: С.А. Шмакова, В.Г. Матвеева, О.С. Газмана, В.М. Григорьева, И.П. Иванова, Н.П. Аникеевой.
По опыту работы мы знаем, что сюжетно – ролевая игра в лагере должна отвечать следующим требованиям:
1. Иметь познавательное значение.
2. Создавать условия для совместного творчества ее участников.
3. Обеспечивать мыслительную деятельность, как взрослых, так и детей.
4. Содействовать сплочению детских объединений и коллективов.
А для того, чтобы эти требования стали жизненными, необходимо придерживаться правила “как можно меньше зрителей, как можно больше участников, действующих лиц”. При разработке сюжетно – ролевых игр педагоги нашего лагеря обращают особое внимание на то, чтобы деятельность была направлена не на организацию мероприятий (дел) и комплексов действий, объединенных общим определением “пасти детей”, а включала, прежде всего, изучение интересов, потребностей детей, создание в группе детей и подростков культурной среды, компенсацию упущенного детьми в период учебного года, предупреждение возникновения комплексов одиночества, страха, заниженной или завышенной самооценки. Создание условий для самопроявления, приобретение опыта принятия решения в нестандартной ситуации нравственного выбора, регулирование конфликтов, апробация различных ролей – вот предмет и источник основной заботы тех, кто работает с детьми в нашем школьном лагере.
Игровая (тематическая) смена, на наш взгляд, в большей степени упорядочивает жизнь лагеря и даёт возможность избежать некоторых организационных и педагогических проблем за счёт вовлечённости и взрослых, и детей в общую, развивающуюся во времени игровую деятельность.
Предлагаемые нами игровые модели – результат коллективного ума и души тех, кто принял близко к сердцу мечту ребят о настоящем отдыхе – их вожатых, наставников, педагогов.
Сроки реализации программы: лето 2018 года: лагерная смена, 21 день.
Количество детей в I смене: 25 человек.
Ожидаемые результаты работы лагеря:
Условия участия в программе: добровольность, взаимопонимание, должностная субординация.
Кадровое обеспечение лагеря
Начальником лагеря, воспитателями являются педагоги школы, назначенные приказом директора школы.
Вожатыми работают члены отряда «Российское движение школьников» нашей школы, прошедшие обучение курса «Школа комиссаров» и рекомендованные Советом отряда для данной деятельности. Свою деятельность они осуществляют в тесном сотрудничестве с воспитателями и руководителями организации.
Техперсонал, повар лагеря являются работниками школы и назначаются приказом директора школы.
Цели и задачи детского оздоровительного лагеря
Цель: Создание условий для обеспечения активного, интеллектуального и эмоционально – насыщенного отдыха и всестороннего развития личности ребенка на основе его включения в соуправление жизнедеятельностью лагеря через педагогику сотрудничества.
Поставленная цель достигается через решение следующих задач.
Основные функции лагеря
1. Социальная – это накопление социального опыта участия в общественной жизни, в труде, в коллективе.
2. Коммуникативная – это развитие навыков общения у ребят, умение жить в коллективе, быть в ладу с самим собой, со своей природой. Поэтому огромное значение имеет атмосфера в лагере, доброжелательный настрой всего коллектива, гуманное отношение педагогов к детям.
3. Развивающая, образовательная, воспитательная – это развитие познавательной активности детей и подростков, их эрудиции, сообразительности, приобретение практических навыков в разнообразной деятельности.
4. Досуговая – это воспитание культуры свободного времени. Предоставление детям свободы выбора своего досуга, возможность удовлетворять свои различные интересы, запросы в целях саморазвития и личностного роста.
Модели сюжетно-ролевых игр (из опыта работы нашего пришкольного лагеря)
Смена "Морские приключения или Вслед за алыми парусами"
Романтика морских приключений…Каждый человек мечтает хотя бы один раз в жизни встать на капитанский мостик прекрасного фрегата.
Участники смены смогут осуществить эту мечту. Известный Капитан набирает флотилию для экспедиции, поставившей себе цель: открыть все тайны мира. Что ожидает юных путешественников в открытом море? Какие тайны откроются перед ними? Покажет только время.
В течение оргпериода формируются экипажи кораблей, где все участники становятся юнгами и матросами, а вожатые – боцманами и штурманами.
Из дел в этой смене проводятся:
- "Пираты Листвянского моря" (игра на сплочение коллектива); - "Поиск клада пирата Флинта"; - "В гостях у Робинзона"; - "Морская регата"; - "Морской бой"; - "День Нептуна"; - "Фестиваль морской песни"; - "По следам пропавшей экспедиции"; - "День великих путешественников".
В конце смены создаётся музей "морских путешествий и открытий" с портретной галереей "великих путешественников и первооткрывателей", в которых дети с удовольствием будут узнавать свои лица.
Смена “Страна сказок”
Все дети любят сказки. Создавая план работы, брали за основу тягу детей ко всему сказочному и волшебному. Все дни смены - это одно большое путешествие в страну сказок. Каждый ребёнок за это время мог попробовать себя в различных ролях: королевский шут, русалка, герои различных сказок…Ведь в сказочной жизни может произойти всякое, и чудеса творить не только волшебники, но и те, кто только учится этому сложному делу.
События в сказочной стране связаны друг с другом, общими являются какие-либо сказочные предметы: волшебная палочка, волшебное кольцо, скатерть-самобранка. Действуют советы добрых и злых сил, Академия волшебных наук, где каждый может найти себе занятие по душе.
Из дел в такой сказочной стране проводятся: “Сказка за сказкой” (викторина- кругосветка, встреча со сказочными героями), мультвикторины, киновстречи, создание своих версий сказок; - “Парад королевских шутов” (день смеха); - “Алиса в стране чудес” (состязания, конкурсы, испытания в различных сказках); - “Молодецкие игры"; - "День Нептуна"; - “День кривых зеркал” (всё наоборот); - “В поисках лесных кладов”; - “Придворный бал”; - “Царская охота”; - “Встреча нечистой силы на Лысой горе”.
Здесь все зависит от фантазии и выдумки самых главных волшебников – воспитателей лагеря и наших вожатых.
Смена "Кругосветное путешествие"
В наше время уделяется большое внимание проблемам межнациональных отношений в обществе. Недопонимание поступков людей других национальностей, расовые предрассудки приводят к межнациональным конфликтам и войнам. Предотвратить всё это можно, изучая национальную культуру разных народов, которая включает в себя вековые традиции, национальную музыку, танцы. Очень важно научить всему этому человека как можно раньше. Получать нужные знания можно и в более зрелые годы. Однако, использование их станет качественно иным. Человек будет помнить эту информацию, но следовать ей будет далеко не всегда. Другие приоритеты могут создавать альтернативу, и выученный запрет не всегда будет реализован.
В этой смене мы были туристами и путешествовали по разным странам мира, исследуя их традиции, культуру и язык. Каждый из дней смены был посвящён определённой стране или целому континенту: Россия, Индия, Япония, Африка…Каждый день включал в себя изучение географических, исторических, художественных и этнографических знаний. К спортивному часу отряды готовили национальные игры, а во время кружковой работы изучали особенности национальных промыслов. К обеду дети готовили доступные блюда данной страны. Дни завершались отчётным итоговым концертом и викториной по изучаемой стране.
Смена "В поисках зимних приключений"
В течение оргпериода создаётся клуб любителей приключений, где каждому из отрядов выдаётся карта путешествий по зимним праздникам. В ней будут фиксироваться все интересные события смены.
Из дел в такой смене проводятся:
-Посвящение.
- Новогодние приключения в зимнем лагере.
- Вечера на хуторе близ Листвянки.
Концептуальный подход
Изменение ценностных ориентаций заметно в настоящее время во всех сферах жизни общества. Решение ряда проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской ответственности, гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и народа России. Духовность заключается в любящем отношении к другому, в приоритетности интересов другого над собственными, в утверждении своим отношением несравненной ценности другого. Духовность представляет собой в высшей степени сложную совокупность общечеловеческих норм и ценностей. Духовные ценности вырабатываются каждым человеком самостоятельно, а не усваиваются в готовом виде путем «извлечения» из книг или чужого опыта.
Основная деятельность лагеря дневного пребывания направлена на развитие личности ребенка и включение его в разнообразие человеческих отношений и межличностное общение со сверстниками. Детский лагерь, учитывая его специфическую деятельность, может дать детям определенную целостную систему нравственных ценностей и культурных традиций через погружение ребенка в атмосферу игры и познавательной деятельности дружеского микросоциума. Погружая ребенка в атмосферу лагеря, мы даем ему возможность открыть в себе положительные качества личности, ощутить значимость собственного «я»; осознать себя личностью, вызывающей положительную оценку в глазах других людей; повысить самооценку; выйти на новый уровень общения, где нет места агрессии и грубости.
Находясь в лагере дневного пребывания, дети ежедневно включаются в оздоровительный процесс, для которого характерны: упорядоченный ритм жизни, режим питания, закаливание, поддержка мышечного и эмоционального тонуса. Результатом осуществления оздоровительного направления является формирование потребности в здоровом образе жизни.
Досуговая деятельность в смене «Лучик» направлена на вовлечение детей в мероприятия с последующим выявлением их наклонностей и способностей.
3. Методическое сопровождение программы
Основными методами организации деятельности являются:
Психологические услуги.
Психологические услуги предоставляются в следующих формах:
Механизм реализации
«Солнышко» - смена лагеря дневного пребывания. Этапы реализации программы:
1.Подготовительный (май):
-подбор кадров;
-подготовка методических материалов;
-подготовка материально-технической базы.
2. Организационный:
-формирование отрядов;
-знакомство с режимом работы лагеря и правилами;
-оформление уголков отрядов.
3. Основной (21 день):
-образовательная деятельность;
-оздоровительная деятельность;
-культурно-досуговая деятельность;
-методическая работа с воспитателями, вожатыми.
4. Заключительный:
-закрытие смены (последний день смены);
-сбор отчетного материала;
-анализ реализации программы и выработка рекомендаций.
Схема управления программой
Программа разработана заместителем директора по учебно-воспитательной работе, который на протяжении всего времени реализации является проводником и координатором идей программы, проводит анализ проделанной работы и вносит соответствующие коррективы, объединяет вокруг себя всех участников смены.
Участниками данной программы являются дети в возрасте от 7 до 15 лет различных социальных групп (дети из неблагополучных семей, дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации).
Для организации работы по реализации программы смены:
-проводятся ежедневные планерки воспитателей;
-составляются планы работы, где отражаются и анализируются события и проблемы дня;
-проводятся анкетирование и тестирование воспитанников на различных этапах смены;
-оказывается методическая и консультативная помощь педагогам;
-сотрудники обеспечиваются методической литературой, инструментарием по проведению тренинговых мероприятий, тематических мероприятий и т. д.;
-проводятся инструктажи с педагогами по охране жизни здоровья; мероприятий по профилактике детского травматизма.
© 2019, Зинкова Татьяна Владимировна 498