СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Муниципальная Сакулинская основная общеобразовательная школа
Программа «Надежда»
Программа по изобразительному искусству с применением краеведческого материала
(проект) направление: краеведческое
форма организации образовательной
деятельности–уроки ИЗО
автор:Учитель ИЗО МХК
Тропкина Марина Александровна
пояснительная записка
Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Д. С. Лихачев.
Краеведение имеет почти 150- летнюю историю развития в России. Основными социальными институтами, включенными в краеведческую деятельность, остаются музеи, библиотеки, школа. Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты – все это мы передаем детям, что очень важно для воспитания нравственных и патриотических чувств. Большая роль в этом отводится учителю. Краеведение – это знание о ближней родине, от слов «ведать», «знать» свою родину, ее природу, историю, хозяйство, быт, взгляды, верования, традиции местного населения. Краеведение помогает узнать учащимся историю своей семьи, родной школы, села, города, области, края.
Настоящая программа должна быть направлена на создание системы широкого использования краеведческой и экскурсионной деятельности в образовательном процессе школы на основе изучения родного края и разработана совместно с советом школы. В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения русской культуры, изучения истории народа, восстановления духовности. Краеведение способствует развитию у учащихся любознательности, познавательных интересов, собирательской активности. Программа является составной частью воспитательной и образовательной программ школы. Целью программы является совершенствование системы образования на основе изучения родного края с использованием краеведческой деятельности, способствующей воспитанию нравственно здоровых, молодых людей, любящих свою Родину и ответственных за ее будущее. Данная программа даст возможность школьникам шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности его природы, истории и культуры, приобщиться к исследовательской деятельности, имеющей общественное значение и практическую ценность, принять участие в созидательной деятельности, развивать свои творческие способности. Она способствует осуществлению одной из важнейших задач образования: введению растущего человека в поле родной культуры, в духовную атмосферу того места, с которого начинается его судьба, воспитанию у школьников патриотизма, бережному отношению к природному и духовному наследию родного края.
Предлагаемая программа не претендует на полный охват тем и проблем истории села и близлежащих деревень. Предложенные методы и формы проведения занятий не являются единственно возможными. Планы занятий – основа для размышлений, поиска и деятельности. При изучении данного курса необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. Учителю необходимо использовать разнообразные формы и методы: экскурсии, консультации музейных работников, организация выставок, подготовка учащимися сообщений по заданию учителя, которые позволяют учащимся активно и самостоятельно работать, формировать свое собственное мнение, уметь его аргументировать, анализировать факты и разные источники информации. Воспитывать у школьников любовь к родному краю, гордость за его прошлое и настоящее – качества, на основе которых формируются гражданственность, чувство ответственности за свою Родину. Знание учащихся о прошлом родного края – важная составляющая школьного образования.
Большая часть программы направлена на изучение истоков народной культуры. Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память.
Народная культура донесла до нас древние традиции, которые не должны быть забыты. Но культура не может жить одной традицией, она постоянно поддерживается новым временем и новым поколением, вступает в несколько изменившиеся исторические условия. Народным называют искусство широких масс. Главной, определяющей чертой народного искусства является коллективный характер. Это прежде всего проявляется в преемственности многовековых традиций. Народные мастера на протяжении веков использовали секреты мастерства, орнаментику, художественные образы, сюжеты, передаваемые им родителями, односельчанами. Старые мастера обучали молодежь искусству: как вырезать ложку, расписывать прялку, ткать узорные полотна, шить одежду, плести кружево. Из поколения в поколение сохранялись традиции художественного творчества. За каждым народным мастером стоит коллективный опыт многих поколений людей, которые являются как бы соавторами в изготовлении того или иного предмета. Изучению этого опыта и посвящена данная программа.
Так же, как культура неотделима от образования, обучение не должно идти в отрыве от художественно-эстетического развития. Изучение традиций, особенностей художественных народных ремесел и основ декоративно-прикладного творчества родного края приобщает учащихся к художественному творчеству; позволяет ощутить связь времен. Посещение ими музеев, выставок декоративно-прикладного искусства повышает общий культурный уровень, способствует эстетическому развитию.
Направление краеведческое
Цели:
Основные задачи:
Задачи программы:
Основные принципы обучения:
сотворчество и ответственность;
индивидуализация и дифференциация;
доброжелательность и достоинство;
природосообразность и учет возрастных особенностей.
Программа предусматривает использование следующих методов
учебно-воспитательной работы:
сопоставление обучающих моментов с интересами и потребностями учащихся.
Дидактический материал:
Ожидаемые конечные результаты реализации программы
Учащиеся должны ЗНАТЬ:
УМЕТЬ:
Учащиеся СТАНУТ:
ПОЗНАКОМЯТСЯ:
основания для разработки программы
Настоящая программа направлена на создание системы широкого использования краеведческой и экскурсионной деятельности в образовательном процессе школы на основе изучения родного края и разработана учителем ИЗО, зав.школьным музеем Тропкиной М.А. совместно с учителями и советом школы.
Программа является составной частью воспитательной и образовательной программ школы.
1. Наименование программы |
Программа развития образования школьников средствами краеведческой деятельности "Надежда" |
2. Основания для разработки программы |
|
3. Разработчики |
Тропкина М.А. зав.школьным музеем, |
4. Цели и задачи |
Создание школьной системы образовательно-воспитательной программы деятельности по формированию гражданских и патриотических качеств личности в условиях углублённого изучения и исследования родного края. Закрепление положительных результатов, достигнутых на первом этапе работы вовлечение в краеведческую деятельность как можно большего количества детей и развитие у них стабильного интереса к познанию своего края, воспитание экологической культуры, создание доступных обучающимся комплексов краеведческих материалов в учебных кабинетах и экспозициях музея в школе, сохранение исторической памяти, совершенствование нравственного и физического воспитания обучающихся. |
5. Структура программы |
|
6. Исполнители |
Тропкина М.А. |
7. Организация контроля |
Оперативный контроль директора школы, организатора краеведческой деятельности. Открытый просмотр реализации программных мероприятий. Плановые отчёты ответственных лиц. |
8. Ожидаемые конечные результаты |
Формирование необходимых умений и навыков для успешной самореализации в современном обществе, воспитание патриотических чувств, бережного отношения к природному и культурному наследию родного края. |
Уроки с элементами краеведения (темы):
Виды декоративно-прикладного искусства, народного творчества и ремесел: крестьянские жилые постройки, резьба и роспись по дереву. Гончарное производство, народная одежда, ручное ткачество, кружево, вышивка.
l Теоретическое обучение. Отличительные особенности игрушки, ее возникновение и развитие. Технология изготовления игрушки и подбор красок.
l Практическое обучение. Разработка эскизов по назначению игрушки, изготовление, роспись глиняных игрушек.
« Народные промыслы нашего края»
«Дети любят труд, в процессе которого создается что-то красивое, необычное».
В.А.Сухомлинский.
© 2015, Тропкина Марина Александровна 1699