СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по краеведению "Надежда"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальная Сакулинская основная общеобразовательная школа

Программа «Надежда»

Программа по изобразительному искусству с применением краеведческого материала

(проект) направление: краеведческое

форма организации образовательной

деятельности–уроки ИЗО

автор:Учитель ИЗО МХК

Тропкина Марина Александровна

пояснительная записка

Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Д. С. Лихачев.

Краеведение имеет почти 150- летнюю историю развития в России. Основными социальными институтами, включенными в краеведческую деятельность, остаются музеи, библиотеки, школа. Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты – все это мы передаем детям, что очень важно для воспитания нравственных и патриотических чувств. Большая роль в этом отводится учителю. Краеведение – это знание о ближней родине, от слов «ведать», «знать» свою родину, ее природу, историю, хозяйство, быт, взгляды, верования, традиции местного населения. Краеведение помогает узнать учащимся историю своей семьи, родной школы, села, города, области, края.

Настоящая программа должна быть направлена на создание системы широкого использования краеведческой и экскурсионной деятельности в образовательном процессе школы на основе изучения родного края и разработана совместно с советом школы. В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения русской культуры, изучения истории народа, восстановления духовности. Краеведение способствует развитию у учащихся любознательности, познавательных интересов, собирательской активности. Программа является составной частью воспитательной и образовательной программ школы. Целью программы является совершенствование системы образования на основе изучения родного края с использованием краеведческой деятельности, способствующей воспитанию нравственно здоровых, молодых людей, любящих свою Родину и ответственных за ее будущее. Данная программа даст возможность школьникам шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности его природы, истории и культуры, приобщиться к исследовательской деятельности, имеющей общественное значение и практическую ценность, принять участие в созидательной деятельности, развивать свои творческие способности. Она способствует осуществлению одной из важнейших задач образования: введению растущего человека в поле родной культуры, в духовную атмосферу того места, с которого начинается его судьба, воспитанию у школьников патриотизма, бережному отношению к природному и духовному наследию родного края.

Предлагаемая программа не претендует на полный охват тем и проблем истории села и близлежащих деревень. Предложенные методы и формы проведения занятий не являются единственно возможными. Планы занятий – основа для размышлений, поиска и деятельности. При изучении данного курса необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. Учителю необходимо использовать разнообразные формы и методы: экскурсии, консультации музейных работников, организация выставок, подготовка учащимися сообщений по заданию учителя, которые позволяют учащимся активно и самостоятельно работать, формировать свое собственное мнение, уметь его аргументировать, анализировать факты и разные источники информации. Воспитывать у школьников любовь к родному краю, гордость за его прошлое и настоящее – качества, на основе которых формируются гражданственность, чувство ответственности за свою Родину. Знание учащихся о прошлом родного края – важная составляющая школьного образования.

Большая часть программы направлена на изучение истоков народной культуры. Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память.

Народная культура донесла до нас древние традиции, которые не должны быть забыты. Но культура не может жить одной традицией, она постоянно поддерживается новым временем и новым поколением, вступает в несколько изменившиеся исторические условия. Народным называют искусство широких масс. Главной, определяющей чертой народного искусства является коллективный характер. Это прежде всего проявляется в преемственности многовековых традиций. Народные мастера на протяжении веков использовали секреты мастерства, орнаментику, художественные образы, сюжеты, передаваемые им родителями, односельчанами. Старые мастера обучали молодежь искусству: как вырезать ложку, расписывать прялку, ткать узорные полотна, шить одежду, плести кружево. Из поколения в поколение сохранялись традиции художественного творчества. За каждым народным мастером стоит коллективный опыт многих поколений людей, которые являются как бы соавторами в изготовлении того или иного предмета. Изучению этого опыта и посвящена данная программа.

Так же, как культура неотделима от образования, обучение не должно идти в отрыве от художественно-эстетического развития. Изучение традиций, особенностей художественных народных ремесел и основ декоративно-прикладного творчества родного края приобщает учащихся к художественному творчеству; позволяет ощутить связь времен. Посещение ими музеев, выставок декоративно-прикладного искусства повышает общий культурный уровень, способствует эстетическому развитию.

Направление краеведческое

Цели:

  • сформировать целостное восприятие народного искусства и декоративно-прикладного творчества как части культуры народа;
  • расширить знания учащихся о нашем крае, изучая основные виды народных и декоративно-прикладных промыслов края;
  • развить интерес к народному искусству и декоративно-прикладному творчеству;
  • воспитать любовь, гордость и глубокое уважение к родному краю.

Основные задачи:

  • дать представление о народных промыслах;
  • показать связь прошлого с современностью, влияние традиций народного искусства на обустройство современного быта.
  • познакомить учащихся с историей возникновения и технологией изготовления изделий народного промысла и декоративно-прикладного искусства края.
  • способствовать развитию воображения, творчества, художественного и эстетического вкуса, активизировать мыслительные процессы, пробуждать желание самостоятельного воплощения своих идей.

Задачи программы:

  • Познавательная: развить познавательный интерес учащихся, включив их в деятельность по освоению техник декоративной работы;
  • Развивающая: развить личность учащихся, их активность, самостоятельность, умение общаться;
  • Мотивационная: создать комфортную обстановку, атмосферу доброжелательности и сотрудничества, включив учащихся в активную деятельность по освоению избранных видов рукоделия;
  • Обучающая: сформировать знания о художественных народных промыслах, их функциональном назначении; освоить следующие навыки предметной деятельности;
  • Эстетическая: воспитать аккуратность, опрятность, культуру поведения, умение ценить красоту художественного изделия.

Основные принципы обучения:

сотворчество и ответственность;

индивидуализация и дифференциация;

доброжелательность и достоинство;

природосообразность и учет возрастных особенностей.

Программа предусматривает использование следующих методов

учебно-воспитательной работы:

  1. объяснительно- иллюстративный;
  2. инструктивно-репродуктивный;
  3. проблемное обучение (проблемное изложение, частично-поисковый, научно-исследовательский);

сопоставление обучающих моментов с интересами и потребностями учащихся.

  • из перечисленных методов соответствуют формы занятий:
  1. 1. рассказ, беседа, демонстрация, чтение информационных текстов, экскурсия,презентация;
  2. 2. использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов, практическое занятие, викторина, консультация, работа с архивными документами, фотографиями;
  3. 3. проблемная лекция, решение проблем с помощью учителя, работа в музеях, архивах, конференциях, экспедициях, встречи с интересными людьми. Нестандартные: эстафета творческих дел, конкурс, выставка-презентация, ярмарки.

Дидактический материал:

  • Журналы, статьи;
  • Публикации с описанием техники изготовления различных изделий;
  • Чертежи, схемы, эскизы будущих изделий, рисунки;
  • Интернет.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

  • организация гарантированного непрерывного процесса получения, расширения и углубления знаний об окружающем мире, осуществляющаяся в учебной деятельности;
  • получение каждым учащимся необходимого объёма знаний о родном крае.
  • создание комплексной системы работы по развитию и реализации интересов учащихся в различных направлениях краеведческой деятельности;
  • отражение результатов исследовательской и поисковой деятельности в печатных и цифровых формах организации краеведческих материалов, расширение объёма музейных фондов; пополнение школьного издательства
  • приобретение опыта участия в краеведческих конкурсах и конференциях;
  • реализация социально-экологических проектов.
  • составление генеалогических деревьев;
  • пополнение экспозиции школьного музея ;
  • приобретение опыта работы с людьми;
  • пополнение альбомов с записями легенд и воспоминаний, «больших людях», необычных событиях;
  • приобретение опыта в сохранении и реставрации старых фотографий и документов
  • отражение на школьном сайте краеведческих материалов из фонда музея.
  • включение педагогических работников школы в активную краеведческую деятельность ;
  • участие в выставках прикладного искусства, фольклорных праздниках, концертах, фестивалях.

Учащиеся должны ЗНАТЬ:

  • виды декоративного творчества родного края;
  • историю возникновения промыслов;
  • инструменты и принадлежности;
  • основные приемы работы: рисунок, лепка, папье-маше, вышивка, конструирование, аппликация;
  • основные приемы работы при выжигании;
  • правила техники безопасности при работе с иглой и ножницами и т.п.

УМЕТЬ:

  • графически и композиционно выполнять изделия в различных техниках ;
  • грамотно и эстетично выполнять эскизы;
  • использовать изготовленные изделия для украшения жилища и для подарков;
  • безопасно и эффективно пользоваться универсальными и специальными инструментами.

Учащиеся СТАНУТ:

  • способными к поиску знаний, постановке и решению проблем, рефлексии;
  • гибкими, терпеливыми, толерантными, восприимчивыми к другим.

ПОЗНАКОМЯТСЯ:

  • с профессиями «швея-ручница»;
  • «вышивальщица»;
  • «дизайнер»;
  • « гончар»;
  • «резчик по дереву»
  • «художник лаковой миниатюры»
  • художники по росписи посуды, игрушек, подносов и т.д.
  • художник-модельер

основания для разработки программы

Настоящая программа направлена на создание системы широкого использования краеведческой и экскурсионной деятельности в образовательном процессе школы на основе изучения родного края и разработана учителем ИЗО, зав.школьным музеем Тропкиной М.А. совместно с учителями и советом школы.

Программа является составной частью воспитательной и образовательной программ школы.

1. Наименование программы

Программа развития образования школьников средствами краеведческой деятельности "Надежда"

2. Основания для разработки программы

  • Устав МСОШ с. Сакулино,
  • план учебно-воспитательной работы на учебный год,
  • Районная программа образования школьников средствами краеведческой деятельности.

3. Разработчики

Тропкина М.А. зав.школьным музеем,

4. Цели и задачи

Создание школьной системы образовательно-воспитательной программы деятельности по формированию гражданских и патриотических качеств личности в условиях углублённого изучения и исследования родного края. Закрепление положительных результатов, достигнутых на первом этапе работы вовлечение в краеведческую деятельность как можно большего количества детей и развитие у них стабильного интереса к познанию своего края, воспитание экологической культуры, создание доступных обучающимся комплексов краеведческих материалов в учебных кабинетах и экспозициях музея в школе, сохранение исторической памяти, совершенствование нравственного и физического воспитания обучающихся.

5. Структура программы

6. Исполнители

Тропкина М.А.

7. Организация контроля

Оперативный контроль директора школы, организатора краеведческой деятельности. Открытый просмотр реализации программных мероприятий. Плановые отчёты ответственных лиц.

8. Ожидаемые конечные результаты

Формирование необходимых умений и навыков для успешной самореализации в современном обществе, воспитание патриотических чувств, бережного отношения к природному и культурному наследию родного края.

Уроки с элементами краеведения (темы):

  • «Декоративно-прикладное искусство, его виды. Народные художественные промыслы края»

Виды декоративно-прикладного искусства, народного творчества и ремесел: крестьянские жилые постройки, резьба и роспись по дереву. Гончарное производство, народная одежда, ручное ткачество, кружево, вышивка.

  • «Народная игрушка»

l Теоретическое обучение. Отличительные особенности игрушки, ее возникновение и развитие. Технология изготовления игрушки и подбор красок.

l Практическое обучение. Разработка эскизов по назначению игрушки, изготовление, роспись глиняных игрушек.

  • « Художественная вышивка, ее виды. Русская народная вышивка »
  • Теоретическое обучение. Эстетическая и историческая ценность вышивки. Семантика, стиль, характер в вышивке. Орнаментальные мотивы вышивки.
  • Практическое обучение. Выполнение индивидуальных проектов (полотенца).

« Народные промыслы нашего края»

  • Теоретическое обучение Обзорные доклады на тему "Народные промыслы края", цель которых дать знания о разнообразии народного ремесла, места происхождения, отличительных особенностях, в подборе материала, технологии изготовления. Лаковая миниатюра Палех Холуй Городец
  • Практическое обучение Роспись разделочных досок
  • «Работа с природным материалом (изделия из соломки)»
  • «Художественная обработка дерева»
  • Теоретическое обучение. Эстетическая и историческая ценность резьбы по дереву. Семантика, стиль, характер в резьбе и росписи. Орнаментальные мотивы резьбы и росписи. Технология обработки деревянных спилов (выжигание, роспись).
  • Практическое обучение. Выжигание на спилах. Роспись
  • «Декоративно-прикладное искусство. Хохлома
  • Теоретическое обучение. Вид народного творчества и ремесел: роспись по дереву.
  • Практическое обучение. Эскиз росписи Хохломской посуды.

  • «Крестьянские жилые постройки»
  • Теоретическое обучение. Отличительные особенности крестьянских жилых построек. Строение старинной избы. Наружные украшения изб: фронтоны, наличники, крыльца, ворота. Архитектура родного края.
  • Практическое обучение. Разработка эскизов старинной избы, архитектурных памятников, наличников.
  • «Резьба и роспись по дереву»
  • Теоретическое обучение. Эстетическая и историческая ценность резьбы по дереву. Семантика, стиль, характер в тверской резьбе и росписи. Орнаментальные мотивы резьбы и росписи. Художественно-стилевые приемы резьбы и росписи, матрешка.
  • Практическое обучение. На основе теоретических знаний разработать серию эскизов прялок, пряничных досок. Разработать серию авторских эскизов матрешки.
  • «Кузнечное ремесло»
  • Теоретическое обучение. История возникновения художественной обработки металлов. Развитие, технология выполнения кованых изделий (кувшины, котлы, светцы, хомуты).
  • Практическое обучение. Разработка эскизов светцов.
  • «Гончарное производство»
  • Теоретическое обучение. История возникновения гончарного производства. Развитие фаянсовой промышленности и особенности производства, росписи.
  • Практическое обучение. Изготовление эскизов посуды. Разработка коллективного проекта.
  • «Народная одежда»
  • Теоретическое обучение. История народного костюма, развитие, технология выполнения костюма. Предметы женского и мужского нарядов. Головные уборы, способы их изготовления.
  • Практическое обучение. Учащиеся попробуют разработать народный костюм, указать его назначение, изучив особенности костюма
  • «Кружевоплетение (строчка) нашего края» Теоретическое обучение. Эстетическая и историческая ценность кружев. Художественно-стилевые приемы кружевоплетения
  • Практическое обучение. Выполнение индивидуальных проектов (эскизы кружевных воротничков.)
  • Итоговое занятие: Народные промыслы»
  • Теоретическое обучение Обзорные доклады на тему "Народные промыслы ", цель которых - дать знания о разнообразии народного ремесла, места происхождения, отличительных особенностях, в подборе материала, технологии изготовления.
  • Практическое обучение Оформление альбомов, рефератов, докладов.
  1. Особое внимание уделять:
  2. посещению музеев и выставок декоративно-прикладного творчества;
  3. привлекать учащихся к участию в конкурсах по предмету и в выставках декоративно-прикладного творчества;
  4. участию в научно-практических конференциях по этно-художественному наследию древних мастеров;
  5. выполнению коллективных и индивидуальных проектов, творческих работ.

«Дети любят труд, в процессе которого создается что-то красивое, необычное».

В.А.Сухомлинский.

Категория: ИЗО
28.11.2015 09:41


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!