СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная 2. Духовное краеведение Подмосковья.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литература и вопросы для подготовки к контрольной работе №2

1. Дать определение понятий «духовность» и «духовный» в рамках религиозного мировоззрения («Концепция и программа учебного

предмета» с.14-15;).

В рамках религиозного мировоззрения «духовный» обозначает принадлежность к Богу. Материальные вещи или явления, которые имеют определённое отношения к нему, характеризуются как «духовные».

2.В чем проявляется духовность человека в определении религиозной культуры? (учебник с. 8)

Духовный человек в религиозном мировоззрении считается тот, который имеет определенный образ чувств и мыслей, что проявляется в чётком обозначением в своей жизни добра и зла. Добро определяется как воплощение человеком в жизни определённых Богом правил. Духовный человек должен стремиться следовать требованиям добра, проявлять стойкость духа.

Духовность человека в определении православной религиозной культуры понимается как жизнь с Богом, жизнь во Христе.

3.Продолжить предложения (сс. 6-7):

Культурный человек – человек, знающий и с уважением относящийся к культуре своего Отечества и проявляющий качества терпимости, уважительности по отношению к культуре других народов.

Духовным краеведение названо потому, что объектом его изучения является не экономическое и политическое развитие нашего Отечества, но история его христианской культуры

Историческая память – это сохранение и передача потомкам знаний об истории своего Отечества, культуре, вере(религии), родословии семьи и их отражении в традициях и правилах жизни.

Религия - это вера в Бога и почитание Его человеком

Атеизм – это одна из форм веры: веры в отсутствие Бога, так как наука не может ни доказать, ни опровергнуть существование Бога.

3. Что являлось стержнем духовной жизни русского народа на протяжении многих веков истории Российского государства? (с. 6)

Стержнем духовной жизни русского народа на протяжении многих веков истории Российского государства являлось православное христианство.

4.Назовите 4 структурных компонента богословского ядра содержания и назвать основные понятия христианского вероучения в

рамках каждого.( Учебник тема 2.5 с. 60, тема 2.1. сс.12-24)

Ответ: 1 - сотворение ( грех, грехопадение, антропология. образ Божий); 2-4 -боговоплощение. искупление, воскресение (

христианская этика, заповеди, цель жизни, преображение, святость, церковь).

5.Перечисли качества любви, определение которых дал апостол Павел ( учебник с 128).

Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

6.Назови основные христианские добродетели и назови противоположные им страсти и расположи их напротив друг друга. (лекция

«Нравственная культура учителя» - схема «Древо страстей и добродетелей» или учебник «Православная культура» 8 год обучения,

книга 1, с.72)

Таблица «Древо страстей и добродетелей»

Добродетели

Страсти

1

Любовь

Гордость

2

Смирение

Тщеславие

3

Трезвение

Уныние

4

Покаяние

Печаль

5

Кротость

Гнев

6

Щедрость

Сребролюбие

7

Цельность

Блуд

8

Воздержание

Чревоугодие

7.Назови символы православной культуры и объясни смысл каждого. (учебник, тема 3, с 67).

Самый главный символ христианской веры это крест. Он напоминает христианам о распятии Иисуса Христа, его Крестной Жертве, принесенной для искупления людей. Крест – символ будущего воскресения и вечной жизни.

Христианский храм символизирует Вселенную: мир земной и мир Небесный.

Иконы изобразительными средствами рассказывают о христианской вере.

Изображение голубя на иконе является символом Святого Духа.

Рыбы являются символическим изображением Иисуса Христа.

Сияющий крест или круг вокруг головы – нимб указывает на святость изображенного.

8.Объясни, в чем заключается духовный смысл православного храма? ( учебник, с.72).

Храм – это дом, посвященный Богу. Христиане приходят в него, чтобы помолиться Богу.

9. Назови главные части православного храма. (Учебник, С.73 -74).

Барабан – верхняя часть храма, которая увенчивается куполом.

Закомара – полукруглая часть верхней стены под куполом.

Кокошники – похожие на закомары декоративные части украшений.

Апсида – полукруглая часть храма, где расположен алтарь.

Паперть – широкое открытое крыльцо перед входом в храм.

10. Чем отличается икона от картины? (Учебник, с.81)

Икона не обычная картина. Она изображает мир духовный в материальном мире. Христиане красоту иконы понимают как выражение красками образа Божьего в человеке.

11. Назови иконописные типы изображения Христа. ( Учебник, с. 84)

Спас в силах – икона Спасителя на царском престоле.

Спас Нерукотворный - икона Спасителя, явленная чудесным образом на плате, которым Он отер Лицо от воды.

Икона «Троица» - изображение Единого Бога в трех Ангелов.

12. Назови иконописные типы изображения Богородицы. (Учебник, с.84).

Богоматерь Умиление - иконописный тип изображения матери Божьей. Она изображается склонившейся к сыну, как бы ищущей у него милости к людям.

Богоматерь Одигитрия (Путеводительница). Изображение напоминает о том пути, которым должен идти в жизни христианин.

Богоматерь Оранта (Молящаяся). Она изображена с воздетыми руками, как Молитвенница о людях.

13. Перечисли этапы подготовки иконописца к написанию иконы. (Учебник с. 83) Прежде всего иконописец обращался за помощью к Богу, чтобы он его вразумил и даровал силы изображать священный образ. Также он придерживался поста, старался не грешить, боролся со своими страстями

Затем иконописец готовил специальные краски – темперу: растирал разноцветные камешки, смешивал с яичным желтком, размешивал водой.

Для написания иконы специально готовилась доска. На нее натягивали холст. Для прочности накрывали смесью клея и мела. Высохшую поверхность тщательно до зеркального блеска полировали. Затем иконописей приступал к написанию иконы.

14. Назови имена знаменитых иконописцев, которые украшали храмы Руси. (Учебник, с 85).

Святой преподобный иконописец Андрей Рублев, мастер Дионисий, Феофан Грек,

15. Почитая иконописные изображения Христа, к кому относят свое почитание христиане? (учебник, с. 87)

Почитая иконописные изображения Христа, свое почитание христиане относят к личности, изображенной на ней, а не к самой иконе.

16. С каким событием в истории христианской Церкви связана история создания иконы «Троеручица»? (учебник, с. 86)

История этой чудотворной иконы Богоматери тесно связана с судьбой защитника Православия и почитания святых икон преподобного Иоанна Дамаскина. В 717 году император Лев Исаврянин, вступив на византийский престол, начал гонения на почитателей икон. По приказу императора от имени Иоанна Дамаскина было составлено подложное письмо, в котором дамасский министр якобы предлагал Льву Исаврянину свою помощь в завоевании сирийской столицы. Затем это письмо было отправлено дамасскому халифу. Разгневанный правитель приказал немедленно отстранить министра от должности, отрубить ему кисть правой руки и в знак устрашения вывесить её на городской площади.

Вечером преподобный Иоанн через друзей направил к князю просьбу вернуть отрубленную рук. Правитель сжалился над страдальцем и повелел возвратить ему отсечённую кисть руки. Преподобный затворился в своей келье и долго со слезами молился перед иконою Божией Матери об исцелении. Наутро, проснувшись, святой Иоанн ощупал руку и увидел её целой и невредимой с небольшим рубцом на месте отсечения. В благодарность об исцелении преподобный приделал к нижней части иконы изображение руки из серебра, откуда и имя иконы Богородицы – «Троеручица».

17.Назови компоненты христианской антропологической модели личности. (Лекция «Нравственная культура учителя», учебник, с.24)

18.Заполни пропуски:

Святые Кирилл и Мефодий являются создателями славянской азбуки. Они прославлены в лике святых.

(Учебник, с.89, 90)

19.Назови автора «Слово о законе о благодати» и скажи, о чем в нем рассказывается. (Учебник, с93. 97).

Автором произведения «Слово о законе о благодати» является митрополит Илларион. Митрополит писал о том, что принятие христианства на Руси стало величайшим счастьем. Христианская вера преобразила людей. Илларион прославлял мудрость Ольги, которая крестилась в Византии, ее внука Владимира Святого, который святил Русь.

20.0бъясни смысл обычая крестного целования. Какой святой напоминал христианам о нем и в связи с какими событиями? (учебник,с. 111, 112).

Крест – не только символ страданий и смерти, но и воскресения. Глубокая вера христиан приводила к почитанию креста. Так сложился обычай крестного целования.

21. Выбери из списка и ответь: какой подвиг совершил патриарх Ермоген? Объясни смысл подвига (подвиг веры, подвиг христианского смирения, ратный подвиг). (с. 111).

В Смутное время патриарх Гермоген вдохновлял русский народ на сопротивление врагам, пытающиеся искоренить на Руси православие и навязать чуждую веру. Он благословил народное ополчение на боорьбу против поляков, и будучи у них в заточении, умер голодной смертью, совершив подвиг веры.

22. Приведи примеры из жития преподобного Сергия Радонежского, которые показывают проявление им добродетели смирения.

(cc.113)

В смирении своем Сергий Радонежский отказался принять чин митрополита, который предлагал ему Алексий.

Он сторонился прямого учительства, не оставил после себя никаких письменных документов. Когда он стал игуменом, то трудился вместе со всеми, терпел наравне со всеми лишения и нужду. В другой раз игумен Сергий нанялся строить сени в кельи одному иноку за решето гнилых хлебцов, крестьянину, который посмеялся над его убожеством, поклонился в ноги и посадил рядом с собой за трапезу.

23. Кого в христианской культуре называют Воеводой Сил Небесных?

Архангела Михаила в христианской культуре называют Воеводой Сил Небесных.

24.Назови имена святых, святыни, которые прославлены на землях Южного Подмосковья? (Тема 9, сс.133-145).

Великий князь Московский Иван Калита, знаменитый князь Владимир Андреевич Храбрый, Преподобный Афанасий Высоцкий, святой просветитель Герман Аляксинский, святитель Варсонофий Тверской, преподобный Пимен Угрешский, монастырь Святой великомученицы Екатерины(Видное)

Святыни: Николо-Угрешский монастырь, Высоцкий монастырь, икона «Неупиваемая чаша», чудотворная икона святой Екатерины

25. Назови имена святых, святыни, которые прославлены на землях Восточного Подмосковья? (Тема 1О, се. 146-155)

27.Назови имена святых, святыни, которые прославлены на землях Северного Подмосковья? (Тема 11, сс.156-165).

Страстотерпцы святые князья Борис и Глеб.

Святой благоверный князь Даниил Александрович. При нем Москва впервые стала центром удельного княжества. Это и время становления Москвы как религиозного центра.

Преподобный Сергий Радонежский, великий русский подвижник, основатель Троице- Сергиевской лавры, благословивший Дмитрия Донского на Куликовскую битву.

Святитель Алексий – митрополит Московский, друг и духовный брат Сергия Радонежского.

Александр Пересвет и Родион Ослябю – два инока, которых игумен Сергий благословил на ратный подвиг на Куликовском поле. Оба причислены к лику святых.

Архимандрит Дионисий и старец – Авраамий Палицын, сумевшие защитить Троице-Сергиевскую лавру в Смутное время.

Патриарх Гермоген, который в Смутное время вдохновлял русский народ на сопротивление врагам, пытающиеся искоренить на Руси православие и навязать чуждую веру.

Преподобный Андрей Рублев, написавший икону «Святая Троица».

преподобный Епифаний Премудрый и преподобный Максим Грек – ученики Андрея Рублева.

Святыни: Троице-Сергиева лавра, икона А.Рублева «Святая троица»

28.Назови имена святых, святыни, которые прославлены на землях Юго-Восточного Подмосковья? (Тема 12, сс.165-175).

Святая Параскева, Святой преподобный Григорий Голутвинский.

Святыни; Богоявле?нский Ста?ро-Голу?твинмонасты?рь — мужской православныймонастырь Русской православной церкви на окраине Коломны. Расположен недалеко от места впадения реки Москва в Оку. Основан в конце XIVвека. Действующий.

Богоро?дице-Рожде?ственский Бобре?нев монасты?рь — монастырь в Коломенском районе Московской области, в селе Старое Бобре?нево, близ Коломны. Сохранившиеся храмы: собор Рождества Богородицы, храм иконы Божией Матери Феодоровска.

Нико?ло-Угре?шский монастырь,

29. Назови имена святых, святыни, которые прославлены на землях Западного Подмосковья? (Тема 13, сс.175-186).

Преподобный Савва Сторожевский, основатель Саввино-Сторожевского монастыря.Преподобный Иосиф Волоцкий.

Святыни Воскресенский Новоиерусали?мский монасты?рь, Спасо-Бородинский монастырь

30.Назови имена святых, святыни, которые прославлены на землях Юго-Западного Подмосковья? (Тема 12, СС.187-198).

Борисоглебский монастырь.

31.В чем христиане видели смысл своей жизни? Кто из христианских святых, святые изображения, которого находятся в каждом православном храме, ответил на этот вопрос? (учебник, с 178, 181, 182).

Цель жизни христианин видит в возращении к Богу. На этот вопрос ответил Серафим Саровский, Иосиф Волоцкий

32.Какие христианские добродетели называет преподобный Иосиф Волоцкий в своей книге «Просветитель» (с. 183).

Кротость, умеренность в пище, благопристойная речь, не искушай себя мирским (потребно зри), говори по делу, не пустословь, слова твои должно приносить благость (помощь) слушателю.

33.В чем заключается духовный смысл Новоиерусалимского монастыря? О чем хотел напомнить христианам патриарх Никон? (Тема 14, cc.l87, 191).

Монастырь основан в 1656 году патриархом Никоном, как напоминание о Храме Вознесения Господня и спасании, как конечной цели христианина. по замыслу которого под Москвой должен был быть воссоздан комплекс святых мест Палестины. Это попытка перенести образ храма Гроба Господня, связанного со святынями, дорогими каждому христианину, на русскую землю. Патриарх Никон хотел этим напомнить христианам, что Москва – центр православной культуры «два Рима пали, третий стоит, и четвертому не бывать.»

34. О чем рассказывается в евангельском тексте беседы Христа с Никодимом? Что такое духовное рождение?(с.l94)

О том, что в царствие Небесное входят особым образом – духовным. Счастье человека не в земном благоустройстве, а в обретении духовных ценностей: Веры, Надежды, Любви. Смысл жизни в обретении добродетелей, возвышающих человека к вечным ценностям, среди которых высшая: любовь к Богу и людям. А путем в этой жизни Христос назвал Себя.

34. О чем рассказывается в евангельском притче о неразумном богаче? (с. 195, Евангелие от Луки с. 16,19) В чем смысл притчи?

О неразумном богаче, который собирал богатства земные. Иисус сказал ему: «Безумный! В сию ночь возьму душу твою. Кому останутся богатства, который ты заготовил?» Это притча о том, что надо в Бога богатеть, а не богатства земные стяжать.

35. О чем рассказывается в евангельском притче о талантах? (с. 45, Евангелие от Матфея 25,14) В чем смысл притчи?

36. О чем рассказывается в евангельском притче о сеятеле? (с. 62, Евангелие от Матфея 13,13) В чем смысл притчи?

На берегу Галилейского моря к Иисусу Христу собралось множество народа. Он вошел в лодку, отплыл немного от берега и учил народ притчами, говоря: «Вот, вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать» (Матф. 13: 3-9). А после уже Он сказал ученикам: «Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении» (Лук. 8: 11-15).

Смысл притчи о Сеятеле достаточно подробно объяснён самим Господом. К евангельскому объяснению можно ещё прибавить, что Сеятель – это сам Господь, семя – слово Божие, поле – всё человечество, весь мир, воспринимающий в свои недра чудодейственное семя евангельского слова. Подобно семени, евангельское слово носит в себе начало жизни – истинной, духовной. Но, обладая всегда этой скрытой живой силой в одинаковой степени, слово Божие не всегда даёт одинаковый урожай. Мы все, слушатели и читатели слова Божиего, получаем свою долю святых семян. Но они попадают при посеве на различную почву и различно произрастают. Это четыре различных вида психики человека, четыре вида устроения души.

37. О чем рассказывается в евангельском притче о блудном сыне? (с.33, Евангелие от Луки 15,11) В чем смысл притчи?

38. О чем рассказывается в евангельском притче о зерне горчичном? (с. 20, Евангелие от Матфея 13,31) В чем смысл притчи?

39. О чем рассказывается в евангельском притче о драгоценной жемчужине? (с.203, Евангелие от Матфея 13,44-46) В чем смысл притчи?

40. Назови имя святой великомученицы, которая подобно евангельскому купцу. искала драгоценную жемчужину? Какой монастырь Подмосковья назван в ее память? (c.l98 -207)

41.Какой подмосковный монастырь является крупнейшим в России воинским мемориалом? С историей, какой семьи связана история его создания? (с.207 - 212).

Спасо-Бородинский монастырь является крупнейшим в России воинским мемориалом. Он связан с деятельностью Маргариты Тучковой, жены генерала Александра Александровича Тучкова, который вместе с братьями погибли в ходе Бородинского сражения 28 августа 1812 г.

42. Какое и когда событие произошло на Голгофе? Какие события, произошедшие в 20 веке в России, дали основание охарактеризовать

их как Русская Голгофа? (сс.213-224). Что, с точки зрения христиан, способно преодолеть смерть? (с. 228)

В 33 г. после Р.Х. после жестоких издевательств на Голгофе распяли Христа. В 1935 г. на Бутовском полигоне новая власть расправлялась с «врагами народа». Известны имена 225 новомучеников, которые не отреклись от веры, предпочитая путь Христа (путь веры, надежды и любви), смерти души. Несмотря на пытки и угрозы смерти, они остались верны своей вере. Эти события дали основания охарактеризовать происшедшее, как Русскую Голгофу.

43. Почему русские святые 20 века этого периода прославлены в лике новомучеников и исповедников? В чем состоит смысл этого

христианского подвига? Назови имена известных святых новомучеников российских. (с.224, 229) Смысл подвига состоит в том, чтобы оставаться до конца верными перед лицом Христовых испытаний, следуя заповеди: «Возлюби Бога и ближнего своего». 393 новомученников.

44. Какие святыни России были разрушены в 20 веке? Какие из них восстановлены? Объясните, почему христианские храмы являются

не только памятниками культурами, но христианскими святынями. (с.229-231).

Храм Христа Спасителя.

44. Назови имена чудотворных икон Матери Божией и связанных с ними событиями русской истории. (сс. 232 - 245)

Согласно народного поверию Тихвинская Божья Матерь охраняет северные пределы Отечества, Иверская и Донская Божья Матерь охраняют южные пределы Отечества, Почаевская и Смоленская Божья Матерь охраняют западные пределы Отечества, Казанская Божья Матерь охранят восточные пределы Отечества, а Владимировская Божья Матерь охраняет Москву.

Кроме этого известны следующие чудотворные иконы Божией Матери «Державная», «Взыскание погибших», «Утоли мои печали», «Не рыдай мене, Мати» со «Спасом Нерукотворным», «Рождество Божией Матери», «Ведение во Храм святой Богородицы», «Покров Божией Матери», «О тебе радуется»

45.Назови духовные плоды и объясни, когда ими украшалась душа христианина? (с.247)

Духовными плодами христианина являются: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание.

Категория: Внеурочка
29.03.2015 21:55


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!