СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка "Ладушки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ценностная ориентация человека испокон веков была неразрывно связана с культурой народа, воплотившей идеалы, верования не только в словесном и художественном творчестве, но и в жизненном укладе, быте, календаре.

Задача школы – сделать изучение народной культуры частью всего образовательного процесса.

Образовательная программа «Ладушки» реализует идею изучения и развития российской культуры в целях сохранения наследия, возрождения традиций и духовности русского народного театра.

Народное театральное искусство отличается оригинальными условными приемами и средствами, активным взаимодействием исполнителей и зрителей, острой злободневностью. Источники фольклорных пьес, отдельные их мотивы и персонажи часто были заимствованными, но сами пьесы создавались и разыгрывались по установившимся фольклорным традициям.

Актуальность программы обусловлена потребностью культурной преемственности, самобытности, социокультурной идентичности ребенка и его ориентации в поликультурном пространстве:

- в приобщении детей к истокам родной культуры и народным традициям, прежде всего к истокам русской культуры и духовным корням театра России.

- в воспитании терпимости к культуре и традициям народов России. Через познание истоков культуры народов населяющих Россию - к толерантности;

- в воспитании эстетики, через усвоение народной эстетики, этики, традиционных ритуалов и обрядов;

- в усвоении знаний народных традиций, праздников, фольклора.

Цель и задачи программы

Цель: создание условий для нравственно - эстетического воспитания детей через изучение народного творчества родного края и театральные постановки.

Задачи:

образовательные:

- дать детям представление о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы,

- обеспечить знание традиционного русского, музыкально-поэтического творчества, доступного для освоения в детском возрасте;

воспитательные:

- формировать нравственные человеческие качества: человеколюбие, честность, уважительное, бережное и добросовестное отношение к традициям родного края, уважение к взрослым и сверстникам;

- формировать национальное самосознание учащихся, уважение к своему народу;

развивающие:

- развивать творческие способности учащихся;

- развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;

- формировать навыки пения, пения в движении (хороводы), навыки сценического мастерства

Предполагаемые результаты реализации программы

учащиеся должны знать:

- основные праздники народного календаря;

- заклички, песни, игры, поговорки, пословицы, загадки, шутки, небылицы, частушки, скоморошины;

учащиеся должны уметь:

- исполнять песни, выполнять игровые, хороводные движения, элементы пляски;

- выразительно декламировать;

- играть на простейших музыкальных инструментах;

- рассказывать о народных праздниках и календарных приметах.

Проверить результаты обучения позволяют текущая (конец четверти) и итоговая (конец учебного года) аттестации учащихся. Дополнительные показатели – результаты участия ребят в школьных и городских концертах, конкурсах, фестивалях.

Учебно-тематический план занятий по программе «Ладушки»

Рассчитан на 68 учебных часов (2 часа в неделю)

1-й год обучения

№ п/п

Тема

Всего

1.

Введение

1 ч.

2.

«Приметы и календарь»

2 ч.

3.

«Осень, осень, в гости просим»

15 ч.

4.

«Хрустальный звон зимы»

19 ч.

5.

«Февраль – вьюговей»

7 ч.

6.

«Весна – всему году ключ»

12 ч.

7.

Май – лошадку запрягай»

10

8.

Заключение

2

Итого

68

Содержание программы

1. Введение (1 ч)

Цель и задачи кружка. Режим работы. План занятий. Выбор материала.

2. «Приметы и календарь» (2 ч)

Народный календарь: теоретические сведения о народном земледельческом календаре, о новом и старом летоисчислении, названия месяцев в обычном и народном календарях.

Устный фольклор: приметы, пословицы, загадки.

3. «Осень, осень, в гости просим» (15 ч)

Народный календарь: Сентябрь- Встреча осени, Осенины, Семенов день, праздник урожая. Октябрь - «Октябрь - свадебник», день Сергия Радонежского, «Покров»- покровские ярмарки.

Устный фольклор: осенние заклички, считалки, пословицы, скороговорки, загадки.

Музыкальный фольклор: закличка «Осень», песня «Осень, осень, в гости просим», «Как у наших у ворот», частушки.

Музыкально- фольклорные игры: «Похороны мух и тараканов»

Театрализация: праздник «Господин урожай»

4. «Хрустальный звон зимы» (19 ч)

Народный календарь: теоретические сведения о зимних праздниках, народных обычаях и обрядах. Ноябрь – Введенские ярмарки, начало зимы, «Екатерина – Санница». Декабрь - «Святки» (Святочные вечера, Святочные гадания), Январь - «Рождество», «Крещение», синичкины именины.

Устный фольклор: пословицы, поговорки, загадки о зиме, гадания, сказка «Старик и дерево», игра «Пошел козел в огород».

Музыкальный фольклор: песни «Где ты был, наш заинька?», «За морем синичка жила»

Музыкально- фольклорные игры: «Уж как шла коляда», зимние посиделки, игры со снегом.

Театрализация: «Святочные вечера».

5. «Февраль - вьюговей» (7ч)

Народный календарь: продолжение знакомства с зимними праздниками, обычаями, обрядами. Февраль – «Масленица», «Власьевская неделя» (последние морозы).

Устный фольклор: колядки, былички, загадки.

Музыкальный фольклор: «Ой ты, зимушка - сударушка», «Блины».

Музыкально- фольклорные игры: «Утка и селезень», «А мы Масленицу повстречали», «Лапти», «Ванюшка», «Кулик-кулик», «Ручеек».

Театрализация – кукольный спектакль - сказка «Рукодельница да ленивица».

6. «Весна - всему году ключ» (12 ч)

Народный календарь: теоретические сведения о весенних праздниках, народных обычаях и обрядах. Март - «Сороки» (ожидание весны), Апрель – «Благовещенье», «Вербное воскресенье», «Пасха

Устный фольклор: пословицы, поговорки, загадки о весне, сказки, заклички.

Музыкальный фольклор: веснянки, песни-хороводы «Маки-маковочки.

Музыкально- фольклорные игры: «Как на улице воробышек гуляет», «Вербохлест», «Катание яиц».

Театрализация: праздник «Веселые потешки»

7. «Май – лошадку запрягай» (10 ч)

Народный календарь: Май - «Зеленая неделя», «Русальная неделя», Егорьев день, Никола весенний.

Устный фольклор: приметы, загадки, обряд «Завивание березки».

Театрализация: «Весенний Никола гонит всех на поле».

8. Заключение (2 ч)

Посиделки. Исполнение любимых песен, игр, хороводов.

02.10.2017 21:29


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!