СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация дополнительного образования младших классов в условиях ОУ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Во все времена родители  стремятся  дать детям «достойное образование», и для этого  недостаточно просто хороших знаний в рамках Госстандарта.  Школа дает общее образование, важное и значимое, но многогранное развитие личности  происходит  во взаимодействии с  дополнительным образованием. Школьное образование все дети получают примерно в одинаковом объеме, определяемом государственным образовательным стандартом. Дополнительное образование многообразно, разнонаправлено, вариативно. Здесь есть возможность  выбора того, что близко  природе ребёнка, что отвечает его  потребностям, удовлетворяет интересы, организует свободное время. Дополнительное образование помогает раннему самоопределению, дает возможность полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально значимые задачи.

Программы дополнительного образования в школе компенсируют, корректируют и расширяют рамки базового образования, обеспечивая детям доступ к тем культурным ценностям, которые, с одной стороны, не представлены в школьных программах, а с другой стороны - дают возможность приобрести конкретный практический опыт. Совсем недавно это направление деятельности   называлось “внешкольная (внеурочная) работа”. Сегодня - это  дополнительное образование, которое выходит далеко за рамки традиционных внеклассных мероприятий.  В современной школе основное и дополнительное образование равноправны, взаимодополняющие друг друга компоненты, создающие единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного роста  ребенка. В этих условиях школа преодолевает интеллектуальный перекос в развитии учащихся и создаёт основу для  успешной адаптации  детей  в обществе.

           В каждом учебном заведении складывается своя модель организации дополнительного образования. Наша школа уже не первый год тесно сотрудничает с районным центром детского творчества «Радуга», что способствует стопроцентной занятости учащихся в системе дополнительного образования.

В 2011 году в связи с введением новых государственных стандартов к нам пришли не совсем обычные первоклассники. Уникальность их в том,  что после учебных занятий, во второй половине дня, у детей начинается внеурочная деятельность. Используя накопленный опыт педагогов дополнительного образования, исходя из диагностики интересов первоклассников и  запросов их родителей, в школе определены следующие направления внеурочной деятельности:

  • художественно-эстетическое
  • физкультурно-спортивное
  • научно-техническое
  • общекультурное

Кружок «Ладушки» художественно-эстетического направления, здесь дети постигают основы актёрского мастерства, приобретают навыки публичного выступления.   Актуальность данного направления обусловлена потребностью в развитии нравственных, эстетических качеств личности ребёнка. Именно средствами театральной деятельности – думает руководитель кружка – возможно формирование социально-активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства. На  занятиях дети  знакомятся с элементами сценической грамоты, совершенствуют художественный вкус, развивают творческие способности, речевую  и сценическую культуру, наблюдательность, воображение, эмоциональную отзывчивость. В качестве результата работы планируются  театральные постановки перед сверстниками и дошкольниками.

Научно-техническое направление  осуществляется на кружке «Юный конструктор». Развитие конструктивного мышления, творческой самостоятельности, фантазии учащихся, умения использовать имеющиеся знания и опыт в практической деятельности, помочь детям уже в этом возрасте определить будущее свое увлечение, а может быть, и профессию - вот цель данного объединения. На занятиях учащиеся приучаются к алгоритму трудовой деятельности: анализируют конструкцию изделия, планируют технологию его изготовления, осознанно готовят рабочее место, вырабатывают ритм практической деятельности. Работа с конструктором, бумагой, картоном и различными материалами имеет большое значение для всестороннего развития детей: ребенок получает дополнительные знания и практические умения, расширяя одновременно свой кругозор. Занятия развивают образное представление детей  о возможностях предметов, навыки  конструирования и моделирования.

Физкультурно-спортивное направление – это секция  «Подвижные игры». Человек — высшее творение природы. Но для того, чтобы на­слаждаться ее сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию: быть здоровым.   Занятия  направлены на сохранение и укрепление здоровья учащихся младших классов, а также воспитание потребности в здоро­вом образе жизни, так как только здоровый ребенок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой. На  занятиях  дети узнают игры бабушек и дедушек, знакомятся с  новыми современными  играми, которые можно организовать  на улице в любую погоду.

К этому же направлению  относится  кружок «Шахматный», об актуальности этого направления спорить не приходится. «Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры. Речь идёт именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы».

(В.А.Сухомлинский.) На  занятиях на первый план выдвигается развивающая функция обучения, способствующая становлению личности младшего школьника и наиболее полному раскрытию творческих способностей каждого ученика. Дети учатся по правилам играть партию от начала до конца, добиваться хороших результатов на школьных турнирах. Игра в шахматы расширяет кругозор, активизирует мыслительную деятельность маленьких детей.

К общекультурному направлению относится  кружок «Умелые руки». Являясь руководителем кружка не первый год, я могу с уверенностью утверждать, что на занятиях закладываются основы технических знаний и умений, основы эстетической культуры, трудовой деятельности, представлений о дизайне. Кроме того художественный труд младшего школьника становится актуальным в связи с новыми задачами трудового и нравственно-эстетического воспитания   подрастающего поколения. Мне хочется воспитать творческую, активную личность, проявляющую интерес к техническому и художественному творчеству, желание трудиться, умение видеть прекрасное и непреодолимое.  Каждый год мы начинаем занятия с экскурсии на природу, с любования на родные места. Листопад, звездопад, снегопад почти всегда и у всех вызывают восторг, удивление. А мы это очарование можем «остановить» на своих работах без фото, красок и видеокамеры. Собранного нами  природного материала столько, что из него можно круглый год создавать картины, подарки, сувениры.

Удивительный и любимый детьми пластилин. Лепка даёт возможность моделировать мир и своё представление о нём. Маленькие пластилиновые зайцы, ёжики, смотрятся, как настоящие. Каждая фигурка, созданная детьми, кажется,  дышит и говорит. Целый пластилиновый театр можно создать, вспомнить пластилиновые мультики.

Даже из старых, давно знакомых вещей и предметов, можно создать что - то совершенно новое, чего никогда и нигде не было, смастерить новые игрушки. Из чего? Посмотрим вокруг и обязательно найдём  коробку из-под духов, которая в наших руках превратится в забавного чебурашку, бутылка из-под газированной воды -  в оригинальную подарочную упаковку, даже ватные палочки и диски превратятся в козу и зайца. Оказывается – это весело и увлекательно мастерить разные игрушки своими руками. А как забавно видеть восторженные глазёнки детей, выполнивших замечательную поделку! А поделка получится всегда, так как рядом старший друг, который в любую минуту придёт на помощь.

         Малая наполняемость классов в нашей школе, позволяет соединить детей  1- ого класса со старшими детьми и это, как показывает практика,  оптимальный вариант адаптационного периода первоклассников.   Такое соединение обеспечивает опыт творческого общения, способствует развитию навыков бесконфликтного  общения  детей, а ошибки допущенные одним, всегда бывают замечены товарищем и вовремя исправлены.

Таким образом, дополнительное образование в школе способно решить целый комплекс задач, направленных на гуманизацию всей жизни школы:

выровнять стартовые возможности развития личности ребенка;

способствовать выбору  индивидуального образовательного пути;

обеспечить каждому ученику “ситуацию успеха”;

содействовать самореализации  и самовыражению личности ребенка и педагога.

 

09.01.2015 09:32


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!