СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профориентационная работа на уроках технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация.

В докладе «Профориентационная работа на уроках технологии» обобщен опыт работы учителя технологии (5-8 классы общеобразовательной школы). Выделяются и описываются характерные особенности содержания профессиональной ориентации на уроках технологии.

Отмечается, что смысл профориентационной работы заключается в постепенном формировании у подростка внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и интересов.

Акцентируется ведущая цель в деятельности учителя - подготовка школьников к сознательному выбору профессии.

Профориентационная работа на уроках технологии.

Если есть в жизни человека что-то судьбоносное,

так это выбор профессии.

Н. Чернышевский

В жизни каждого молодого человека рано или поздно возникает вопрос: кем стать и куда пойти для этого учиться? Ещё не повзрослев и не став самостоятельными, не имея достаточного жизненного опыта для принятия решения, молодые люди должны определяться в столь важном вопросе.

В последнее время в системе образования заметно усилился процесс реорганизации – идёт работа над образовательными стандартами, изменяется структура и спектр специальностей. Однако при этом, как и ранее, больше внимания уделяется получению академических знаний и значительно меньше – овладению практическими навыками работы в условиях изменяющейся экономики, поэтому особую актуальность приобретает проблема профессионального самоопределения учащихся.

Как помочь школьнику самоопределиться, выбрать профессию по душе. На этот вопрос и должна отвечать профориентационная работа, проводимая с учениками школы.

Давайте вспомним притчу: «К трем слепцам, по их просьбе, привели слона. Для того чтобы понять, как выглядит слон, они поднялись и начали его ощупывать. Один взял слона за ногу и понял что, слон похож на колонну, другой за хобот и сказал, что слон напоминает ему змею, а третий потрогал хвост и уточнил не змею, а веревку». Так и в школьной практике узкая направленность содержательного ядра образования не всегда дает возможность формировать целостную картину мира.

Говорят любая профессия начинается с учителя. На мой взгляд, важная роль в осуществлении профориентационной работы в школе принадлежит учителю технологии. Предмет «Технология» - особенный, он помогает ориентировать в мир профессий, проявлять творчество и индивидуальность, подготовить школьников к самостоятельной трудовой деятельности.

Вот уже много лет я преподаю предмет «Технология» в школе. Всё пережитое и передуманное приобрело определённое название – опыт и мастерство. За много лет работы в школе на собственном опыте убедилась, какими большими возможностями обладает наш предмет для открытия у детей широких возможностей для самореализации и самоутверждения.

Содержание предмета «Технология» даёт возможность ознакомить учащихся со многими профессиями, воспитать интерес к ним. Особая, ничем не заменимая ценность уроков технологии в профориентационной работе состоит в том, что здесь школьники не только получают определенные знания, но и в процессе создания конкретных объектов труда они приобретают специальные умения и навыки, пробуют свои силы в практической деятельности, развивают профессиональные интересы и способности.

У учителей технологии большие возможности для профориентационной работы со школьниками, для их воспитания и разностороннего развития. Разумеется, содержание предмета обогащается и конкретизируется от класса к классу. Однако, работа эта эффективна в том случае, если профориентационный материал тесно связан с темой урока, содержит сведения о значении той или иной профессии, ее распространении, о требованиях профессии к человеку, об условиях труда и возможностях профессионального роста.

В зависимости от обстоятельств и условий проведения занятия профориентационный материал занимает соответствующее место в теоретической или практической его части.

Например, в 8 классе при изучении раздела «Электротехнические работы», на вводном уроке рассказываю о профессии электромонтёра и инженера-электрика. А в 7 классе, при изучении темы «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» знакомлю учащихся с историей народных промыслов, предлагаю презентацию о профессии резчика по дереву. В результате чего, дети начинают интересоваться народным искусством и историей своей республики, некоторые пытаются научиться и повторить изделия мастеров. Уместна в этом случае экскурсия в наш районный Краеведческий музей. В 6 классе при изучении раздела «Технология изготовления швейных изделий» учащиеся знакомятся с профессией модельера-закройщика, стилиста и т.д. Сведения о профессиях целесообразно сообщать и во время практических работ в виде кратких информационных комментариев. При этом учитель может рассказать, в какой профессиональной деятельности применяются операции, выполняемые учащимися на данном занятии, какие знания, умения и навыки нужны для их выполнения в производственных условиях. А на заключительное занятия в конце учебного года можно пригласить бывших учеников школы, успешно работающих в различных сферах местного производства.

В рамках «недели технологии» целесообразно пригласить в школу родителей учеников, профессии которых связаны со спецификой предмета «Технология».

Кроме того, большую роль в профориентации играет выполнение учащимися творческих проектов, участие в научно-практических конференциях, олимпиадах, в ходе работы в этих направлениях они приобретают не только практические навыки в изготовлении каких-либо изделий, но интересуются научной стороной тех или иных вопросов.

Я убеждена, чем больше практики на деле будет в учебной деятельности ребенка, тем эффективнее процесс профориентации.

Поскольку учитель технологии имеет возможность тесного общения с учащимися на протяжении большей части их школьного детства, он может внести значительный вклад в подготовку своих воспитанников к осознанному выбору профессии, а использование системного подхода в профессиональной ориентации школьников поможет им в выборе своей жизненной и профессиональной траектории.

Категория: Технология
02.10.2020 14:08


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!