СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад для педсовета на тему: Формирование навыков самообслуживания на уроках технологии (девочки) 5 класс ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад для педсовета на тему:

Формирование навыков самообслуживания на уроках технологии (девочки) 5 класс ФГОС

План:

  1. Введение. Предмет технология.
  2. Цели и задачи обучения.
  3. Особенности формирования навыков.
  4. Основные проблемы, возникающие во время обучения.

1) Технология – это предмет учебной программы, который имеет преемственность. Дети начинают осваивать навыки самообслуживания ещё в детском саду, затем развивают эти навыки в начальной школе через творчество и познавательный интерес, в среднем звене добавляется эффективное трудовое воспитание и усвоение трудовых умений и навыков, что способствует профориентационному выбору учащихся, сознательному выбору трудового пути в 10-11 классе.

Сегодня мне хотелось бы поговорить о формировании навыков самообслуживания на уроках технологии для девочек.

Технология самообслуживания - работы, связанные с обустройством быта (мелкий ремонт одежды, азы кулинарии, владение различными инструментами и т.п) выполняются вручную и должны быть освоены детьми. Чем большими технологиями овладеет ученик, тем шире будут его возможности в выборе профессии, тем будет легче ему приспособиться к различным условиям жизни в обществе.

Модернизация школьного образования привела к появлению новых стандартов в образовании. От школы сегодня требуется подготовка мыслящих людей, способных учиться, т.е добывать те знания, которые им в данный момент необходимы, а на базе этих знаний самостоятельно формировать умения и навыки для продуктивной деятельности и творчества. Приходя в этот мир, ребёнок учится получать и обрабатывать информацию.

2) В основе новых стандартов лежит системно- деятельностный подход, который прослеживается по предмету технология на протяжении всего курса, поэтому целеполагание по предмету совпадает с целями современного образования и должно давать ответ на вопрос: ДЛЯ ЧЕГО УЧИТЬ?

Цели обучения:

- Учить, чтобы „ научить учиться”

- Учить, чтобы „научить зарабатывать на жизнь”

- Учить, чтобы „научить организовывать свой быт”

- Учить, чтобы „научить общению”

Основные задачи обучения:

- Организовать условия, инициирующие детское действие

- Формирование самостоятельных трудовых умений и навыков, необходимых для выполнения профессиональных функций

- Формирование положительного отношения к трудовой деятельности

- Формирование трудовой дисциплины и ответственного выполнения своих обязанностей на рабочем месте

- Развитие потребности к самовыражению и самореализации учащихся посредством творчества

- Формирование необходимых коммуникативных качеств.

3) Формирование навыков самообслуживания по ФГОС продолжается на уроках технологии, благодаря знакомству девочек с потребностями людей и поэтому для общего развития им предлагаются следующие разделы:

- Культура дома, это направление даёт знания об устройстве современной кухни, позволяет обучающимся освоить навыки использования бытовой техники, определять набор безопасных для здоровья моющих и чистящих средств для мытья посуды и кухни (кабинета), воспитание эстетического вкуса к оформлению интерьера кухни.

- Кулинария - где обучающиеся овладевают навыками личной гигиены при приготовлении и хранении пищи, учатся подготавливать посуду и инвентарь к приготовлению пищи, составлять индивидуальный режим питания и дневной рацион, получать навыки в определении вкусовых сочетаний продуктов при приготовлении бутербродов, салатов и блюд из яиц, навыки в осуществлении органолептической оценки продуктов и готовых блюд, навыки при выполнении кулинарной механической и тепловой обработке овощей и фруктов, нарезку овощей, художественное украшение салатов. Осваивают навыки безопасных приёмов при обработке продуктов. Учатся готовить блюда, используя технологические карты (рецепты) приготовления, подбирать столовое бельё, сервировать стол, складывают салфетки.

- Создание изделий из текстильных и поделочных материалов – осваивают навыки по изучению свойств текстильных материалов, учатся распознавать ткани, переплетения тканей, снимая мерки с фигуры, знакомятся с размерными признаками, учатся выполнять конструкцию швейного изделия, самостоятельно работать на швейной машине, выполнять ручные и машинные швы, проводить ВТО, изготавливать изделия, осуществлять самоконтроль, анализировать ошибки, выполнять образцы вышивки, овладевать безопасными приёмами труда.

Формы работы, которые можно использовать на уроках технологии, это индивидуальная и групповая.

Индивидуальная работа полезна при изучении нового материала, обучающиеся 5 кл. ищут самостоятельно информацию об овощах и витаминах, самостоятельно находят рецепты блюд и учатся составлять технологию приготовления блюда. Занимательные задания способствуют этому. Девочки с удовольствием включаются в работу, когда речь идёт о красивом оформлении блюд. Индивидуально они работают в рабочих тетрадях при проверке усвоенного материала.

Очень важна групповая форма работы на уроке с использованием творческих заданий. Эта форма используется на уроках кулинарии во время адаптационного периода в 5 классе (в начале учебного года). При таком обучении работают в силу своих способностей даже не очень старательные ученицы, т.к это им становится интересно. От них не требуют непосильной мыслительной деятельности, они выполняют то, что могут. Кроме этого творческая работа помогает раскрыться, через творческое воображение и работу в группе, дети могут реализовывать учебную задачу. Многие получают удовлетворение от процесса работы, от общения, от атмосферы в классе и от результатов собственного труда.

Очень помогает реализации требований ФГОС метод проектов, который используется на уроках технологии. Метод проектов позволяет обучающимся создавать проект как индивидуально, так и в группе. Работа над проектом создаёт условия для формирования общих учебных навыков, навыков самообслуживания, самоконтроля и самооценки, способствует формированию личностных качеств (аккуратность, внимательность, взаимопомощь и т.д)

Основная особенность методов и форм на уроках технологии заключается в том, что предпочтение отдаётся проблемно-поисковой и творческой деятельности школьников. При таком подходе возникает естественная мотивация учения, успешно развивается способность учеников понимать смысл поставленной задачи, планировать учебную работу, контролировать и оценивать результат, учитывается индивидуальная особенность детей, их интересы и склонности.

Оценивание работы на уроках технологии можно осуществлять не только по бальной системе, можно оценить работу в 5 кл. и формирующей оценкой, т.е дать словесное описание работе, произнося похвальные слова или заменив текущий инструктаж при работе, тактично указать на недостаток, повышая мотивацию и давая творческий толчок на будущее.

Уже с 5 кл. девочки начинают знакомиться с миром профессий. На занятиях по кулинарии они знакомятся с профессиями занятыми в пищевой промышленности и т.д.

На уроках технологии есть возможность на практике применять и объединять знания, полученные на всех предметах- использование различных материалов, преобразование энергии, использование интернет ресурсов, основы черчения, графики, дизайна. Для развития системного мышления и технологической культуры, необходимо показывать связь раздела с историей развития цивилизации, науки и техники.

4)Основные проблемы, возникающие во время обучения:

- Мотивация обучения детей снижена. Они ещё не понимают, что это им точно пригодиться в жизни, ведь они пока находятся под опекой родителей, которым проще сделать всё самим за ребёнка, чем иметь терпение и научить детей.

-Мотивация привития навыков самообслуживания со стороны родителей отсутствует. Им не хватает времени, мудрости, терпения и опыта для передачи необходимых навыков самообслуживания.

-Поведенческая проблема, связанная с нежеланием подчиняться общим правилам.

11.01.2016 16:53


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!