СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профилактика и коррекция детей с ЗПР

Нажмите, чтобы узнать подробности

Диагноз ЗПР появляется в медицинской карте чаще всего ближе к школьному возрасту, лет в 5-6, либо тогда, когда ребёнок сталкивается непосредственно с проблемами в обучении. А ведь при своевременной и правильно построенной коррекционно – педагогической и медицинской помощи возможно частичное и даже полное преодоление данного отклонения в развитии. Проблема в том, что диагностирование ЗПР на ранних стадиях развития представляется довольно проблематичным. Его методы основаны в первую очередь на сравнительном анализе развития ребёнка с соответствующими его возрасту нормами.

Таким образом на первое место выходит профилактика ЗПР. Рекомендации по этому поводу, ничуть не отличаются от тех, которые можно дать любым молодым родителям: это в первую очередь создание максимально благоприятных условий для протекания беременности и родов, избегание факторов риска, перечисленных выше. И конечно, пристальное внимание к развитию малыша с первых же дней его жизни. Последнее одновременно даёт возможность вовремя распознать и скорректировать отклонения в развитии. В первую очередь необходимо побывать на приёме у невропатолага. Зная возрастные показатели нормы, родители могут сами следить за психомоторным развитием крохи, а в случае незнания необходимо ознакомиться с этой информацией; что должен уметь малыш в том или ином возрасте, какие особенности его поведения и т. д. Взаимодействие родителей с детьми также являются необходимыми для полноценного и нормального развития ребёнка. Это телесно – эмоциональный контакт с малышом. Малыша обязательно нужно брать на руки, ласкать его, гладить не только по головке, но и по всему телу. Это позволит ему адекватно воспринимать пространство вокруг себя. Особое место отводится контакту глаз, который является основным и самым эффективным способом передачи чувств. Стоит ли говорить, что ребёнок с теми или иными нарушениями в развитии нуждается в тепле маминых рук, её ласкового слова, любви, доброте и понимании в тысячу раз больше своих здоровых сверстников.

Первые обобщения клинических данных о детях с ЗПР и рекомендации по оказанию им коррекционной работы были даны в книге Т.А.Власовой и М.С.Певзнер «О детях с отклонениями в развитии» (1973 г.).

Интенсивное и многоплановое изучение проблемы ЗПР в последующие годы способствовало получению научных данных. В результаты этих исследований было доказано, что коррекционная работа должна строится с учётом причин возникновения ЗПР, психологических особенностей её проявления. Исследования показали, что дети 7-9 лет с ЗПР, обучающиеся в массовой школе, не усваивают знаний, предусмотренных программой. У них не формируется учебная мотивация, недостаточная саморегуляция, значительно снижена интеллектуальная активность, поэтому коррекционную работу необходимо начинать с раннего и дошкольного возраста. Так как ЗПР возникает в связи с экзогенными вредностями, которые приводят лишь к нарушению темпа развития, а в таком случае возможна обратимость симптомов. Полная обратимость симптомов наступает лишь в тех случаях, когда проводится коррекционно – воспитательная и лечебная работа.

Коррекционная деятельность –это деятельность, ориентированная на решение в процессе целостного психологического развития детей конкретных проблем обучения, поведения. психического самочувствия. Диагностика является основой для её правильной организации, другие формы могут дополнять. Диагностическая работа имеет ряд специфических особенностей:

-она должна быть комплексной, направленной на выявление различных сторон психических процессов, свойств, личностных качеств и форм деятельности;

-комплексность в диагностике определяется необходимостью изучения семьи и семейного воспитания т.е. требует включения в диагностику не только ребёнка, но и его родителей.

-необходимо изучение не только актуального состояния ребёнка и статуса семьи, но и особенности развития детей на предшествующих этапах;

-она требует соблюдения принципа активности самих испытуемых;

-диагностика и коррекция осуществляются практически одновременно на всём этапе работы.

Коррекционная работа с детьми ЗПР является основным направлением устранения полностью или хотя бы частично этого диагноза. Основными принципами, лежащими в основе содержательного наполнения и организации коррекционной работы с детьми ЗПР, являются:

1. Целостность –процесс воздействия на личность в целом, во всём многообразии её социально –психологических проявлений;

2.Комплексность –процесс взаимодействия различных специалистов, работающих с детьми, с целью оказания им всесторонней помощи (психолог, логопед, дефектолог, социальный педагог и др.);

3.Системность –процесс проведения коррекционных процедур с учётом определённой логики, последовательности, методической преемственности.

В дошкольных учреждениях организованы коррекционные группы для детей с ЗПР, в структуре адаптивной школы коррекционные классы для учащихся. Целью организации таких классов является создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуально – типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно – психического здоровья.

Система работы в классах выравнивания направлена на компенсацию недостатков дошкольного воспитания, преодоление негативных особенностей эмоционально личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности. В целях создания оптимальных условий для реализации инициативы педагогического коллектива и роста адаптивных возможностей детей с ЗПР, восстановления их социального, психологического и физического здоровья.

В силу специфики работы с детьми данной категории в первую очередь соблюдается щадяще –охранительно –педагогический режим. Создаётся благоприятный психологический климат. Учитывается воспитательная роль оценки, ведётся реальный учёт возможностей ребёнка, соблюдаются гигиенические требование к уроку, предупреждающие переутомление.

На базе коррекционных классов составляется программа, которая отвечает требованиям государственного стандарта:

-С учётом особенностей умственного, психического, речевого, нравственного, эмоционального и физического развития, а также с учётом возраста и характера ведущего вида деятельности;

-В ней достаточно полно раскрываются условия обучения, содержание и методы, обеспечивающие коррекционную направленность;

-В программе представлены основные виды занятий, которые включены в учебный план для специальных дошкольных учреждений указанного профиля;

-Построение программы осуществляется по спирали: на каждом следующем этапе усложняются задачи работы и в каждом виде деятельности навыки не только закрепляются, но и усложняются.

Опыт создания и проведения коррекционных групп показывает, что результаты коррекции заметнее в том случае, если есть сотрудничество психолога, педагога и родителей.

Таким образом, правильно организованная коррекционная работа с детьми ЗПР позволяет достаточно успешно решать проблемы повышения уровня познавательной деятельности, помогает ребёнку избежать трудности и проблемы в дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии.

Вывод.

Под термином «задержка психического развития» понимаются синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных её функций (моторных, сенсорных, эмоционально – волевых), замедленного темпа реализации закодированных в генотипе свойств организма. Являясь следствием временно и мягко действующих факторов (ранней депривации, плохого ухода и др.), задержка может иметь обратимый характер. В этиологии задержки психического развития играют роль конституциональные факторы, хронические, соматические заболевания, органическая недостаточность нервной системы, эмоциональная депривация и «педагогическая запущенность».

20.04.2023 15:00


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!