СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профилактическая работа на уроках биологии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фрагмент урока на тему «Здоровье человека»

Задачи:

1) показать роль здоровья в жизни человека;

2) раскрыть понятия здоровья, здорового образа жизни;

3) сформировать убеждение отказа от употребления психоактивных веществ;

4) сформировать культуру здорового образа жизни.

План: 1. Актуализация темы урока.

2. Изучение нового материала о здоровье и способах поддержания здоровья.

3. Беседа о вредных привычках.

4. Заключение.

5. Задание на дом.

Материалы: словарь русского языка С.И.Ожегова, другие словари и справочники.

Предварительное домашнее задание

Всем учащимся: дать собственное определение понятию здоровье; 2–3 желающим: подготовить сообщения о людях, которые победили свое нездоровье (знаменитый цирковой артист-тяжеловес Валентин Дикуль; американский велосипедист Армстронг, ставший олимпийским чемпионом и др.)

Ход занятия

1. Самостоятельная работа учащихся по заданию (10 минут)

Ученикам предлагается представить, что к ним прилетел волшебник, который может наделить каждого прекрасным здоровьем. Но у него есть одно условие – нужно написать, для чего нужно хорошее здоровье.

Ученики пишут небольшой текст на полстраницы. При этом нужно объяснить условие которое поставил волшебник - обоснование должно быть убедительным.

2. Беседа о здоровье и здоровом образе жизни

2.1. Роль здоровья в жизни человека

Обсуждаются результаты выполнения задания. Учитель предлагает желающим прочитать свое мини-сочинение. Далее следует обсуждение прочитанного. В результате проговариваются основные причины, по которым люди хотят иметь хорошее здоровье.

2.2. Что такое здоровье?

Учащиеся находят определение понятия здоровье в словаре. В процессе поиска учитель просит обратить внимание и на однокоренные слова – здороваться, здорово, здоровый. В результате учащиеся находят в словарях несколько разных определений, а также зачитывают результаты домашней работы. Учитель объясняет, что это понятие для людей очень значимо и поэтому существует много разных его толкований. В результате обсуждения выделяются значимые характеристики понятия здоровья, которые выписываются на доске.

На доске появляется конспект, вмещающий в себя то, что понимается под здоровьем и то, что каждый из учащихся хотел получить у волшебника.

Однако мы знаем, что встретить волшебника не так просто, их практически нет. Зато можно самому стать волшебником. Ведь не раз были случаи, когда человек не позволял болезни победить себя и выздоравливал.

2.3. Рассказы учащихся о людях, которые победили свое заболевание

После рассказов учащихся проводится обсуждение: как людям удалось победить свою болезнь. Ученики приходят к выводу, что эти люди не просто лечились, а вели здоровый образ жизни. Они перестраивали свою жизнь таким образом, чтобы организм вылечивался не только с помощью лекарств, но и с помощью спортивных занятий, закаливания, правильного отдыха, режима дня и т.д. У каждого человека этот набор факторов здоровья может различаться. Однако вместе взятые они помогают сохранить здоровье, и человек перестает болеть.

2.4. Что же такое здоровый образ жизни? Как его вести?

Здоровый образ жизни – это правильное питание, поддержание хорошей физической формы, занятия спортом, закаливание. Однако умение преодолевать жизненные трудности, не впадать в уныние или раздражение, справляться с усталостью – это тоже важные условия здорового образа жизни. Человек, ведущий здоровый образ жизни, умеет не только вовремя собраться с силами для того, чтобы сделать нужную работу, но и умеет по-настоящему отдыхать – не только физически, но и психологически. О здоровом образе жизни нужно помнить всегда. Испытывая «мышечную радость», человек не только нормализует свое здоровье, но и приобретает хорошее настроение. Учитель проводит беседу о способах поддержания здоровья, просит учащихся рассказать, что они знают о закаливании, правилах закаливания. Какие способы снятия усталости, напряжения они могут посоветовать.

3. Вредные привычки

Здоровый образ жизни не совместим с вредными привычками. Эти привычки отрицательно влияют прежде всего на организм (разрушают печень, легкие, желудок). К таким привычкам относятся курение, употребление алкоголя, наркотических веществ. Эти вещества влияют на клетки мозга, психические функции, поэтому их называют психоактивными веществами (ПАВ).

Употребление ПАВ начинается с пробы алкоголя, сигареты и т.д. Закономерен вопрос: «Зачем он это делает?» Ведь в большинстве случаев никаких приятных ощущений начинающий курильщик не испытывает. Это происходит из любопытства, из желания казаться старше или для соответствия той группе, в которой человек находится. Группа как бы заставляет своих членов подчиняться общим правилам. Однако если правила вредны для вас, то следует глубоко задуматься о том, действительно ли так важно поступать, как все.

Представьте, что вы приехали в незнакомое место, а там все люди – с оторванной правой рукой. Вам тоже предлагают оторвать руку, уверяя, что это совсем не больно. Они объясняют, что двуруким здесь очень трудно жить, двуруких не любят, считают их предателями. Для двуруких не продают в магазине одежду, поэтому им приходится ходить голыми. Двуруких не берут на работу, поэтому они все время голодают.

Такие же, порой абсурдные, ситуации возникают, когда человек приобретает вредные привычки. Он знает, что это вредно, что таким образом разрушается его здоровье, но все равно подчиняется своей привычке. Зато, думает человек, он будет таким, как все: ведь «двуруких считают предателями». Но на самом деле человек предает самого себя, свой организм, свое здоровье, которое, как говорится в поговорке, «в аптеке не купишь». Важно отметить, что человек, ведущий здоровый образ жизни, отказывается от алкоголя или сигарет вовсе не потому, что это запрещено, или потому, что так не делают его близкие, а добровольно, сознательно, понимая, что только отказ от вредных привычек является надежным способом сохранения и поддержания здоровья.

Есть и другие привычки, которые тоже относят к вредным, – переедание, приводящее к повышенной массе тела, малоподвижный образ жизни. Нужно избегать и этих привычек, бороться с ними, так как они тоже наносят непоправимый ущерб здоровью.

4. Выводы

Человек, ведущий здоровый образ жизни, хорошо приспособлен к той физической среде, в которой он живет. Тренировки и специальные усилия помогают ему сохранять здоровье. Следовательно, человек редко болеет, а если и заболевает, быстро может победить болезнь. Человек должен находиться в поиске, думать о здоровье, совершенствовать свой образ жизни. Здоровый человек умеет противостоять давлению социальной группы. Его никто не заставит выпить спиртное, закурить или попробовать наркотики, если он настроен сохранять свое здоровье на долгие годы.

Домашнее задание: придумать несколько полезных привычек и постараться их приобрести.

 

Категория: Биология
01.01.2015 13:11


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!