СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектирование личностно-развивающей учебной среды на уроках математики.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектирование личностно развивающей учебной среды на уроках математики.

Потребности жизни, школьная практика ведут к новому пониманию процесса обучения. Должен быть выполнен кардинальный переход от традиционного информационно – пояснительного обучения, ориентированного на передачу готовых знаний, до личностно развивающего, что предусматривает не только усвоение учащимися знаний, но и формирования у них навыков учебной деятельности, их творческое развитие.

Математика как предмет естественного цикла призвана формировать мировоззрение и компетентность, которые требует современная жизнь. Современная математика должна быть важным источником знаний об окружающей среде, основой научно – технического прогресса, экономического роста и вместе с тем – одним из важнейших компонентов человеческой культуры ( духовной и моральной ). Этим определяется образовательное и воспитательное значение математики как обязательного учебного предмета.

Урок в новом понимании – это и способ развития личностных качеств ученика и обогащение его субъективного опыта, и среда для полноценной реализации учебных целей учащихся, которые включают такие компоненты учебной деятельности, как установочно – мотивационный, проективно – деятельный, рефлексивно – оценивающий. Если рассматривать урок как средство развития личностных качеств ученика, то следует проектировать учебный процесс на диагностической основе, что дает возможность учитывать все компоненты личности ребенка. Так как у каждого ученика свой характер и темперамент, свой тип восприятия и мышления, свой субъективный опыт ( познавательный, коммуникативный, творческий).

Диагностический инструментарий включает психологические тесты, социометрию, учебно – диагностический материал, наблюдения учителя, самонаблюдения и т. д. Например, разноуровневые задания позволяют установить уровень учебных достижений ученика ( начальный, средний, достаточный, высокий). Использование тестов закрытого типа, усной формы подачи материала, составление вместе с учащимися плана действий, разнообразных схем способствует плодотворной организации учебной деятельности « левополушарных» детей. Применение тестов открытого типа, заданий, в которых отсутствуют алгоритмические указания, доминирование на уроках наглядных средств важны во время обучения « правополушарных» детей.

Планируя урок, следует так же учитывать все структурные компоненты личности ученика: когнитивную сферу ( знания, умения, навыки, мышление, восприятие, память, внимание и т.д.); аффективную сферу ( воля, эмоции, темперамент); психомоторную сферу ( невербальная сфера, тактильная память, практические умения и навыки). Для всестороннего развития личности необходимо объединение разных форм деятельности ( индивидуальной, групповой, фронтальной) и методов обучения, в частности самостоятельной поисковой деятельности, метода проектов, проблемно – поисковых и исследовательских методов.

Для реализации установочно – мотивационного компонента урока рекомендуется:

- создание проблемных ситуаций разного типа; актуализация и генерализация информации; вербальные установки, которые способствуют реализации позитивной « Я- концепции» ; эффекты интриги, « удивления» ; синектичные приемы; приемы содержательной переработки текста ( структурно – логические схемы, таблицы, опорные конспекты) ; «эффект умышленной ошибки» ;

- использование информации интегрированного характера ( стихи, исторические справки, элементы медиаобразования и т.д.).

Проективно – деятельный компонент учебной деятельности включает:

- целенаправленность в процессе творчества; структурирование учебного материала с опорой на субъективный опыт учащихся ( познавательный, коммуникативный, творческий) и с учетом личностных качеств ученика ( восприятие, темперамент, мышление и т.д.) ; создание ярких наглядно – образных представлений ; учебно – познавательных игр; создание ситуаций успеха; эвристическая беседа; свободный выбор заданий и форм учебной деятельности ( письменно или устно, индивидуально или в группе, обобщенно или конкретно; конспектирование; составление плана, схемы или таблицы и т.д.); имаготерапия ( перевоплощение в образ) ; эффект катарсиса ( эффект растерянности ); создание проблемных ситуаций; выполнение творческих заданий.

Например, творческими могут быть задание разработать научно – исследовательский проект по теме « Математические модели в экономике» (11- й класс); проект математической газеты « Математика вокруг нас» ( 10 – й класс) ; сюжетную линию в рисунках с геометрическим содержанием ( 9-й класс).

Рефлексивно – оценивающий этап урока можно реализовывать, используя такие методические приемы: взаимоконтроль, самоконтроль; взаимоаудит, самоаудит, создание ситуаций позитивного успеха ученика, эмоционального комфорта на уроке; доминирование на уроке порциальных оценок; участие учащихся в исправлении ошибок; предоставление возможностей учащимся исследовать собственные ошибочные суждения и оценивание психологической атмосферы; прослеживание эмоционального состояния учеников ( методика цветоописания А.М. Лутошкина, методика « Кактус»), а так же постановка вопросов: « А как вы думаете…», «Предложите ваш способ решения задания, проблемы…», « Что нравится и не нравится на уроке…», « Оцените свою деятельность и деятельность учителя по 12 – бальной шкале оценивания…» и т.д.

Особенная роль в структуре урока отводится дифференцированным домашним заданиям, например:

- составить сказку, загадки, кроссворды по теме; составление тематических сборников интересных заданий, фактов; составление мнемонических высказываний, стихов; разработка устного журнала « Математика вокруг нас»; разработка слайдов на тему « Математика и экономика»; разработка проекта « Математика и литература – два крыла творчества»; составление плана застройки экологического города; подготовка моделей одежды с геометрическим объяснением; реклама математической формулы, теоремы; составление плана и проведение фенологического наблюдения.

Все три компонента учебной деятельности составляют единое целое личностно развивающего урока. Но жизнь показывает, что приоритетным заданием образования является воспитание личности, которая ориентируется в реалиях и перспективах социокультурной динамики и подготовлена к будущему. Поэтому актуальным является использование интерактивных форм обучения: прессконференции, деловые игры, интегрированные уроки, учебные мозговые штурмы, диспуты и т.д. В этом случае ученики становятся активными участниками учебного процесса, что требует от них постановки проблемы, поиска решения и принятия конкретных решений.

Личностно развивающий урок как средство развития личностных качеств ученика и как среда для полноценной учебной реализации учащихся – это два взаимосвязанных, взаимодополняющих аспекта педагогического процесса. Поэтому личностно развивающий урок следует рассматривать как целостную систему, которая обеспечивает равноправную, полноценную учебную деятельность в системе « учитель – ученик», которая способствует раскрытию, формированию и реализации личностных качеств учащихся. Следует помнить, что « методика боится случайностей, неосознанности в поступках учителя. Только при наличии системы во всех педагогических начинаниях предмет становится для ребенка понятным, любимым, плодотворным» ( М.М. Рыбникова).

Категория: Математика
27.10.2019 19:33


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!