СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемы литературного образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Есть преступления хуже,

чем сжигать книги.

Например - не читать их.

Рэй Брэдбери

Семь чудес света создали люди в древности, но есть и восьмое чудо, известное всем нам – это книга. Мы с вами с самых ранних лет знакомы с книгой и до того к ней привыкли, что редко думаем о ней, как о чуде, как о сокровище, и бывает, не всегда ценим и бережем её. Но вдумайтесь: ведь книга – это наследство, которое передается от поколения к поколению. Это единственная “машина времени” с помощью, которой можно совершить увлекательное путешествие.

Книги бывают разные: веселые и грустные, познавательные, сказочные. Я открываю книгу, перелистываю страницы и происходит удивительное чудо: книга начинает со мной говорить, уносит меня, то в тридевятое царство, то в тридесятое государство. Книга заставляет плакать и переживать, смеяться и страдать, жить вместе с ее героями.

В настоящее время проблема развития интереса у школьников к чтению становится проблемой поколения: книга в любой своей форме все быстрее отдаляется, интерес к чтению падает. Телевидение, интернет постепенно вытесняют книгу с того пьедестала, который она занимала до недавнего времени. Теперь для того, чтобы знать и быть в курсе самых последних достижений научной мысли, совсем необязательно читать. Достаточно черпать информацию с экрана телевизора или дисплея. Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируется в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги. Их литературный опыт ограничивается попытками освоить произведения школьной программы в сокращенном варианте.

Для того, чтобы вопросы литературного образования успешно решались, необходимо точное представление о специфике литературы как искусства слова, так и учебного предмета, об ее месте в общем процессе школьного обучения.

Успех литературного образования в школе зависит не только от его содержания. Он достигается лишь при условии методической продуманности занятий по литературы. При малом количестве учебного времени, отведенного на литературу, особо важную роль играет дальнейшее развитие и верное соотношение форм изучения литературы.

Воспитать творческую личность без книги невозможно: чтение развивает познавательные процессы, личную культуру, формирует восприимчивость. Процесс обучения чтению должен быть непрерывным, начиная с начальной школы, и в идеале должен научить ребенка видеть в книге произведение искусства. Традиционно знакомство с литературой в среднем звене начинается с изучения фольклора. Характерной особенностью данного курса является первое знакомство школьника с понятием выразительных средств литературного языка. В этом отношении фольклор является богатейшим материалом таких литературных приемов, как аллегория, сравнение, метафора, эпитеты, олицетворение и другие. С точки зрения развития «умения читать» для меня, как учителя литературы, являются интересными задания следующего типа:

• рассмотреть типичных сказочных животных и определить, какие черты человеческого характера они отождествляют;

• проследить, какие народные человеческие имена традиционны для животных и людей в русских сказках, а какие в зарубежных и как это связано с характером героя;

• обратить внимание учащегося на схожесть многих народных сказок; сопоставить сказки разных народов, провести сравнительный анализ этих сказок;

• проанализировать художественно-изобразительные средства, используемые для описания отрицательных и положительных героев (на примере нескольких сказок), какие сравнения используются при этом;

• предложить учащимся по выписанным средствам определить характер и внешность героя;

• поработать с иллюстративным рядом к сказке; по этим иллюстрациям попробовать охарактеризовать героя, используя соответствующие литературные приемы; более младшим школьникам (5-6 класс) можно предложить самим нарисовать иллюстрацию к сказке;

• создать презентацию понравившейся сказки или любимого героя.

Такого рода задания пробуждают у школьников интерес к тексту, как объекту исследования. А элементы игры и соревнования облегчают учащимся ознакомление с азами литературоведения и развивают навыки анализа литературных произведений.

Очень важно, чтобы на уроках литературы ребенок, высказывая собственное мнение, не слышал слов: «нет», «неправильно» и других выражений с негативной оценочной лексикой. Он ждет поддержки и понимания со стороны учителя, наставника и окружающих. Да и кто из учителей может с уверенностью заявить о непререкаемости своего мнения и ошибочности чужого, когда подходов к оценке произведения может быть много. Главное, чтобы ученик чувствовал проблему, пытался решить ее, чтобы собственное мнение ребенок мог отстоять, донести до окружающих, поделиться с ними своими чувствами.

На уроках литературы при обсуждении поступка героя, моделируя ситуацию, выясняем, какая проблема возникает, как ведет себя герой, какие шаги предпринимает, кто или что влияет на принятие решения, свойственен ли поступок для данного героя, какой вариант поведения он мог выбрать еще. Необходимо выяснить, как бы поступили ученики на его месте, к чему мог привести их вариант поведения.

Работая с 5-классниками, при изучении сказок на уроках литературы я всегда делаю акцент на их вариативность. Проводя урок «Изобразительный характер формул волшебной сказки. Народная мораль и поэтика волшебной сказки. Вариативность народных сказок», обращаю внимание школьников на то, что собирателями сказок записано 24 варианта сказки «Царевна-лягушка».

Заранее подготовленные ученики выступают перед классом с сообщениями об отличии сказки «Царевна-лягушка» в обработке А. Н. Толстого от пересказа М. А. Булатова.

Небольшие выдержки из подготовленных сообщений: «Текст Толстого в основном совпадает с тем, что дан в учебнике. Но есть небольшие отличия. Лягушка немного иначе приветствует Ивана, когда он возвращается домой после приказов отца: «Ква, ква, Иван-царевич, что закручинился? Или услыхал от батюшки слово неприветливое?» Сначала царь задает невесткам сшить рубашку, а потом испечь хлеб. Василиса зовет на помощь мамок и нянек. При описании пира нет слов «музыка и танец», говорится, что настал черед плясать. Царевна обернулась не белой лебедью, а серой кукушкой. В варианте Толстого не говорится о железных сапогах и железных хлебах. Иван-царевич видит на дубу не ларец, а кованый сундук. По-разному звучат зачин и концовка этих сказок».

Для сравнения зачитывается фрагмент сказки, зачин или концовка. После чего учащиеся должны сделать вывод, почему существует несколько вариантов народных сказок? Почему сказка «Царевна-лягушка» была особенно любимой в народе?

Ответы учеников:

« То, что у сказки «Царевна-лягушка» 24 варианта, говорит нам о том, что она совершенствовалась со временем и народом считается одной из лучших народных сказок, потому что она посвящена прославлению творческого труда».

«Образ Василисы Премудрой — один из любимых сказочных образов волшебницы. Мне кажется, что эту героиню любит народ за трудолюбие, доброту, мудрость, любовь и заботу. Сама сказка «Царевна-лягушка» учит судить человека не по внешности, а по делам, учит оценивать внутренние качества человека, которые могут скрываться «под лягушечьей кожей».

Также при знакомстве со сказками я предлагаю своим ученикам составлять план. Как же составить план сказки? Школьникам предлагается прочитать ту сказку, о которой пойдёт речь. Определить последовательность основных событий, происходящих в произведении. Разделить на смысловые части. Каждую часть озаглавить. Заглавие частей – это пункты плана. Для меня, как учителя литературы данный прием весьма важен, ведь таким образом, я могу определить, насколько вдумчиво тот или иной ученик читал произведение. Кроме этого, знания полезны для самих учащихся. Имея перед глазами план, школьник может легко вспомнить о событиях и героях сказки и составить грамотный пересказ на уроке.

Составление плана на конкретном примере. Урок литературы в 5 классе.

Учащимся было предложено составить план сказки «Царевна-лягушка».

Пример одного из учеников:

  1. Царский наказ сыновьям.
  2. Удачный выбор старших братьев.
  3. Лягушка в невестах у Ивана-царевича.
  4. Царь проверяет мастерство невесток в выпечке хлеба.
  5. Умеют ли невестки ткать ковры.
  6. Сыновья должны привести своих жён на пир.
  7. Царский пир.
  8. Иван-царевич сжигает кожу лягушки.
  9. Иван-царевич встречает старичка.
  10. Как Ивану помогают животные.
  11. Иван-царевич и баба Яга.
  12. Дуб Кащея.
  13. Возвращение Ивана-царевича.

Впоследствии учащиеся так привыкают к составлению плана, что такой прием работы для них уже не составляет никакой сложности. Стоит отметить, что с таким заданием справляется большая часть класса, лишь некоторым школьникам требуется помощь учителя.

С целью повышения читательского интереса и общего эстетического развития целесообразно более широко использовать межпредметные связи, в первую очередь, между предметами изобразительного искусства и музыкой. В связи с этим предлагаю своим учащимся задания такого типа:

• составить словесные портреты героев, прослушав музыкальные отрывки;

• сопоставить эпизоды из музыкального и литературного произведений; проанализировать в них выразительные средства;

• подготовить иллюстрации наиболее запомнившихся моментов произведения;

• по музыкальному фрагменту определить героя, найти соответствие в тексте произведения;

Формируя у учащихся навыки зрелого чтения, я, как учитель, готовлю их к выполнению различных видов воспроизведения прочитанного, прежде всего к пересказам – краткому и подробному. На основе чтения и анализа текстов ученики овладевают навыками изложения собственных мыслей: идут по пути от наблюдений мыслей к самостоятельному воспроизведению мысли.

В силу большого объема текста литературного произведения, изучаемого в старших классах, возникает проблема нехватки учебного времени для более детального рассмотрения всех интересующих моментов произведения, поэтому большую помощь в повышении интереса школьников к произведению оказывают внеклассные тематические мероприятия. На мой взгляд, наибольший интерес и практический эффект имеют следующие мероприятия:

• литературные вечера, где предлагается учащимся сценически представить эпизод различных литературных произведений, (причем, как и произведения, так и эпизоды могут быть выбраны самостоятельно школьниками в рамках темы литературного вечера);

•литературные игры, где командам – участникам предлагаются выдержки из произведения, с целью определить автора и название; можно подготовить вопросы по произведению или творчеству любого писателя, определенного темой игры (при этом вопросы могут готовить сами ученики).

•литературные акции (Страна читающая» — социальный проект, который делаем мы с вами, читая и записывая на видео произведения классиков школьной литературы. Учащиеся как средних, так и старших классов проявили в этом году огромный интерес к данному проекту. Те произведения, которые школьники выбирают для прочтения, имеют свой интересный сюжет, воплощение которого они демонстрируют в своих видеороликах.);

Данные мероприятия позволяют провести оценку кругозора, сферы интересов, степень восприимчивости художественного текста учащимися, а так же проследить динамику интеллектуального развития ребенка.

Своим старшеклассникам я рекомендую вести читательский дневник, назначение которого – помочь при подготовке к уроку и, что особенно важно, помочь при подготовке к ЕГЭ. В читательском дневнике выделяю следующие разделы:

1.Автор (указать Ф.И.О.(полностью), годы жизни)

2. Название произведения

3.Главные герои (их характеристика)

4.Тема

5.Проблемы

6.Комментарий к проблемам (краткий)

7.Примечание (чему учит произведение, что понравилось, общее впечатление, может быть, какие-то афоризмы и т.д.)

Читательский дневник - один из способов, позволяющий поддерживать чтение в школах, прививать культуру чтения, контролировать деятельность ученика как читателя.

Одним из эффективных способов повышения читательского интереса старшеклассников я считаю проведение уроков внеклассного чтения.

Уроки внеклассного чтения давно вошли в практику преподавания литературы. Без них теперь трудно представить уроки литературы в школе. В средних классах, когда интенсивно расширяется круг чтения школьников, когда в их чтение вливается громадный поток "взрослой" литературы, когда складывается дифференциация читательских интересов, на первый план выдвигается задача формирования разносторонних читательских интересов, а также совершенствование читательского восприятия, развития художественного вкуса. В старших классах особенно важной становится задача развития личностного подхода к литературному произведению, самостоятельности эстетических оценок. Интересы старшеклассников, в том числе и читательские, уже сформировались. Недооценка этого факта при планировании уроков внеклассного чтения, выборе произведений для обсуждения и форм проведения уроков может привести в результате к отчуждению между учеником и учителем.

Свои уроки внеклассного чтения между отдельными темами, я связываю с изучением программного материала. Чаще всего мы проводим эти часы в «Библиотеке № 212 имени Т. Г. Шевченко ", расположенной рядом с нашей школой. Такие «библиотечные уроки", на которых мы знакомимся с новинками литературы, с творчеством писателей-юбиляров, с интересными журнальными статьями, вызывают интерес со стороны школьников. Без личного примера учителя, я считаю, невозможно вызвать интерес к чтению, поэтому с удовольствием хожу с детьми в библиотеку, наблюдаю за проявлением их читательского интереса, вместе выбираем книги, пытаемся найти ответы на интересующие нас вопросы. В нашей школе реализуются разные стратегии развития интереса учащихся к чтению: читательские конференции – презентация книги стала одной из самых популярных и любимых детьми форм работы с книгой. Мы проводили презентации: по книге Натальи Евдокимовой «Лето пахнет солью». Данное мероприятие было проведено в начале учебного года, практически сразу после летних каникул. Лето для школьников – особая приятная пора, когда от каждого дня ожидаешь какого-то чуда, и запасаешься впечатлениями, которыми потом живешь долгий учебный год. С самого детства это время почти у всех ассоциируется с морем, долгожданными каникулами на шумном побережье, толпами отдыхающих, новыми друзьями. Именно об этом новая книга «Лето пахнет солью», в которую вошли восемь рассказов и повесть "Отдыхающие". Для школьников участие в данной конференции было интересно и познавательно. Каждый из них отметил, что в рассматриваемых рассказах видит отражение событий и из своих летних будней. Основная цель читательских школьных конференций-презентаций заключается в том, чтобы повысить уровень книжной культуры детей, заинтересовать историей книги, научить пользоваться и работать с книгой, расширить кругозор, повысить общий культурный уровень. Для любого ученика по – настоящему интересным является то мероприятие, в котором он сам принимает непосредственное участие.

К каждой такой конференции наши учащиеся готовят свой материал, свои практические исследования, обмениваются читательским опытом и мнением о той или иной книге, или ряде книг.

Литература как искусство слова обладает удивительной способностью влиять на умы и сердца людей, помогает раскрыть подлинную красоту человеческой души. Это искусство помогает нам, учителям, уберечь детей от разрушающей монотонной повседневности и сохранить «внутренний свет души», который не даст им потеряться в нашем «прекрасном и яростном мире».

Категория: Литература
25.01.2017 16:25


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!