СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация учебного диалога на уроках литературного чтения в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Образно говоря, вся вселенная стоит на диалоге».

И. И. Зюзюкин.

Уважаемые коллеги! Давайте вначале вспомним, что такое ДИАЛОГ?

Диалог – это вид речи. Его отличает: зависимость от обстановки разговора,

обусловленность предыдущим высказыванием, непроизвольность и малая степень организованности.

Диалог – функциональная разновидность языка. Реализуется в процессе непосред-ственного общения между собеседниками. Состоит из чередования реплик.

Сергей Иванович Ожегов в толковом словаре даёт следующее толкование этого слова : ДИАЛОГ – разговор между двумя лицами, обмен репликами.

В настоящее время в школе используются 2 формы подачи информации:

МОНОЛОГИЧЕСКАЯ И ДИАЛОГИЧЕСКАЯ.

Монологическая форма осуществляется через лекции, рассказы, объяснения.

Диалогическая – через различные виды бесед, дискуссии ( спор, обсуждение какого-то вопроса), диспуты ( публичный спор на важную тему), создание проблемных ситуаций.

Современные ученые-методисты, в частности Наталья Николаевна Светловская, говорят о необходимости обеспечения уже на начальной ступени обучения такого языкового и речевого развития учащихся, без которого «они через 10-15 лет просто не смогут читать хорошую литературу, а тем более классику, потому что она окажется для них написана на незнакомом языке». Формирование речевой деятельности – сложный и длительный процесс, требующий «долгой и кропотливой работы учащихся и учителя». Сегодня мы развиваем диалогическую речь младших школьников на каждом уроке

( уроках русского языка и литературного чтения, математики и окружающего мира). Для этого используем в своей работе различные методы и приёмы диалогического обучения.

Следует отметить, что диалоговые уроки в методической науке пока не разработаны применительно к начальной школе, поскольку представляют собой явление достаточно сложное именно для учащихся этого возраста. Почему? Потому что детям надо научиться не просто обмениваться информацией, а, слушая, слышать друг друга, ставить себя на место другого, соглашаться или не соглашаться с предлагаемой точкой зрения. При этом каждое сообщение в диалоге «рассчитано на его интерпретацию собеседником и возвращение в таком преломленном, обогащенном, интерпретированном виде для дальнейшей аналогичной обработки другим партнером и т. д.». Такому общению, конечно, детей нужно учить специально, а работа эта очень трудоемкая.

Под учебным диалогом мы понимаем не только особую форму обучения, при которой учебные задачи ставятся в виде нерешённых проблем, но и тип взаимоотношений в процессе совместной познавательной деятельности. В ходе учебного диалога формируется равноправное общение между учителем и учениками.

Почему именно ДИАЛОГ – способ обучения? Во-первых, потому, что сама

речь по своей природе диалогична, а наша задача способствовать её развитию. В процессе диалога развивается личность ребёнка. Различные диалоговые ситуации создают условия для активной речевой деятельности, способствуя, таким образом, развитию речи, коммуникативным умениям, а развитие речи – это, прежде всего, развитие мышления и сопутствующих психологических процессов: внимания, памяти.

Во – вторых, в современном обществе меняются приоритеты образования: выпускник школы должен уметь организовать собственную учебную деятельность, т.е. иметь готовность и способность учиться. Поэтому понятно, что такие цели образования предполагают использование иного метода организации совместной деятельности: на смену монологу приходит диалог. Что же необходимо учитывать при построении диалогового урока как «места встречи" учеников, думающих по-разному?

Во – первых, необходимо помнить, что диалог – есть форма общения. Поэтому, если у педагога есть проблемы общения с детьми, если он осознанно и неосознанно воздвигает барьеры в общении, диалоговый урок, увы, не получится.

К факторам, блокирующим общение, а, значит, и диалог на уроке, относятся следующие:

1. Категоричность учителя, нетерпимость к другому мнению, к ошибке; навязывание собственного мнения; несвободная обстановка на уроке, обилие дисциплинарных замечаний. Всё это является проявлением авторитарной, монологической деятельности педагога. А также недоверие взрослого к ребёнку: « Он маленький, многого не знает, не умеет, поэтому я сама ему всё объясню, помогу, подскажу или сделаю за него».

2. Отсутствие эмоциональных "поглаживаний" по отношению к ребёнку. "Поглаживание" – это единица внимания взрослого к ребёнку. Чем больше таких "поглаживаний", тем увереннее чувствует себя ученик; ему комфортно, удобно на уроке с таким учителем, который внимателен ко всем и каждому. К таким эмоциональным "поглаживаниям" можно отнести: улыбку, обращение по имени, физический и зрительный контакт.

3. Неэффективные словесные конструкции, тормозящие обучение. Преобладают вопросы закрытые, на которые дети дают скучные односложные ответы. Предпочтение в плане разворачивания диалога надо отдавать вопросам открытым, проблемным, проясняющим, переломным, на которые нельзя дать односложный ответ.

4. Неумение учителя быть хорошим слушателем ( т.е. перебивает, не дослушивает до конца, негативно оценивает услышанное, не учитывает то, что было сказано учеником). А ученику важно видеть, что учитель слушает и слышит его. Для этого мы все пользуемся приемами пассивного и активного слушания. Пассивное слушание предполагает жестовые и междометные поддакивания: зрительный контакт, кивки головой, слова: « Да», « Так!», « Хорошо!», « Продолжай!», « Молодец!»

Итак, первое условие организации учебного диалога – это снятие факторов, охлаждающих и тормозящих общение педагога с детьми. Учитель - диалогист хочет и умеет общаться с ребёнком, он восприимчив к чужому мнению, т.е. стремиться не оценить, а услышать, понять и принять мнение ребёнка

Во-вторых, сам педагог должен владеть технологией организации предметного диалога, в частности побуждающего и подводящего диалога.

Подводящий диалог представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно развивает логическое мышление учеников.

Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся.

В школьном обучении возможны разные виды учебного диалога:

УЧИТЕЛЬ – КЛАСС;

УЧИТЕЛЬ – УЧЕНИК;

УЧЕНИК – КЛАСС;

УЧЕНИК – УЧЕНИК.

Самый распространённый вид диалога в начальной школе УЧИТЕЛЬ-КЛАСС требует к себе определённого мастерства от учителя.

Литературное чтение, внеклассное чтение –это те предметы, которые обращены к душе ребёнка. Тема художественного произведения должна быть близка и понятна учащимися, вызывать интерес и эмоциональные переживания. Осваивая опыт человеческой деятельности, художественно осмысленный в литературных произведениях, учащиеся перерабатывают его собственным сознанием, взаимодействуют с текстами в рамках определенной культуры. Понимая текст, читатель включается в некое культурное пространство, при этом сокращается до минимума дистанция между эпохами. При таком подходе к познанию в процессе обучения должны актуализироваться два субъекта - учитель и ученик. Задача учителя в области обучения чтению — грамотно выстраивая диалог с учащимися, поддерживать интерес к чтению и обдумыванию прочитанного, способствовать формированию собственной читательской позиции ученика. Задача ученика — включиться в диалог с другими учениками, с учителем, а также с автором читаемого произведения, с целью проникновения в глубинный смысл прочитанного им художественного текста.

Используя как традиционные, так и новаторские методы обучения, мы достигаем цели литературного образования – учим школьников, анализируя тексты, понимать смысл текста и замысел автора. Существуют следующие типы диалогов, помогающие развитию коммуникативных умений у младшего школьника:

Типы диалогов

Мотивационный

Характеризуется тем, что тема интересна всем учащимся, независимо от степени осведомлённости в обсуждаемой проблеме.

Рефлексивный диалог

Характеризуется личным отношением учащегося к проблеме, решаемой на уроке.

Автономный диалог

Размышление «про себя».

Конфликтный диалог

Тактичное несогласие с мнением другого. Доказательное отношение к мнению другого.

Критический диалог

Это критическое осмысление негативных поступков героев.

Самореализующийся диалог

Это раскрытие своих достижений, исследований, находок в заданной проблеме или теме

Формируя диалоговую форму общения, необходимо придерживаться трёх этапов её развития.

Три этапа развития диалога

Сюжетно-познавательный

выступление школьников в заданной

или выбранной ими самими роли.

Чувственно-аналитический этап

установка на этом этапе такова:

познай предмет и другого человека

как носителя определённых ценностей.

Личностно-рефлексивный этап

участники на этом этапе обретают

опыт анализа, учатся вести диалог

и обосновывать свою точку зрения,

соглашаться и не соглашаться с другими.

Согласно представлениям М.М. Бахтина о литературной деятельности, чтение – это диалог читателя с автором, «сотворчество понимающих». Читатель не имеет «готового» образа, автор создаёт его по законам искусства, а читатель «воссоздать» его по «вехам», заданным автором. Этот процесс выступает как специфический диалог, опосредуемый художественным текстом, совершаемый через текст и на основе. В отличие от традиционного урока, где основная педагогическая деятельность направлена на передачу норм, знаний, на уроке-диалоге происходит порождение смыслового общения между учащимся и педагогом. Поэтому деятельность, осуществляемая на таком уроке, в корне отличается от нормативной деятельности на традиционном уроке.

Сегодня мы представили Вашему вниманию анализ отрывка из художественного произведения в диалоговом режиме. Существуют следующие виды анализа художественного произведения:

- сюжетно-образный;

- проблемный;

- стилистический;

- сопоставительный.

На уроке вы наблюдали в чередовании два первых вида анализа. Условия эффективности анализа прочитанного, на наш взгляд, следующие:

- осознание учителем необходимости развития аналитических умений младших школьников и вычленение такой работы в отдельную задачу урока;

- умение учителя организовать деятельность учащихся по анализу прочитанного (для этого нам важно владеть разными видами и приёмами анализа);

- умение выстроить урок не просто в вопросно-ответной форме, а в режиме аналитического диалога ученика с учителем, ученика с учеником, ученика с автором художественного текста, так как именно диалог, дискуссия обеспечивают живое общение, обратную связь, совместное осмысление прочитанного.

Об особенностях анализа прочитанного можно говорить много, и учесть их в рамках одного урока сложно. Самым важным, на наш взгляд, в разборе читаемого является настрой, атмосфера, душа, пусть один, но оригинальный, выигрышный приём.

Правила использования диалога на уроках русского языка и литературы

1. Диалог не должен становиться самоцелью. По существу, это конструктивный путь, нацеленный на созидание, когда не только сталкиваются различные понятия и мнения, но и конструируется модель, где возникающие противоречия творчески преодолеваются или создаётся пластическая, вариативная модель, заостряющая различные точки зрения.

2. Образованию диалогического пространства на уроке способствуют чётко поставленные проблемы.

3. Актуализация личностных смыслов на школьных уроках происходит в высказываниях детей.

4. Высказавшись, ученик ждёт реакцию собеседников и готовится к ответу.

12.09.2015 19:59


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!