СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемы формирования культуры речи в регионе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мы живем в эпоху активной коммуникации и бурного развития всех ее видов и форм. Это предъявляет высокие требования к коммуникативной культуре современного человека, что включает в себя умение владеть словом, знание законов и правил речевого поведения.

Риторическое образование является одним из наиболее перспективных и значимых среди современных лингводидактических направлений, цель которых формирование и воспитание эффективной и грамотной речи всех участников общения. Современное информационное общество требует от человека высокого уровня коммуникативной культуры, повышает мотивацию к совершенствованию речевой культуры человека. Интерес к изучению риторики во многом объясняется тем, что вопросы практического владения речью в новом информационном обществе вышли едва ли не на первый план. Однако в политической коммуникации, в средствах массовой информации, в школе мы часто наблюдаем довольно низкую культуру речи, видим примеры неэффективности публичного выступления. Падение культуры общения и культуры речи является постоянной темой общественного обсуждения в нашем регионе, продолжает накапливаться опыт воспитания коммуникативной культуры школьников, разработана программа предмета «Культура общения», но, к сожалению, мы продолжаем сталкиваться с недостаточными навыками устного и письменного общения выпускников школ, речь современной молодежи совмещает в себе разнородные элементы из когда-то не сочетаемых форм языка. Естественно, сильно влияют на речевую культуру учащихся средства массовой информации, ставшие чересчур демократичными, происходит интенсивная интеграция слов из английского языка в нашу речь, которая все больше становится «разговорной». А в разговоре, по словам Ильи Аркина, чего только не позволит себе человек, если ему не знакома элементарная культура, даже школьные нормы. Язык улицы подавляет собой язык литературный. Многим приходилось слышать, как государственные чиновники, артисты, телеведущие не смущаясь используют в своей речи сниженную лексику. В связи с этим становится особенно трудно преодолевать проблему низкой речевой культуры в школах, а ведь обучение коммуникативным дисциплинам – основная задача педагога. Многие учителя отмечают трудности в восприятии и переработке текстовой информации учениками, отсутствие умения организовать речевое общение в определенной ситуации и незнание этикетных формул речи, недостаточное владение лексическими, орфоэпическими и грамматическими умениями и навыками. Все это приводит к частым коммуникативным неудачам учащихся и невысокой социализации личности ребенка. Большую роль играет непонимание и нежелание усваивать образцы поведения, социальные нормы и ценности, необходимые для успешного функционирования в обществе (на уроках литературы учащиеся часто не понимают мотивы действия героев).

Возможно, именно с коммуникативными неудачами связаны повышенный уровень тревожности, развитие чувства неуверенности в себе, неадекватная и неустойчивой самооценка, сложности в личностном развитии, установлении межличностных контактов школьников. Что должен делать педагог, чтобы направить учащихся на путь к совершенствованию речевой культуры?

Роль учителя состоит в последовательном, спокойном и тактичном направлении речевого развития каждого ученика, в создании и реализации методической системы культуры речи – от аудирования, от умения слушать – и до потребности пользования словарями и справочниками. Нужен мощный фактор, постоянно поддерживающий в детях желание и стремление развивать свою речь. Такое желание можно вызвать лишь условиями, способными удовлетворить актуальные потребности детей.

В школьной практике последних лет сложилось так, что на уроках русского языка очень часто вне поля зрения оказывается одна из его важнейших сторон – коммуникативная функция. Поэтому наиболее актуальной остается задача учителя подбирать задания, которые развивают не только лингвистическую грамотность, но и коммуникативную (речевую) компетентность.

Система работы по повышению уровня коммуникативной компетентности учащихся изначально должна быть ориентирована на двустороннюю природу текста – как продукта и как процесса речетворчества. Коммуникативная компетентность включает в себя знание основных лингвистических понятий речи (стили, типы речи, композиционная основа описания, рассуждения, повествования, способы связи предложений в тексте, а также синтаксические и пунктуационные основы языка), умения и навыки анализа текста как критического разбора текста заданного жанра и стиля и, наконец, собственно коммуникативные умения, то есть умения и навыки речевого общения применительно к различным сферам и ситуациям общения, с учетом личностных характеристик адресата и стиля общения: делового, научного, разговорного. Работу по лингвистическому анализу текста необходимо организовывать на каждом уроке русского языка, так как цели и задачи этой работы способствуют формированию важнейших коммуникативных умений у учеников – умения создавать свой собственный устный и письменный текст, отвечающий ожиданиям оппонентов, умения отразить в тексте гуманистические ценности, свежесть и новизну суждений, высокий уровень языковой культуры.

Таким образом, личностное развитие, полноценная социализация школьника невозможны без целенаправленного формирования его речевой культуры.

Категория: Русский язык
09.10.2016 18:33


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!