СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модель метапредметной методической системы в школе по проблемам обеспечения языковой культуры, в том числе культуры речи, культуры чтения, культуры общения на русском языке. (Краткая информация).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краткая информация о модели метапредметной методической системы

Качество образования является важным индикатором достижения национальных целей развития Российской Федерации. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Правительству Российской Федерации при разработке национального проекта в сфере образования нужно было исходить из того, что в 2024 году необходимо обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Аналогичная формулировка применяется в Указе Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», согласно которому в рамках национальной цели «Возможности для самореализации и развития талантов» необходимо обеспечить вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования. Среди основных международных сопоставительных исследований качества образования, в которых участвует Россия, необходимо выделить PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study)1 и PISA (Programme for International Student Assessment)2. Положение Российской Федерации в данных рейтингах напрямую зависит от владения обучающимися языковой культурой, особенно культурой чтения и читательской грамотностью, что обуславливает актуальность и значимость разработки и реализации модели метапредметной методической системы по проблемам обеспечения языковой культуры, в том числе культуры речи, культуры чтения, культуры общения на русском языке, для достижения целевых ориентиров национальной политики.

Основной целью модели метапредметной методической системы является обеспечение повышения качества общего образования в части формирования языковой культуры обучающихся, в том числе культуры речи, культуры чтения и культуры общения на русском языке. Данная цель реализуется через основные компоненты культуры речи: нормативный (языковые нормы), коммуникативный, этический и эстетический.

1 PIRLS – международное сопоставительное исследование качества чтения и понимания текста учащимися 4-х классов, которое проводится Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA.

2 PISA – международная программа по оценке образовательных достижений учащихся, мониторинговые исследования которой отвечают на вопрос «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционировании в современном обществе?».

Создание модели способствует:

1) приобщению школьников к чтению литературы и формированию читательской грамотности;

2) сохранению и развитию литературного русского языка как национального достояния;

3) формированию личности, готовой к саморазвитию и непрерывному образованию на основе владения языковой культурой;

4) сохранению единого образовательного пространства.

Преимущества и уникальность модели метапредметной методической системы:

− охватывает все уровни образования;

− акцент на все виды речевой деятельности (чтение, говорение, письмо, слушание);

− гарантия внедрение во все учебные предметы в образовательных организациях различных субъектов Российской Федерации;

− расширенная группа участников: педагогический работник русского языка и литературы, педагоги-предметники, педагог-библиотекарь, родители обучающихся;

− внимание использованию ресурсов сети Интернет (ответ на вызов современной информационной среды).

Ведущая идея реализации модели: на всех уровнях, на всех этапах и уровнях общего образования всеми участниками образовательного процесса должна проводиться целенаправленная систематическая работа по формированию языковой культуры обучающихся на основе обучения всем видам речевой деятельности в их взаимосвязи.

Модель метапредметной методической системы по проблемам обеспечения языковой культуры, в том числе культуры речи, культуры чтения, культуры общения на русском языке, является открытой моделью и может быть дополнена участниками образовательного процесса компонентами, которые необходимы для конкретных учебных задач, категориям обучающихся, общеобразовательным организациям, региону.

Для реализации модели метапредметной методической системы по проблемам обеспечения языковой культуры, в том числе культуры речи, культуры чтения, культуры общения на русском языке, не требуется никаких специальных условий, кроме тех, которыми уже владеет образовательная организация при реализации ею основных общеобразовательных программ.

Реализация модели метапредметной методической системы в образовательной организации позволяет:

− обучать учащихся всех образовательных уровней правильно использовать основные виды нормативной речевой деятельности (чтение, письмо, говорение, слушание) во всех сферах общения;

− формировать устойчивую внутреннюю мотивацию у обучающихся к повышению уровня собственной языковой культуры, культуры чтения на этапе общего образования на основе ключевых направлений работы педагогического коллектива посредством разнообразных средств обучения, современных технологий, методик и приемов обучения;

− формировать речевую культуру обучающихся как средство их личностного развития, стремления к целенаправленной социально значимой деятельности; − стимулировать освоение обучающимися в речевой практике метапредметных понятий для восприятия целостной научной картины мира и использования их в учебной, познавательной и социальной̆ сферах деятельности;

− разрабатывать индивидуальные образовательные траектории обучающихся в современной информационно-образовательной среде.

Таким образом, реализация модели методической системы по проблемам обеспечения языковой культуры, в том числе культуры речи, культуры чтения, культуры общения на русском языке, обеспечит:

− повышение результативности образовательного процесса;

− повышение мотивации обучающихся к чтению, расширению своего языкового и общекультурного кругозора;

− высокий уровень сформированности умений обучающихся правильно использовать основные виды нормативной речевой деятельности (чтение, письмо, говорение, слушание) во всех сферах общения.

Категория: Завучу
13.04.2021 11:18


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!