СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Сегодняшняя система образования находится в поиске новых, адекватных современности моделей и структур. В последние десятилетия в мире происходят интенсивные процессы становления новой образовательной парадигмы, идущей на смену классической, традиционной. В чем же их принципиальное отличие?
Так, в рамках классической образовательной парадигмы основной акцент делался на восприятие и запоминание обучающимися готовой учебной информации, то есть преобладало догматическое объяснительно-иллюстративное обучение.
В рамках же традиционной парадигмы осуществлялось прямое управление деятельностью учащихся через передачу информации от преподавателя к обучающемуся [Турчен, 119]. При этом учитель убеждал детей в привлекательности целей обучения, логически объяснял материал, доказывал истинность и практическую полезность знания.
Вместе с тем запросы современного общества выражаются в необходимости творческого и новаторского характера образования, что обусловлено как научно-технологическим прогрессом, так и изменяющимся образом жизни масс. Неслучайно перед школами и вузами стоит преимущественно новая задача, заключающаяся не только в передаче готовых знаний, но и в подготовке обучающихся к решению проблем, с которыми личность и общество еще не встречались.
Переход к новой образовательной парадигме и модернизация образования в России связаны в первую очередь с введением и утверждением новых федеральных государственных стандартов, в основу которых положен системно-деятельностный подход.
Новые приоритеты в системе образования предполагают качественно новый подход к выбору технологий обучения. И здесь предпочтение отдается интерактивным технологиям. Одной из них является проблемное обучение.
Разработанная в начале прошлого столетия американским педагогом Джоном Дьюи и адаптированная в 70-х годах на русской почве А.М. Матюшкиным, М.И. Махмутовым, Т.В. Кудрявцевым, И.Я Лернером и другими исследователями, технология проблемного обучения (уже немолодая!) не теряет своей актуальности. С чем это связано?
В первую очередь с тем, что она строится на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся, на создании особого вида мотивации – проблемной, а также на внедрении проблемных методов. По определению Г.К. Селевко, это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами и явлениями их сущность, управляющие ими закономерности [Селевко, 142].
Сутью
Как же это выглядит на практике?
Согласно ФГОС нового поколения, качественно меняется типология уроков и их структура. Остановимся на уроке «открытия новых знаний». Большая роль в проведении и подготовке здесь принадлежит учителю. Качественно меняется цель работы на уроке, которая заключается в том, чтобы активизировать учащихся, поднять уровень их мыслительной деятельности и обучать не отдельным операциям, а привести в систему порядок умственных действий, при этом, не показывая, как это было прежде, прямой путь решения проблемы.
На каждом этапе урока открытия нового знания выполняются УУД и создаются благоприятные условия для реализации требований ФГОС к формированию метапредметных результатов образования.
Большое внимание уделяется созданию проблемной ситуации, поскольку она оказывает воздействие буквально на всех детей класса, в том числе и слабоуспевающих.
В ходе учебного «сотворчества» предусматривается формирование следующих УУД:
Для осознания противоречия и формулирования темы урока применяется побуждающий диалог как метод постановки учебной проблемы. Он представляет собой отдельные стимулирующие вопросы и предложения, которые помогают осознать противоречия и сформулировать тему урока.
Важно помнить, что технология проблемного обучения - это такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании обучающихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками. В рамках реализации ФГОС нового поколения обучение уже предполагает самостоятельный поиск решения. Практика показывает, что возникновение проблемной ситуации и ее осознание учащимися возможно при изучении почти каждой темы. Подготовленность школьника к проблемному обучению определяется, прежде всего, его умением увидеть выдвинутую преподавателем (или возникшую в ходе урока) проблему, сформулировать ее, найти решение и решить ее эффективными приемами.
Основными элементами проблемной ситуации являются вопросы, задача, задание.
Структуру проблемного урока наглядно отражают следующие этапы:
Существует несколько критериев, позволяющих оценить работу учащихся на таком уроке, в частности:
Проблемный анализ строится на взаимосвязи вопросов, каждый из которых решается в противоборстве, поединке мнений. Такой путь анализа воспитывает у учащихся умение защищать выбранную точку зрения, логически аргументировать читательские впечатления и выводы разбора.
Формы проведения проблемных уроков разнообразны. Это могут быть проблемные лекции, семинары, уроки-конференции, диспуты, дебаты.
Технология проблемного обучения используется в моей практике уже много лет, при этом с уверенностью можно говорить о ее актуальности.
Нельзя не отметить, что проблематизация обучения способствует более качественной подготовке выпускников к итоговому сочинению в 11 классе. Учащиеся умеют «слышать» вопрос темы сочинения, грамотно выделять ключевые слова в формулировке темы, рассуждать, логически правильно оформлять мысли, делать заключения.
Выпускники, адаптированные к технологии проблемного обучения, свободно чувствуют себя в новом статусе студентов вузов, более мотивированны, умеют учиться, осознанно выбирая свое место в жизни.
© 2017, Попов Павел Петрович 728