СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемное объяснение нового материала на уроках музыки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: "Нотная грамота и её понимание учащимися".

Современное образование ставит перед собой задачу воспитания всесторонне развитой, творческой личности, способной к саморазвитию и самореализации своего потенциала, которая отличается мобильностью, динамизмом и конструктивностью. Это влечет за собой и изменение способов, средств и методов обучения.

Проблемным объяснением на уроках музыки, несомненно, является нотная грамота.

По новым требованиям ФГОС, авторской программе «Музыка», «Искусство» Критской Е. Д., Сергеевой Г. П. 1-9 класс, учащиеся должны понимать нотную грамоту и по возможности сольфеджировать по нотам, но тут перед учителем музыки возникает новая проблема.

Не знающий ученик может не сразу понять, что существует разная по окраске высота звука (диез, бемоль, бекар), которая имеет название (до, ре ми и.т.д.), ещё и записывается на строго определенном количестве горизонтальных линий (нотном стане), и знаки, обозначающие регистры данного звука (скрипичный, альтовый и басовый ключи). Помимо всего это, ученики должны знать название динамичных штрихов (f, p, <, >), обозначения темпов, просты и сложные размеры и много других нюансов, таких как интервалы (ум., ув., м, б, ч.)

Я уточню некоторые моменты проблемного объяснения нотной грамоты, а именно: как проще запомнить нотки, их обозначения и запись на нотном стане, мажорный и минорный лад, динамические штрихи и повышение, и понижение тональностей. Что может помочь учителю в объяснении данного материала? Естественно, изобразительное искусство и находчивость. Каждую ноту можно сравнить с одним из цветов радуги по окраске звучания. В этом случаи используется таблица эстетического восприятия.

Цвета радуги

Стихи

Синонимы из словаря эстетических эмоций

Звук (нота)

КРАСНЫЙ

В огороде, как костёр,

Вспыхнул красный помидор.

Вслед за ним пример беря,

Стала красной и заря.

Цвет свой радуге отдали

И гвоздика, и пион.

Красный цвет – в её начале:

Самый-самый первый он.

До – С

ОРАНЖЕВЫЙ

В руке у меня – апельсин,

Оранжевой Африки сын.

Всегда он считает за честь,

Что цвет его в радуге есть.

Ре – D

ЖЁЛТЫЙ

Желтое солнце и желтый песок.

Жадно я пью апельсиновый сок.

В знойном дыхании летней поры

Желтые даже глаза у жары!

Ми – E

ЗЕЛЁНЫЙ

Смотри: на лугу зеленеет трава.

В лесу зеленеет опушка.

В зелёном болоте –

«Ква-ква» да «Ква-ква» -

Зелёная очень лягушка…

Фа – F

ГОЛУБОЙ

Голубое небо, голубое море,

Ветерок играет голубой волною,

А на горизонте в голубом просторе

Целый день маячит

Парус голубой.

Соль – G

СИНИЙ

Смотрит в небо синий василек,

Радости не пряча, не тая:

- В этом мире я не одинок!

В радуге есть синева моя!

Фа – F

ФИОЛЕТОВЫЙ

Фиолетовыми тучами тяжелыми

Дождь пролился на луга и на поля.

Он прошел. И вдруг фиалками веселыми

Засветилась, как улыбками земля.

Это радуга прислала нам привет –

Свой седьмой, свой фиолетовый букет.

Си (Си бемоль) - H (B)

Учащиеся запоминают ноту и её окраску с помощью зрительного восприятия. То есть, при закреплении материала, они смогут ответить на вопрос: «Какая нотка ассоциируется у вас с голубым цветом?» Поступит ответ: «Соль». Короткое гитарное обозначение так же поможет детям быстрее запомнить ноты.

С записью на нотном стане будут проблемы. Первым делом следует сказать, что нотный стан состоит из пяти горизонтальных линий. Следует показать, как именно это сделать, потом нарисовать знак, который будет возглавлять ноты, то есть скрипичный ключ, и так же показать, как он пишется на нотном стане. Со второй линии делаете половину сердечка, поднимаетесь до пятой, рисуете что-то похожее на ушко булавки, спускаетесь чуть ниже первой линии и делаете хвостик. Дальше ноты и где их писать. Думаю, что всё опять следует объяснять наглядно и делать вместе с детьми. Тогда, с особыми сложностями учитель на этом этапе не столкнется.

Дальше переходим к ладу. Мажор и минор. Как правило, дети быстро учатся отличать мажорную и минорную музыку ассоциациям: мажорная – светлая, веселая; минорная – темная, густая по окраске, грустная. Тут так же можно применить рисунки. Предложить музыкальный материал соответствующих тональностей и пронаблюдать за реакциями. На мажорную могут быть солнышки, птички, радуга, к примеру, а на минорную темные облака, молнии, дождь. Всё зависит от фантазии детей.

И последнее, что можно отнести к проблемному объяснению это динамические штрихи и акценты. Иногда, дети не верно трактуют штрихи форте и пиано, акценты крещендо и диминуэндо. Понятное дело, что по конкретным названиям, учащиеся мало что поймут и запомнят. Прежде всего нужно выявить штрихи в каком-либо музыкальном произведении. Выглядит объяснение детей примерно так: «вначале было тихо, потом громко». Значит штрих пиано последовательно через акцент крещендо перешел в форте, если, конечно, контраст не произошел резко. Так же объяснить диминуэндо. Ещё, я использую ассоциации акцентов крещендо и диминуэндо с облаками, которые то закрывают, то открывают солнце. Солнышко закрылось – диминуэндо, появилось – крещендо. Это подходит для пятого класса. Очень хорошо реагируют, а главное ассоциативно запоминают.

Не следует забывать о том, что музыка – это предмет эстетического цикла и на нем должно быть творчество, и выражение собственных мыслей, чувств, ведь это воспитывает культурную, образованную и всестороннюю личность.

Я уверена, что многие учителя проводили на своих уроках что-то подобное. Если мне удалось открыть для Вас что-то новое, очень рада Вам помочь.

Категория: Музыка
01.12.2015 19:34


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!