СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Русь скоморошья

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект

урока музыки в 4 классе

по программе Т. Баклановой

учителя музыки МБОУ «ШСОШ №1».

Феоктистовой Г.В.

Тема урока: «Русь скоморошья».

Цель урока:

Формирование у учащихся ценностного отношения к отраженной в музыке смеховой культуре Древней Руси.

Задачи:

ЛИЧНОСТНЫЕ

  • формировать положительную мотивацию к обучению и познанию музыкального искусства и музыкальной деятельности;

  • воспитывать уважительное отношение к музыкальному наследию России.

ПРЕДМЕТНЫЕ

  • Учить различать тембры музыкальных инструментов, запоминать их названия.

  • Обучать навыкам исполнения музыки на музыкальные инструменты (деревянные ложки, трещотки, деревянные ложки, бубен).

  • Откликаться на изменение характера музыки и средств музыкальной выразительности различными приёмами игры на музыкальных инструментах.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

  • следовать при выполнении музыкально - творческой работы инструкциям учителя;

  • осуществлять самостоятельную музыкально – творческую деятельность, реализовывать собственные музыкально - исполнительские замыслы (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);

Познавательные

  • сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки;

  • устанавливать существенные связи и отношения музыки с другими видами искусств и различными сферами жизни человека.

Коммуникативные

  • выражать нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, уважение к истории и духовным традициям России, выражать своё отношение к искусству;

  • слушать собеседника и включаться в диалог о музыкальном искусстве.

Тип урока:

Объяснение нового материала.

Методы обучения:

  • проблемный;

  • объяснительно-иллюстративный;

  • словесный.

Виды деятельности:

Музыкально-исполнительная деятельность (игра на музыкальных шумовых инструментах, ритмические импровизации, пение) ; музыкальная драматизация; пластическая импровизация; арт-терапевтическая деятельность.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

  • фронтальная;

  • индивидуальная.

Оборудование к уроку:

мультимедиа-проектор, экран, компьютер, фортепиано, учебник «Музыка, 4 класс», автор Т.И. Бакланова, тетрадь, музыкальные инструменты (деревянные ложки, трещотка, маракасы, бубен).

Форма использования мультимедиа-проектора: проецирование на экран при фронтальной работе с классом.

Новые понятия:

Скоморохи.

Музыкальный материал:

р.н.п. «Полянка» (запись, оркестр русских народных инструментов); русская народная песня «Светит месяц» в исполнении учителя; русская полька в исполнении русского народного оркестра хора имени Пятницкого; р.н. песня «Скоморошья плясовая»; р. Н. песня «Как у наших у ворот»; « Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова; фрагмент из х/ф «Приключения Петрова и Васечкина».

Ход урока:

1. Организационный.

Вход детей под музыку «Полянка» в исполнении оркестра русских народных инструментов.

Слайд №1

2. Актуализация знаний.

Учитель:

Дорогие ребята! Сегодня вы вошли в класс под р.н. музыку. И это не просто так.

Всем известно, что русский народ – очень талантливый. Сколько волшебных русских сказок придумали русские люди, сколько смастерили музыкальных инструментов, а сколько красивых песен сочинил русский народ!

В старину в праздники, в маленьких деревушках и городах - всюду на Руси звучала музыка, шутки и смех. Были люди, которые веселили народ.

Они – на базарах, на княжьих пирах, На игрищах тон задавали, Играя на гуслях, волынках, гудках, На ярмарках люд потешали. Хоть бубен – не меч, а сурна – не копье, Но кто же из смертных не знает, Как песня уставшему силы дает, Как музыка дух поднимает! Беспечное племя веселых бродяг, Рожденное духом свободы, Не нужно им было ни славы, ни благ, Довольно любви всенародной.

Кто же развлекал народ?

О ком пойдет речь на нашем уроке?

Ответы детей. Слайд №1

Запись в тетради темы урока «Русь скоморошья»

3. Основы музыкальных знаний. Объяснение нового материала.

Представьте, что мы с вами оказались в Древней Руси. И встретили на городской площади ватагу бродячих скоморохов. Слайд №2.

Скоморохи – это странствующие актеры Древней Руси, певцы, острословы, музыканты, исполнители сценок, дрессировщики, акробаты. (Запись в тетрадь). Слайд №3.

Первое упоминание о скоморохах относится к 1068 году. Слайд №4.

Работа с учебником стр.48. Обратить особое внимание на то, что скоморохи были защитниками простого народа.

Учитель:

В народе скоморохов любили, называли их "веселые молодцы", рассказывали про них в сказках, складывали пословицы, поговорки: "Всякий спляшет, да не как скоморох". Слайд №5.

Текст к слайду №5. В Древней Руси музыка звучала и на боярских и княжеских пирах, и на народных празднествах, гуляньях. Главными музыкантами в те далекие времена были скоморохи. Каждый из них мог и петь, и плясать, и играть на музыкальных инструментах.

В руках скоморохов пели, звенели, бренчали и играли музыкальные инструменты. Слайд № 6.

Ребята, вы хотели бы услышать голоса музыкальных инструментов скоморохов? Слайд № 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13.

4. Музыкально – исполнительская деятельность.

  • Игра на музыкальных шумовых инструментах. Ритмические импровизации.

Учитель:

Ребята, а вам хотелось бы поиграть вместе со скоморохами?

У вас на партах лежат музыкальные инструменты. Возьмите их в руки. Скоморохи очень любили и берегли свои музыкальные инструменты, давайте и мы будем аккуратны со своими музыкальными инструментами.

Попробуем сыграть так, чтобы ноги сами в пляс пошли. И пусть каждый из вас сочинить свое музыкальное сопровождение к русской народной песне «Светит месяц».

Дети играют на музыкальных шумовых инструментах под русскую народную песню «Светит месяц» (под фортепиано) Слайд №14 (без звука).

Учитель:

Оживим изображение скоморохов с помощью танцевальных движение под музыку. Слайд №14 (со звука). Одна группа детей играет на ложках, другая группа выполняет танцевальные движения (меняются местами).

  • Пение.

Учитель:

Играть и танцевать, как скоморохи у нас получилось, а теперь самое время себя и песней потешить.

В репертуаре скоморохов было много песен, красочных и ярких, живых и веселых.

Для того чтобы петь, как скоморохи, мы должны подготовить свой голос к пению.

Даю певческую установку (посадка; упражнение на дыхание, распевка).

Для распевки исполняется р.н. песня «Скоморошья плясовая». (см. учебник стр. 49)

Учитель:

«Скоморошья плясовая», которую мы с вами разучили, понравилась бы зрителям, а веселые потешники, несомненно, с радостью пели бы ее на улицах и площадях.

Вы поняли, что скоморошьи песни поются весело, звонко, озорно, задорно.

(Раздаю распечатанный текст р.н. песни «Как у наших у ворот»).

Дети исполняют р.н.песни «Как у наших у ворот» под фонограмму.

Работа с учебником стр.49. Слайд №15 (маски скоморохов).

Учитель:

Образы скоморохов мы можем встретить в изобразительном искусстве. Обратите внимание на иллюстрации к картинам Рябчикова В.В., Семенова В.И., Васнецова А.М.,

В. Ходова. Какими предстают перед нами скоморохи? Слайд №16, 17, 18, 19, 20.

Ответы детей.

Учитель:

Любили изображать скоморохов русские композиторы, в том числе А.Бородин и Н.Римский – Корсаков. Фрагменты из весенней сказки «Снегурочка» вы сейчас услышите.Слайд №21.

Звучит « Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова.

Учитель.

О чем нам рассказывает музыка.

Похожа эта музыка на музыку народную?

Ответы детей.

5. Арт - терапевтическая деятельность. Музыкально - оздоровительное упражнение «Улыбка-смех-хохот».

Учитель:

Народное искусство скоморохов в измененном виде живет полной жизнью в наши дни: кукольные театры, цирк с его акробатами, жонглерами и дрессированными животными, эстрадные концерты с их меткими частушками и песнями, театральные постановки, художественные фильмы. Слайд №22.

6. Итог урока.

Учитель - Вот и подошел к завершению наш урок. Что же мы узнали о скоморохах?

Что особенно понравилось? Запомнилось? Ответы детей.

Вы сегодня славно поработали. Слайд №23. Домашнее задание: сбор информации о скоморохах для подготовки проекта «Скоморошья потеха».

Категория: Музыка
07.02.2020 11:26


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!