СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки в 4 классе по программе Т. Баклановой Тема урока: «Русь скоморошья».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ход урока:

1. Организационный.

Вход детей под музыку «Полянка» в исполнении оркестра русских народных инструментов.

Слайд №1

2. Актуализация знаний.

Учитель:

Дорогие ребята! Сегодня вы вошли в класс под р.н. музыку. И это не просто так.

Всем известно, что русский народ – очень талантливый. Сколько волшебных русских сказок придумали русские люди, сколько смастерили музыкальных инструментов, а сколько красивых песен сочинил русский народ!

В старину в праздники, в маленьких деревушках и городах - всюду на Руси звучала музыка, шутки и смех. Были люди, которые веселили народ.

Они – на базарах, на княжьих пирах, На игрищах тон задавали, Играя на гуслях, волынках, гудках, На ярмарках люд потешали. Хоть бубен – не меч, а сурна – не копье, Но кто же из смертных не знает, Как песня уставшему силы дает, Как музыка дух поднимает! Беспечное племя веселых бродяг, Рожденное духом свободы, Не нужно им было ни славы, ни благ, Довольно любви всенародной.

Кто же развлекал народ?

О ком пойдет речь на нашем уроке?

Ответы детей. Слайд №1

Запись в тетради темы урока «Русь скоморошья»

3. Основы музыкальных знаний. Объяснение нового материала.

Представьте, что мы с вами оказались в Древней Руси. И встретили на городской площади ватагу бродячих скоморохов. Слайд №2.

Скоморохи – это странствующие актеры Древней Руси, певцы, острословы, музыканты, исполнители сценок, дрессировщики, акробаты. (Запись в тетрадь). Слайд №3.

Первое упоминание о скоморохах относится к 1068 году. Слайд №4.

Работа с учебником стр.48. Обратить особое внимание на то, что скоморохи были защитниками простого народа.

Учитель:

В народе скоморохов любили, называли их "веселые молодцы", рассказывали про них в сказках, складывали пословицы, поговорки: "Всякий спляшет, да не как скоморох". Слайд №5.

Текст к слайду №5. В Древней Руси музыка звучала и на боярских и княжеских пирах, и на народных празднествах, гуляньях. Главными музыкантами в те далекие времена были скоморохи. Каждый из них мог и петь, и плясать, и играть на музыкальных инструментах.

В руках скоморохов пели, звенели, бренчали и играли музыкальные инструменты. Слайд № 6.

Ребята, вы хотели бы услышать голоса музыкальных инструментов скоморохов? Слайд № 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13.

4. Музыкально – исполнительская деятельность.

  • Игра на музыкальных шумовых инструментах. Ритмические импровизации.

Учитель:

Ребята, а вам хотелось бы поиграть вместе со скоморохами?

У вас на партах лежат музыкальные инструменты. Возьмите их в руки. Скоморохи очень любили и берегли свои музыкальные инструменты, давайте и мы будем аккуратны со своими музыкальными инструментами.

Попробуем сыграть так, чтобы ноги сами в пляс пошли. И пусть каждый из вас сочинить свое музыкальное сопровождение к русской народной песне «Светит месяц».

Дети играют на музыкальных шумовых инструментах под русскую народную песню «Светит месяц» (под фортепиано) Слайд №14 (без звука).

Учитель:

Оживим изображение скоморохов с помощью танцевальных движение под музыку. Слайд №14 (со звука). Одна группа детей играет на ложках, другая группа выполняет танцевальные движения (меняются местами).

  • Пение.

Учитель:

Играть и танцевать, как скоморохи у нас получилось, а теперь самое время себя и песней потешить.

В репертуаре скоморохов было много песен, красочных и ярких, живых и веселых.

Для того чтобы петь, как скоморохи, мы должны подготовить свой голос к пению.

Даю певческую установку (посадка; упражнение на дыхание, распевка).

Для распевки исполняется р.н. песня «Скоморошья плясовая». (см. учебник стр. 49)

Учитель:

«Скоморошья плясовая», которую мы с вами разучили, понравилась бы зрителям, а веселые потешники, несомненно, с радостью пели бы ее на улицах и площадях.

Вы поняли, что скоморошьи песни поются весело, звонко, озорно, задорно.

(Раздаю распечатанный текст р.н. песни «Как у наших у ворот»).

Дети исполняют р.н.песни «Как у наших у ворот» под фонограмму.

Работа с учебником стр.49. Слайд №15 (маски скоморохов).

Учитель:

Образы скоморохов мы можем встретить в изобразительном искусстве. Обратите внимание на иллюстрации к картинам Рябчикова В.В., Семенова В.И., Васнецова А.М.,

В. Ходова. Какими предстают перед нами скоморохи? Слайд №16, 17, 18, 19, 20.

Ответы детей.

Учитель:

Любили изображать скоморохов русские композиторы, в том числе А.Бородин и Н.Римский – Корсаков. Фрагменты из весенней сказки «Снегурочка» вы сейчас услышите. Слайд №21.

Звучит « Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова.

Учитель.

О чем нам рассказывает музыка.

Похожа эта музыка на музыку народную?

Ответы детей.

5. Арт - терапевтическая деятельность. Музыкально - оздоровительное упражнение «Улыбка-смех-хохот».

Учитель:

Народное искусство скоморохов в измененном виде живет полной жизнью в наши дни: кукольные театры, цирк с его акробатами, жонглерами и дрессированными животными, эстрадные концерты с их меткими частушками и песнями, театральные постановки, художественные фильмы. Слайд №22.

6. Итог урока.

Учитель - Вот и подошел к завершению наш урок. Что же мы узнали о скоморохах?

Что особенно понравилось? Запомнилось? Ответы детей.

Вы сегодня славно поработали. Слайд №23. Домашнее задание: сбор информации о скоморохах для подготовки проекта «Скоморошья потеха».

Категория: Музыка
08.02.2020 02:41


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!