СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемы образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблемы образования

Общество всегда развивается по спирали, переживая подъемы и спады в развитии.Период спадов сочетает в себе борьбу старого и возникновение нового. Обрушившийся внезапно локдаун обнажил все стороны российского образования, проверил на прочность все устойчивые принципы и ввел свои коррективы.

Моя цель:

  • Рассмотреть влияние мировых тенденций на школьное образование, провести сравнительный анализ между ведущими странами и Россией;

  • Найти способы выхода из создавшейся ситуации;

  • Мои взгляды на будущее образования.

Работа образовательной системы оказалась неготовой к новым условиям. Спектр преподавания был ограничен онлайн обучением. Школа стала фиктивной площадкой для обучения, но не перестала нести свою главную образовательную задачу.

Учительский корпус столкнулся с рядом проблем цифрового неравенства:

методы преподавания не совпадали с социально-экономическими условиями.Возросла нагрузка как на учителей, так на семьи. Была нарушена классно- кабинетная система, атмосфера обучения вовлечённость учащихся в учебный процесс не давала понятия о результатах обучения. . Все перешли на пижамно- домашний стиль обучения.

некоторая часть детей получила услуги дистанционно обучения худшего качества (многодетные и малоимущие семьи). Качество образовательных услуг упиралось в материальное состояние семей. Нередко в семьях пользовался один источник для выхода в цифровое пространство и зачастую зависел от внешних факторов, как связь с интернет-ресурсом. Страны с высоким уровнем жизни, такие как Великобритания, Корея, Финляндия и ряд других стран стало сразу оказывать помощь учителям в виде выдачи необходимых технических средств, ноутбуков в частности, а также со стороны министерств образования были налажены четкие рекомендации в сложившейся ситуации, переход в онлайн площадки типа zoom и другие, что не оставило учителей наедине с их проблемами.В нашем регионе также была попытка охвата учительского корпуса через онлайн площадки, но носило к сожалению единичный характер. В нашей школе к примеру было проведено онлайн родительское собрание, но ввиду плохого технического оснащения только часть родителей вышла на связь, в основном был некачественный интернет. В работе в период локдауна учителя использовали свои УМК и также со стороны образовательных органов была рекомендация использования цифровых площадок таких как РЭШ, Учи.ру, Яндекс. Учебники, Сетевой город для выставления электронных оценок.

В виду плохих условий преподавания из- за перебоев интернет связи учителя были вынуждены сократить объем информации, пересмотреть структуру рабочих программ, пересмотреть структуру домашних заданий и систему оценивания, осмыслить уровень самостоятельности детей и их ответственности, проявить понимание и поддержать интерес к обучению, признать что школа не является единственной площадкой для получения знаний. Учителя и общество поняло в этот момент, что нужно переходить на новые траектории обучения по индивидуальным технологиям обучения.Хотя это было уже предложено президентом России в ежегодном послании ещё в 2018году.) Об этом же говорил ещё и Том Робинсон( сторонник индивидуализации образования).

Теперь рассмотрим опыт ведущих стран через призму состояния образования.

Это Финляндия и Китай. В Финляндии в начале 20.века было принято на государственном уровне поднять уровень ВВП. И начали с образования: упразднили изжившую старую систему преподавания, в частности это немецкая модель образования, которая рассматривается как " учитель- ученик", которая до сих пор сохраняется в России. Стране нужны были новые кадры: свободные, независимые, уверенные люди.Была упразднена классно- кабинетная система, убрали оценивание вообще и ряд ненужных предметов. Основная задача была: вырастить человека, способного жить в современном мире, быть конкурентоспособным к внешним условиям и в то же время чувствовать защиту со стороны государства. Были пересмотрены все методы, стратегии обучения. Эта страна не такая уж и развитая на тот период, соседка России, также с своими проблемами предприняла все попытки выйти на достойное место по образованию и у нее прекрасно все получилось. На сегодня это страна, где сегодня выделяется 6,1% на образование ВВП, для сравнения в России 4,7% ВВП. Все обучение связали с жизнью: например, в предмете Кафе дети учатся сегодня математике, иностранному языку и умению общаться. Также в занимательной форме проходят и другие предметы. Дети общаясь, обучались, учитель не был ментором, а был их другом на всем протяжении школьной жизни. Отсутствует ЕГЭ, как впрочем и формы аттестации для учителей также в частности. Учителя сами составляют свои планы, не занимаются бюрократической документацией, оцениванием.Дети с удовольствием обучаются в школах. Все понимают изменения на рынке труда и все изменения переформатированы с учетом этих тенденций. И ежегодно растет число выпускников, поступающих в ВУЗы. В Финляндии-94%. В России за последние 10 лет упал спрос на высшее образование: только 8% заявляют о своем желании поступить в ВУЗы, большая часть находится в сомнении. На сегодня образование в России обесценилосьА в Финляндии фактически каждый выпускник поступает в ВУЗ или колледж после школы, является уверенным человеком. Они открытые и очень позитивные, без комплексов и добиваются больших высот по жизни. Финляндия сегодня является страной лидером по уровню жизни, по отношению к образованию.

В Китае наоборот жёсткая система образования. Образование даётся всем, но производится мощный отбор при помощи ЕГЭ как основной формы аттестации знаний выпускников.Требования жёсткие.Страна в целом ориентируется на математиков,учёных в свете технологий и прогресса. Китай преуспевает в последнее время по уровню своей технологичности, создаёт много мест для рынка труда. В силу огромной конкуренции люди не выдерживают,растет число суицидов. Люди неуверенные в себе,но любят свою страну. В мире Китай выходит на первые позиции или везде благодаря твердости духа.

Россия занимает же место в третьей десятке возле Греции.

В России практикуется система оценивания через ОГЭ,ЕГЭ.У нас много проверок, аттестаций,лицензирования и прочее. Школы вовлечены в бесконечный оборот бюрократических процедур и это увеличивает нагрузку учителей.Все это лишает свободы и автономии учебных заведений. Страна находится в стадиях бесконечных реформ многие годы. В условиях мирового и внутреннего кризиса в стране действует централизованная система управления государством. Это оправдывает появление стандартизации программ образования, к бедности восприятия свободы и выученной беспомощности. Подавляющее большинство в стране за чертой бедности. Отсюда неуверенность в себе, завтрашнем дне, только сложившийся веками менталитет народа помогает выживать и переживать разные реформы и потрясения.

А мир, окружающий нас изменился. Это век сетевого столетия, selfi, век переговоров и талантизма, мир промышленной революции, постмодерна, век переизбытка. Я сделаю акцент на персонализации и переизбытка. Поэтому в этом мире человек оказывается перед экзистенциальным( имеющимся) выбором: обладать многим или быть многим? Поэтому в новых условиях, для того чтобы удержаться, надо видеть цель, двигаться, четко знать, что делать в перспективе. Здесь нашему образованию думается необходима вариативность средств и подходов, поддержка разнообразия, поддержка возможностей, а не механизм контроля на первый план, как сейчас.Не жить, не выживать, когда мы слышим" Вы там держитесь.Денег нет".) Находиться в движении.Сила образования в его поддерживающей справедливости, поддерживающей возможности. Думается, что власть, общество и школа должны во главу угла ставить сначала ученика, всестороннее развитие человека новой формации, способного жить в условиях стремительно меняющегося внешнего мира, чувствовать заботу и поддержку.

Наше ученое сообщество старается давать свои стратегии развития, но все еще упирается в интересы государства, политической элиты и меньше уделяется внимание образованию.

Мне симпатичны точки зрений Пинской Марины Александровны и Асмолова Александра Григорьевича. Это одни из ведущих теоретиков, ученых в области образования. Они исследуют обучение через 4К. Это - креативность, критическое мышление, коммуникация, кооперация( компетенция). С чем должен выйти ученик из школы во внешний мир? Вот именно с этими компетенциями, они важны и нужны в 21 веке. Как школа может сформировать эти навыки? В ПМО эти навыки названы терминами soft и hard т.е мягкие и жесткие. В течении сентября по январь группа наших учителей прошла онлайн- обучение на площадке ПМО, получила опыт, сертификацию. В школе важно создавать условия для формирования этих навыков, ключевых умений,способностей, которые дадут возможность реализоваться в жизни.Поэтому школа может связать все предметные программы, предметные задачи с формированием креативности, критического мышления,коммуникации,кооперации т.е умения работать в команде. Полное представление о взглядах мировых ученых на проблемы образования можно каждому посмотреть в ютубе в конференции за 2021 год " Тенденции образования".

Мои взгляды на будущее образования конечно же в положительном русле. Я сама по своей природе активный, открытый к диалогу и изменениям, много размышляющий о судьбе отечественного образования. Мне кажется, что назревшие проблемы найдут отклик в сердцах, умах людей, общества и власти и найдут свое решение. Школа не стоит на месте, она как живой организм, старается сочетать, дополнять, взращивать в своих воспитанниках - учениках самое лучшее.

Выживать достойно в период самоопределения учебных учреждений. “Рассматриваю образование как развитие возможностей человека, культуры и общества. Нужна децентрализация, свобода мышления.Ведь даже в 1158 г. ряд Болонских школ получили хартию, грамоту от Фридриха 1 Барбароссы, который выделил их за свободу мышления и поддержал! Много рисков в ситуации неопределенности. Поэтому много сегодня стандартов, от которых надо избавляться. Школа - место, где делаются личности. Мне кажется надо различать понятия Полезность и Достоинство. Полезность- это личностный рост.(самооценка, поза силы, игра в личность, инструменты лучшей версии себя, опора на стальной характер). Сегодня много появилось таких терминов, которые позиционируют себя как бы тоже с образованием, но в современном понимании:тьюторы как мастера индивидуализации,каковыми были Аристотель, учивший Александра 1 и Ментор у Телемаха; визионеры как дизайнеры картин будущего (Нострадамус и Юваль Ной Харрари (современник); колдуны и шаманы как харизматичные мастера магических воздействий (Тони Роббинсон и настоящие потомственные шаманы);психологи ( Зигмунд Фрейд, Абрахам Маслоу, Карл Роджерс),медиаторы как профессионалы в разрешении конфликтных ситуаций

методологи мастера трансформации мышления ( Георгий Щедровицкий)

коучи лоцманы, режиссеры партнерских отношений, помогающие добраться до цели.

Интересно то, что профессия учитель в будущем может разбиться на множество профессий, таких как Антрополог будущего, можно еще сузить это название до Толмача смыслов)

Еще есть следующие вариации, как Сказочник (создатель воображаемых ситуаций для развития чего- либо)

  • Лоцман/Гид ( навигаторы в мире профессий)

  • Мотиватор,Навигатор, Коммуникатор( мастерская поддержки разнообразия)

Тут должны эволюционировать свою миссию наши педвузы, чтобы удержаться в своем статусе или даже стать классическими университетами, к чему в последнее время все стремятся, но не потеряется ли от этого первоначальная их миссия - учить учителя. Как бы то ни было, время все расставит по своим местам.Главное обрести всем нужно то новое мышление, которое поможет взращивать нового человека.

В наш век меняется стремительно мышление. Идем от текстов- к к гипертекстам, от знаний- к пониманию, от лингвоцентризма- к смыслоцентризму. Меняются связи между поколениями.

И в цифровом веке все мысли, тексты должны быть понятными: полифоничными, полисемантичными, полистиличными, идиоматичными, метафорическими, смысл должен преобладать над значением.

Ярким подтверждением этому явлению приведу Инстаграм, там ловцы трендов, там свой код невербальной коммуникации.

Что стоит за всем этим? Персонализации в эпоху Деперсонализации. Поэтому образование должно работать над этим направлением. И не совсем важно, как он учитель себя называет или его назовут в будущем- тьютор, ментор,психолог и тд. Это всегда есть выбор. Мы учителя действуем для поддержки культуры, ретангенса, разнообразия.”

“Для культуры, где шансы на справедливость дают достигнуть эту справедливость и преодолеть неравенство.”

Либо действовать в рамках Культуры Полезности, где господствует стандартизация, обесценивание человека, где действует принцип " незаменимых нет".

"У нас трудная профессия,антропологическая профессия, но лучшей профессии не знаю!Поскольку именно в ней я знаю, что самое главное и ценное- это быть многим, а не обладать многим!"

Александр Григорьевич Асмолов

Категория: Всем учителям
12.10.2022 03:48


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!