СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Только сражаясь с конкретной проблемой, отыскивая собственный выход из сложившейся ситуации, ученик действительно думает. Фокусирование на проблемах стимулирует природную любознательность учеников и побуждает их к критическому мышлению. Джон Дьюи
Одной из актуальных проблем в школе остается проблема повышения
эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся.
Ее решение предполагает совершенствование методов и форм организации обучения, поиск новых, более эффективных путей формирования знаний у учащихся, которые учитывали бы их реальные возможности.
Одна из главных проблем, которую приходится решать педагогам, - это работа по восполнению пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся. Происходящие социально-экономические изменения в жизни нашего общества, постоянное повышение требований к уровню общего образования обострили проблему восполнения пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся.
Любому профессиональному педагогу понятно, что восполнение пробелов в знаниях учащихся, должно сопровождаться целой системой мер по их дальнейшему предотвращению.
В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения.
С чем же это связано?
Для выявления причин появления пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся существуют следующие способы :
При работе по восполнению пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся необходимо искать виды заданий, максимально возбуждающие активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности. В работе с ними важно найти такие пути, которые отвечали бы особенностям их развития и были бы для них доступны, а самое главное интересны.
Для организации процесса обучения математике учителю необходимо разработать рекомендации по отбору содержания, требования к организации деятельности и формам представления материала, особое внимание уделять решению учебных задач в группах, увеличению практической составляющей занятий, использованию игровой деятельности и других заданий творческого характера, чередованию.различных видов деятельности. Содержание учебного материала должно обеспечивать мотивацию, ориентироваться на развитие внимания, памяти и речи, быть личностно-значимым, а формы его подачи - занимательной, узнаваемой, реалистичной и красочной.
Практика показала, что реализация выше изложенного позволяет добиться у
учащихся более активной работы на уроках, высокой заинтересованности в материале,
уверенности в себе, повышение уровня знаний и успеваемости.
Задачи которые должен ставить перед собой каждый учитель при организации работы по восполнению пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся :
1. Создание системы внеурочной работы, дополнительного образования учащихся.
2. Развитие групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности.
3. Удовлетворение потребности в новой информации (широкая информированность).
4. Формирование глубокого, устойчивого интереса к предмету.
5. Расширение кругозора учащихся, их любознательности.
6. Развитие внимания, логического мышления, аккуратности, навыков самопроверки
учащихся.
Задача учителя – научить всех сидящих перед ним учеников с учетом их возможностей
и способностей. Это очень трудная и ответственная работа для каждого учителя.
Чтобы сформировать глубокий, устойчивый интерес к предмету необходимо
развивать любознательность. Огромную роль в достижении этого успеха играет подбор
специальных заданий, которые позволяют детям проявлять инициативу и творческий подход,воображение, фантазию, мечту.
Занимательность создает заинтересованность, а от степени заинтересованности
часто зависит и характер внимания ученика на уроке, его активность. Развитие
заинтересованности - это постепенный переход от работы по образцам (воспроизведение) к более сложной, требующей применения умений и навыков -пользования словарями,
справочниками и наконец, к самостоятельному творчеству, требующему проявления
воображения.
3. Разработка системы творческих классных и домашних заданий, рассчитанных на
кратковременное или долговременное выполнение.
4. Использовать на уроке своего практического опыта, приводить примеры из жизни.
5. Использовать наглядный материал.
При подготовке к урокам и дополнительным заданиям, желательно продумывать каждый урок и каждое задание согласно интересам учащихся, использовать все возможности учебного материала для развития их любознательности. Для того чтобы повысить познавательный интерес, применяются активные формы обучения:
Применение активных методов обучения на уроках
Стратегию активного обучения применяют для умения принимать групповые решения в разных условиях, в том числе и экстремальных. Есть различные варианты применения активных методов обучения в средней школе. Целесообразность применения технологии «Активные методы обучения» в процессе обучения в том, что она позволяет активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.
Технология активных методов обучения основана на коллективной деятельности и направлена на:
Активные методы предусматривают проведение занятий через организацию игровой деятельности учащихся.
Рассмотрим несколько активных методов обучения.
Проблема
+ (преимущества) - (недостатки)
Методика 6 х 6 х 6 («Шесть на шесть»). Работа проходит в два этапа.
Методика «Ковёр идей». «Ковёр идей» - один из методов решения проблемы. Проходит в три этапа. Учащиеся делятся на 3-4 группы.
Использование активных методик укрепляет мотивацию к обучению и развивает наилучшие стороны ученика.
Виды работ которые может использовать учитель по устранению пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся:
Учитель может использовать дифференцированный подход по устранению пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся:
Дифференцированный подход может быть осуществлен на любом из этапов урока:
Дифференцированный подход к обучению предусматривает использование соответствующих дидактических материалов:
Как же наиболее рационально организовывать дифференцируемую работу учащихся на уроках и при выполнении домашних заданий? Можно предложить следующие рекомендации по рациональному применению дифференцированного подхода:
Ещё я часто использую дифференцированный подход при изучении нового материала. Объяснив тему, и показав 2 – 3 примера по теме, я вызываю 3 – 4 человека к доске, даю им индивидуально – дифференцированное задание, класс работает параллельно с 1 – 2 учащимися, затем разбирается решение, идет обработка новых понятий.
Современному учителю в своей практике необходимо использовать технологии, отвечающие потребностям общества. Одной из таких технологий является проектное обучение. Метод проектов рассматривается как способ актуализации и стимулирования познавательской деятельности учащихся, что так необходимо в работе с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися. При работе над проектом у учащихся не только систематизируются и обобщаются полученные знания на уроках, но и развивается внимание. Проектно – исследовательская деятельность позволяет школьникам на практике применить знания, полученные на уроках. Как часто вы слышите вопрос: «Зачем мы это изучаем?». Ответьте на него, предложив поработать над проектом.
Например, при изучении темы «Выпуклые многоугольники» в 8-м классе по
геометрии я поставила перед ребятами цель: «Кто сделает проект геометрия нашего
города, тот будет защищать его при съемке на видео». Почти все ребята выполнили
задание, т.к. им хотелось выступить с докладом перед камерой.
Учитель может и должен использовать информационно-коммуникационные технологии при восполнении пробелов в знании учащихся :
Все выше сказанное позволяет сделать вывод:
если вся работа была спланирована с учетом всех индивидуальных особенностей ребенка, то коэффициент усвоения учебных знаний, формируемых умений будет максимально высок для каждого конкретного ученика. А эффекта можно добиться в том случае, если диагностика будет проводиться в системе, то есть будет вестись целенаправленное отслеживание развития ребенка. В процессе мониторинга выясняются следующие основные вопросы:
Полное усвоение школьной программы предполагает обязательное абстрактно-логическое мышление, умение систематизировать, обобщать, классифицировать, сравнивать.
Кроме того, мониторинг формирует у преподавателя способность к рефлексии, умению прогнозировать результаты, делать корректировку самим преподавателем собственного практического опыта. И, наверное, он может помочь решить, казалось бы, неразрешимую проблему “Как научить каждого?”.
© 2018, Аджиосманова Эльвира Февзиевна 1654