СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Только сражаясь с конкретной проблемой, отыскивая собственный выход из сложившейся ситуации, ученик действительно думает. Фокусирование на проблемах стимулирует природную любознательность учеников и побуждает их к критическому мышлению. Джон Дьюи

Одной из актуальных проблем в школе остается проблема повышения

эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся.

Ее решение предполагает совершенствование методов и форм организации обучения, поиск новых, более эффективных путей формирования знаний у учащихся, которые учитывали бы их реальные возможности.

Одна из главных проблем, которую приходится решать педагогам, - это работа по восполнению пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся. Происходящие социально-экономические изменения в жизни нашего общества, постоянное повышение требований к уровню общего образования обострили проблему восполнения пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся.

Любому профессиональному педагогу понятно, что восполнение пробелов в знаниях учащихся, должно сопровождаться целой системой мер по их дальнейшему предотвращению.

В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения.

С чем же это связано?

  • Специалисты отмечают, что негативные изменения экологической и социально-экономической ситуации в стране ухудшают соматическое и нервно-психическое здоровье школьников, а в условиях интенсификации обучения и перегруженности школьных программ значительно возрастает число учащихся имеющих пробелы при изучении математике.
  • Однако никак нельзя сбрасывать со счета социально – психологический фактор появления пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся. Ведь ребенок обучается в коллективе, в котором постоянно происходит подкрепляемое оценками учителя сравнение детей между собой. Ученики, имеющие пробелы, выставляется как бы на «обозрение» сверстников и практически ежедневно переживают ситуацию неуспеха. Все это, естественно не способствует их личностному становлению и развитию. Становится очевидным, что часть вины за такое большое количество учеников, имеющих пробелы, ложится на плечи учителей. Еще древние мудрецы говорили: «Увидеть и понять проблему - наполовину решить ее, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом».

Для выявления причин появления пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся существуют следующие способы :

  • Анализ обучающих самостоятельных работ;
  • Наблюдение за способами деятельности ученика на уроке;
  • Беседа с учащимся по поводу возникших трудностей в усвоении материала по ГОСОСО.
  • Анализ решения задач повышенной сложности на подготовительном, школьном и остальных этапах « Билимлар Беллашуви».

При работе по восполнению пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся необходимо искать виды заданий, максимально возбуждающие активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности. В работе с ними важно найти такие пути, которые отвечали бы особенностям их развития и были бы для них доступны, а самое главное интересны.

Для организации процесса обучения математике учителю необходимо разработать рекомендации по отбору содержания, требования к организации деятельности и формам представления материала, особое внимание уделять решению учебных задач в группах, увеличению практической составляющей занятий, использованию игровой деятельности и других заданий творческого характера, чередованию.различных видов деятельности. Содержание учебного материала должно обеспечивать мотивацию, ориентироваться на развитие внимания, памяти и речи, быть личностно-значимым, а формы его подачи - занимательной, узнаваемой, реалистичной и красочной.

Практика показала, что реализация выше изложенного позволяет добиться у

учащихся более активной работы на уроках, высокой заинтересованности в материале,

уверенности в себе, повышение уровня знаний и успеваемости.

Задачи которые должен ставить перед собой каждый учитель при организации работы по восполнению пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся :

1. Создание системы внеурочной работы, дополнительного образования учащихся.

2. Развитие групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности.

3. Удовлетворение потребности в новой информации (широкая информированность).

4. Формирование глубокого, устойчивого интереса к предмету.

5. Расширение кругозора учащихся, их любознательности.

6. Развитие внимания, логического мышления, аккуратности, навыков самопроверки

учащихся.

Задача учителя – научить всех сидящих перед ним учеников с учетом их возможностей

и способностей. Это очень трудная и ответственная работа для каждого учителя.

Чтобы сформировать глубокий, устойчивый интерес к предмету необходимо

развивать любознательность. Огромную роль в достижении этого успеха играет подбор

специальных заданий, которые позволяют детям проявлять инициативу и творческий подход,воображение, фантазию, мечту.

Занимательность создает заинтересованность, а от степени заинтересованности

часто зависит и характер внимания ученика на уроке, его активность. Развитие

заинтересованности - это постепенный переход от работы по образцам (воспроизведение) к более сложной, требующей применения умений и навыков -пользования словарями,

справочниками и наконец, к самостоятельному творчеству, требующему проявления

воображения.

3. Разработка системы творческих классных и домашних заданий, рассчитанных на

кратковременное или долговременное выполнение.

4. Использовать на уроке своего практического опыта, приводить примеры из жизни.

5. Использовать наглядный материал.

При подготовке к урокам и дополнительным заданиям, желательно продумывать каждый урок и каждое задание согласно интересам учащихся, использовать все возможности учебного материала для развития их любознательности. Для того чтобы повысить познавательный интерес, применяются активные формы обучения:

  • Решение проблемных ситуаций;
  • Использование исследовательского подхода при изучении учебного материала;
  • Связь учебной информации с жизненным опытом учащихся;
  • Организация сотрудничества, использование командных форм работы и методов деятельности, построенных на соревновании с периодической сменой состава групп;
  • Позитивное эмоциональное подкрепление, индивидуальная и групповая работа над проектами.

Применение активных методов обучения на уроках

Стратегию активного обучения применяют для умения принимать групповые решения в разных условиях, в том числе и экстремальных. Есть различные варианты применения активных методов обучения в средней школе. Целесообразность применения технологии «Активные методы обучения» в процессе обучения в том, что она позволяет активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.

Технология активных методов обучения основана на коллективной деятельности и направлена на:

  • взаимное обогащение учащихся в группе;
  • организацию совместных действий, ведущих к активизации учебно-познавательных процессов;
  • распределение начальных действий и операций;
  • коммуникацию, общение, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание;
  • обмен способов действия для решения проблемы;
  • взаимопонимание, которое диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность;
  • рефлексию, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.

Активные методы предусматривают проведение занятий через организацию игровой деятельности учащихся.

  • Принципы педагогики игры:
  • 1.Добровольность участия.
  • 2. Избегать соперничества и освобождать положительные эмоции.
  • 3. Разнообразие используемых форм.
  • 4. Обращение внимания на все уровни коммуникации.

Рассмотрим несколько активных методов обучения.

  • Перед началом занятий учитель обозначает проблему, которая будет обсуждаться, подготавливает таблицы для групп. Во время домашнего задания, полученного на предыдущем уроке, дети узнают конкретные факты, связанные с данной проблемой, историческими или природными условиями. Далее на уроке учитель предлагает группам исследовать проблему. Ученики выявляют плюсы и минусы поставленной проблемы, затем подробно анализируют все возможные варианты решений. Во время занятий учащиеся выполняют таблицу:

Проблема

+ (преимущества) - (недостатки)

Методика 6 х 6 х 6 («Шесть на шесть»). Работа проходит в два этапа.

  • На первом этапе каждая группа получает отдельное задание. В результате работы участники в группах получают новые знания и умения, при этом каждый из них готовится представить результаты работы своей группы участникам других групп.
  • На втором этапе идёт смена групп таким образом, чтобы в каждой из новых групп были представители всех групп с первого этапа. Сначала каждый участник в новой группе представляет результаты работы своей группы с первого этапа, а потом вся группа вместе выполняет задания, используя знания или умения, полученные на первом этапе, т. е. рассматривают один вопрос с трёх позиций и вырабатывают общий вывод трёхстороннего сотрудничества.

Методика «Ковёр идей». «Ковёр идей» - один из методов решения проблемы. Проходит в три этапа. Учащиеся делятся на 3-4 группы.

  • Первый этап – понимание проблемы. Участникам предлагается ответить на вопрос, почему существует такая проблема. Каждая группа получает цветные листы бумаги и маленькие цветные клейкие листочки. Ученики отвечают на вопрос проблемы, например, почему трудно учиться в школе? Ответ группа записывает на листах цветной бумаги размером с альбомный лист, затем вывешивается на плакат «Ковёр идей».
  • Второй этап – поиск решений. Что можно изменить? Каждая группа предлагает свои ответы и записывает их на листах цветной бумаги.
  • Третий этап – индивидуализация деятельности. Что лично сделаю я, чтобы изменить существующую ситуацию.
  • Четвёртый этап – оценивание идей. Индивидуальное принятие решения: что смогу делать для решения проблемы и что постараюсь сделать.

Использование активных методик укрепляет мотивацию к обучению и развивает наилучшие стороны ученика.

Виды работ которые может использовать учитель по устранению пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся:

  • Карточки для индивидуальной работы.
  • Задания с выбором ответа.
  • Деформированные задания.
  • «Разрезные» теоремы.
  • Перфокарты.
  • Карточки – тренажеры.
  • Творческие задания.
  • «Карточки – информаторы».
  • «Карточки с образцами решения».
  • «Карточки – конспекты».

Учитель может использовать дифференцированный подход по устранению пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся:

Дифференцированный подход может быть осуществлен на любом из этапов урока:

  • При закреплении.
  • При проверке домашнего задания.
  • При самостоятельной работе.

Дифференцированный подход к обучению предусматривает использование соответствующих дидактических материалов:

  • Специальных обучающих таблиц;
  • Плакатов и схем для самоконтроля;
  • Карточек – заданий, определяющих условие предлагаемого задания;
  • Карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями, чертежами;

Как же наиболее рационально организовывать дифференцируемую работу учащихся на уроках и при выполнении домашних заданий? Можно предложить следующие рекомендации по рациональному применению дифференцированного подхода:

  1. Трёхвариантные задания по степени трудности – облегченный, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется учащемуся).
  2. Общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий все возрастающей степени трудности.
  3. Индивидуальные дифференцированные задания.
  4. Групповые дифференцированные задания с учетом различной подготовки учащихся (вариант определяет учитель).
  5. Равноценные двухвариантные задания по рядам с предложением к каждому варианту системы дополнительных заданий все возрастающей сложности.
  6. Общие практические задания с указанием минимального количества задач и примеров для обязательного выполнения.
  7. Индивидуальные групповые задания различной степени трудности по уже решенным задачам и примерам.
  8. Индивидуально – групповые задания, предлагаемые в виде запрограммированных карточек.

Ещё я часто использую дифференцированный подход при изучении нового материала. Объяснив тему, и показав 2 – 3 примера по теме, я вызываю 3 – 4 человека к доске, даю им индивидуально – дифференцированное задание, класс работает параллельно с 1 – 2 учащимися, затем разбирается решение, идет обработка новых понятий.

Современному учителю в своей практике необходимо использовать технологии, отвечающие потребностям общества. Одной из таких технологий является проектное обучение. Метод проектов рассматривается как способ актуализации и стимулирования познавательской деятельности учащихся, что так необходимо в работе с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися. При работе над проектом у учащихся не только систематизируются и обобщаются полученные знания на уроках, но и развивается внимание. Проектно – исследовательская деятельность позволяет школьникам на практике применить знания, полученные на уроках. Как часто вы слышите вопрос: «Зачем мы это изучаем?». Ответьте на него, предложив поработать над проектом.

Например, при изучении темы «Выпуклые многоугольники» в 8-м классе по

геометрии я поставила перед ребятами цель: «Кто сделает проект геометрия нашего

города, тот будет защищать его при съемке на видео». Почти все ребята выполнили

задание, т.к. им хотелось выступить с докладом перед камерой.

Учитель может и должен использовать информационно-коммуникационные технологии при восполнении пробелов в знании учащихся :

  • Электронные уроки и уроки - онлайн;
  • Электронные тренажёры ;
  • Электронные учебники ;
  • Видео-уроки.

Все выше сказанное позволяет сделать вывод:

если вся работа была спланирована с учетом всех индивидуальных особенностей ребенка, то коэффициент усвоения учебных знаний, формируемых умений будет максимально высок для каждого конкретного ученика. А эффекта можно добиться в том случае, если диагностика будет проводиться в системе, то есть будет вестись целенаправленное отслеживание развития ребенка. В процессе мониторинга выясняются следующие основные вопросы:

  • во-первых, достигается ли цель образовательного процесса;
  • во-вторых, существует ли динамика в развитии учащегося по сравнению с результатами предыдущих диагностических исследований;
  • в-третьих, существуют ли предпосылки для совершенствования работы преподавателя;
  • в-четвертых, соответствует ли уровень сложности учебного материала возможностям обучающегося.

Полное усвоение школьной программы предполагает обязательное абстрактно-логическое мышление, умение систематизировать, обобщать, классифицировать, сравнивать.

Кроме того, мониторинг формирует у преподавателя способность к рефлексии, умению прогнозировать результаты, делать корректировку самим преподавателем собственного практического опыта. И, наверное, он может помочь решить, казалось бы, неразрешимую проблему “Как научить каждого?”.

Категория: Математика
19.04.2018 00:08


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!