СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Применение здоровьесберегающих технологий и их элементов на уроках географии»

Нажмите, чтобы узнать подробности

За период обучения в школе каждый ученик проходит через 10 000 уроков. Естественно, что и психическое, и физическое состояние школьника напрямую зависит от того, насколько грамотно эти уроки будут сконструированы. Урок – главное поле реализации здоровьесберегающих образовательных технологий и проверки педагогической компетенции учителя. Наши школьники не всегда растут здоровыми и жизнерадостными, как  хотелось бы. Очень важно вовремя предупреждать появление различных факторов риска – следить за интенсивностью обучения, не перегружать детей (в том числе и домашними заданиями), создавать благоприятную (антистрессовую) атмосферу в классе (положительный настрой на учебную деятельность, спокойный и ровный тон учителя, доброжелательное отношение к ученикам), пропаганда здорового и активного образа жизни, проведение во время урока физкультминуток для профилактики и предупреждения заболеваний органов зрения и позвоночника.

Считаю, что каждый современный учитель должен проводить урок с применением здоровьесберегающих технологий с учетом специфики своего предмета.  Причем реализация этих технологий может быть начата с введения в урок отдельных элементов, направленных на сохранение здоровья учащихся.  С уверенностью заявляю, что порой учитель может больше сделать для здоровья ребенка, чем врач.

Вот что конкретно я применяю на уроках географии для того, чтобы облегчить учащимся усвоение учебного материала, помочь почувствовать радость успеха, вызвать интерес к предмету, положительную мотивацию, поддерживать в течение всего урока оптимальную работоспособность и предотвращать утомляемость.

неотъемлемые приемы здоровьесберегающих методик:

1. В начале урока на этапе мобилизации внимания учащихся  знакомлю с предлагаемым регламентом работы, чтобы дети сосредоточились и поддерживали внимание в течение всего урока.

Например, сегодня мы отработаем опорный конспект по теме «Африка», проверим знание номенклатуры по данной теме, посмотрим фрагментарно тестовые задания  в компьютерном варианте, постараемся ответить на некоторые из них.

2.В 9-11 классах привлекаю учащихся к планированию прохождения предлагаемых тем, форм проведения зачетов. Уже на первом уроке по определенной теме знакомлю их с вопросами зачета, акцентирую их внимание на наиболее значимых вопросах темы, предлагаю выбрать форму сдачи зачета: устно, письменно, тест, проект, творческая работа. Это мобилизует учащихся и настраивает на предстоящую работу. Учащиеся чувствуют себя полноправными участниками образовательного процесса, с которыми советуются, спрашивают их мнение, а не просто пассивными слушателями того, что происходит на уроке. Это своего рода сотрудничество, сотворчество, партнерские отношения.

3.С особым интересом дети работают над географической номенклатурой. Причем, стараюсь всякий раз предлагать новую форму. Вот некоторые из них:

Игра «Молчанка» (Учитель молча показывает географические объекты на карте, учащиеся молча их записывают. Потом либо учитель открывает на доске варианты правильных ответов, либо проверяет выполнение работы у сильного ученика и привлекает его к проверке); Игра «Кто быстрее?» (К карте вызываются 2 учащихся, а остальные цепочкой задают им вопросы. Каждый из играющих стремится показать географический объект быстрее. В это время дети ревностно следят за правильностью выполнения заданий, а потом выносят свой вердикт и оценивают товарищей). Цифровой диктант проводится с использованием заранее набранных на компьютере географических названий под определенными номерами в презентации. Учитель показывает объект, дети находят его в перечне и записывают число, которым он обозначен. Игра «Четвертый лишний» (Среди групп географических объектов выделить лишнее и объяснить, почему. Например,

Ориноко                          Амазонка                          Йорк

Парана                             Парана                              Альмади

Анхель                             Ориноко                           Байрон

Амазонка                         Конго                                Стип-Пойнт)

И еще можно было предложить задания на установление соответствия, на расположение объектов в порядке убывания и возрастания, на работу с «немыми» картами.

4.Для наиболее осмысленного усвоения понятий, формирования глубоких знаний использую опорные конспекты. Большой опыт работы показывает, что обучение с применением опорных конспектов развивает память, логическое мышление, способность к анализу, монологическую речь, раскрывает творческий потенциал, индивидуальные способности учеников.

Обучение приемам графического конспектирования имеет определенное практическое значение, т.к. находит применение в работе учеников с различными источниками знаний как по географии, так и по другим предметам, т.е. способствует четкости, отсекает все лишнее, обеспечивает с наименьшими затратами усилий овладевать определенной суммой знаний.

Так, на уроках географии в 7 классе при изучении природы материков, прошу учащихся для каждого материка заводить плашки (склеенные альбомные листы или миллиметровую бумагу), которые каждый оформляет по своему усмотрению, весь основной материал в опорных конспектах находится на этих плашках. Как правило, ребята стараются  в ведении конспектов, проявляют творчество, привлекают дополнительный материал. Все это- хорошее подспорье для подготовки к итоговым урокам по темам и к промежуточной аттестации.

В 8 и 9 классам предусматриваю ведение опорных конспектов при рассмотрении региональной части физической и экономической географии России. Здесь опорные конспекты ведутся в тетради, где с левой стороны

написан план рассмотрения, и чтобы его не переписывать для каждого отдельно взятого природного района, с правой стороны листы отрезаются. Многие ребята придерживаются творческого ведения опорных конспектов. Они помогают систематизировать материал, выстраивают логическую цепочку в изучаемом материале. Конспектами разрешается пользоваться при проверке домашнего задания, если возникают затруднения. В результате зрительного, моторного, слухового восприятия материала учащиеся достигают хороших знаний  (Приложение 7).

5.Составлению опорных конспектов способствует алгоритмизация материала. Например, описание географического положения материка, характеристика природной зоны, характеристика реки и т.д. Заданный  алгоритм требует от школьников самостоятельности, а те знания, которые добыты самостоятельно, наиболее прочны и глубоки, они приносят положительные эмоции и  приводят к успеху (Приложение 7).

6.Для того, чтобы ребенок не испытывал страх при опросе, никогда не ставлю сразу после опроса отрицательную отметку. Ребенок сам пообещает в ближайшее время выучить урок и обязательно выучит.

7.Часто  для организации опроса использую услуги консультантов. Для этого с ними прорабатываю все вопросы накануне. Консультант может принять опрос всего конспекта. Иногда между консультантами распределяю роли: географическое положение принимает первый консультант, рельеф и полезные ископаемые- другой, климат- третий и т.д. Ребята в классе перемещаются от одного консультанта к другому с зачетным листом. На основе отметок консультантов, учитель выставляет свою отметку. Такой вид опроса помогает раскрепоститься школьникам и отвечать более уверенно.

8.На 20-21 минуте стараюсь не забывать проводить физкультминутки. Например, такие: (таблицы 1, 2). 

                                                                                  Физкультминутка «Материки и части света» (Таблица 1)

Слоганы

Движения

Посмотри на полушария

Поочередно поднять вверх сначала левую, потом правую руку

Вспомни Африку с Австралией

Поочередно поднять вверх сначала левую, потом правую руку

К ним потом прибавь уверенно

Руки поочередно к плечам

Антарктиду и Америку

Руки поочередно на пояс

А не знать Европу с Азией

Руки вниз, 2 хлопка

Это просто безобразие

Руки вверх, 2 хлопка над головой

Вот и части света названы

Руки на пояс, по 2 наклона влево-вправо

Все далекие и разные

Ходьба на месте

                                            Физкультминутка « Географические координаты»                                                                                                        

                                                                                                                                                                  Таблица2              

Слоганы

Движения

Раз – два – руки в горизонтали,

Обе руки в горизонтальной плоскости одновременно вправо – влево;

Три – четыре – руки по вертикали.

Обе руки одновременно резким движением поднимаются вверх и опускаются вниз.

Помни, горизонталь- это широта

Руки на пояс, наклоны туловища вправо и влево;

А вертикаль- это долгота

Руки на пояс, прыжки на месте.

Широта и долгота, ребята, - это географические координаты

Руки в стороны,

Руки вверх

Руки скрещивают (ножницы)

Таким образом, мне удается добиться пространственного изменения позы в процессе обучения, нарушить неподвижность ученика в ходе урока.

9.И вообще, придумываю такие виды работы на уроке, чтобы дети смогли встать, пройти, поработать у доски, за компьютером, пересесть на другую парту. Например, ученики отвечают опорные конспекты друг другу в парах сменного состава, затем перемещаются на одну позицию по кругу и так 2-3 раза. Многократное повторение приводит к запоминанию, после которого можно переходить к переносу знаний в нестандартные ситуации. Для отметки используется взаимооценка.

10.Для целостного восприятия учебного материала использую его блочную подачу. Для этого в моем арсенале имеются мультимедийные учебники для всех классов и уроки географии «Кирилла и Мефодия». На первом уроке просматриваем все, что касается рассматриваемой темы, на последующих уроках с опорой на полученные знания уточняем некоторые положения, делаем опорные конспекты, готовимся к обобщающим урокам.

11.Ребята на моих уроках любят работать в группах. Эта работа объединяет детей. В зависимости от степени подготовленности учащихся распределяются обязанности в группе. Слабые учащиеся выполняют посильные для них задания наравне со всеми, вносят свою лепту в общее дело. Сильные учащиеся руководят их работой, оказывают помощь. И пусть оценка за работу слабым ученикам несколько завышена, но они чувствуют, что их участие отмечено, чувствуют свою успешность и готовность к продолжению выполнения других заданий.

12.В последние годы среди учащихся становится проблематичным выполнение домашнего задания в том объеме, который бы хотел видеть учитель. Поэтому мои уроки отличаются высокой плотностью. Мы с ребятами успеваем выполнить все за урок. Дома они ограничиваются повторением опорного конспекта (слабые и средние по способностям учащиеся). Сильные, мотивированные на учебу дети, всегда стремятся выполнять домашнее задание в полном объеме с высокой долей креативности (выполняют проекты, творческие работы, сообщения). Кроме того, все желающие, имеющие компьютеры дома, берут программное обеспечение для самостоятельной работы.

13.Во время выполнения самостоятельной работы в качестве физкульминутки включаю инструментальную или классическую спокойную музыку. Она вызывает положительные эмоции, умиротворение.

14.Подведение итога урока можно также проводить, используя следующие формы:

Мини-письмо с пожеланиями, отзывом о работе на уроке; Оценка своего уровня усвоения темы:

Нарисовать мордочку без носа и рта.

Нос.  ! если хорошо поняли тему и самостоятельно справились с 

            заданием.

          ? если не совсем хорошо поняли и  есть вопросы.

Рот.      урок понравился и вы довольны своей работой;

              урок не понравился, и я не очень доволен своей работой.

Продолжить фразу: «Сегодня на уроке я…» С использованием цветовой гаммы:

-я мог (могла) бы работать и лучше (синий жетон);

-сегодня я понял (а), чего мне не хватает для успешной работы (желтый);

-я сегодня работал (а) в полную силу, у меня все получилось  (красный);

-я очень старался (старалась), но у меня не все получалось  (оранжевый);

-я сегодня работал (а) плохо  (зеленый).

Урок только тогда будет уроком, соответствующим здоровьесбережению, если  учитель в системе применяет педагогические воздействия:

проявление внимания к учащимся; просьба учителя; требования учителя; убеждения учителя; внушение; принуждение; поощрение; наказание; ситуация успеха и неуспеха; эффект ожидания; условия для демонстрации «Я»; педагогическая реакция на поступок; оценка действий и поступков учащихся; организация и дисциплина.

Особую актуальность приобретает в настоящее время проблема внедрения в учебно-воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий. Среди многочисленных проблем, стоящих перед образованием, сохранение и укрепление здоровья учащихся, создание комфортных условий для пребывания учащихся в школе  является первоочередной задачей каждого образовательного учреждения. Практика свидетельствует о том, что состояние здоровья школьников, степень комфортности условий, созданных для учащихся в школе,  влияет на эффективность всего учебно-воспитательного процесса.

Ведь:

1. Внедрение здоровьесберегающих технологий: ненасильственное, личностно-ориентированное, дифференцированное, модульное обучение- дает возможность учащимся с наименьшими затратами умственных и физических усилий усваивать предлагаемый учебный материал, так как использование этих технологий позволяет в течение всего урока поддерживать оптимальную работоспособность и предотвращает утомляемость.

2. Введение в каждый урок физкультминуток позволяет отодвинуть утомляемость учащихся за пределы урока или занятия, что благотворно сказывается на результатах  и учебной нагрузке учащихся.

3. Оценка состояния степени комфортности в конце урока или занятия показывает, что они не вызывают отрицательных  эмоций у учащихся, наоборот, дети чувствуют себя комфортно и знают, что им надо сделать, чтобы добиться более высоких результатов.

4.  Педагогические новации, введённые в учебный процесс, дают  право рекомендовать их для внедрения в практику работы каждого современного учителя.

                                                                       ЛИТЕРАТУРА

1.Аллакаева Л.М. Педагогические основы формирования культуры здоровья школьников:. канд. пед. наук. - Нижний Новгород,2004.-22с.

2.Антонова Л.Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий  в образовательных учреждениях/ Л.Н. Антонова, Т.И. Шульга, К.Г. Эрдынеева. - М.: Изд-во МГОУ, 2004.-100с. - (Областная целевая программа «Развитие образования Московской области на 2001-2005 гг.»).

3.Борисова И.П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе//Справочник руководителя образовательного учреждения.-2005.-№10.-С.84-92.

4. Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. 2-е изд., перераб. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 208с.

5.Бычкова Т.И. Организация учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе на основе здоровьесберегающих технологий: автореф. дис. … канд. пед. наук / Бычкова Т.И.; Камс.гос.политезн.ин-т.-Чебоксары,2005.-18с.

6.Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования// Валеология.-2004.-№1.-С.21-26.

7.Вашлаева Л.П., Панина Т.С. Теория и практика формирования здоровьесберегающей  стратегии педагога в условиях повышения квалификации// Валеология.-2004.-№4.-С.93-98.

8.ВолошинаЛ.Организация здоровьесберегающего пространства//Дошкольное воспитание.-2004.-№1.-С.114-117.

      9. Волошина Л. Будущий воспитатель и культура здоровья//Дошкольное  

    воспитание.-2006.-№3.-С.117-122.

     10.Дегтерев Е.А., Синицын Ю.Н. Управление современной школой. Выпуск    

     YIII.   Педагогика здоровья.- Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2005.

      11.Дубровский А.А. Лечебная педагогика.- Анапа, 1990.

      13. Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном 

      процессе: проблемы и пути их решения//Школа.-2005.-№3.-С.52-87.

14. Здоровьесберегающее образование: теорет. и приклад. аспекты: сб. ст./

       Перм. гос. пед. ун-т [и др.]. - Пермь: Кн. мир; Звезда,2002.-205с.

15.Интернет ресурсы.

Категория: География
18.01.2015 11:01


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!