СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт работы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая тема школы «Совершенствование качества образования в условиях компетентностного подхода в обучении,  воспитании, развитии обучающихся »

Цели моей профессиональной деятельности  согласуются с целями и задачами деятельности образовательного учреждения.

Одной из важнейших целей современного образования является формирование информированной личности, способной к самоопределению и непрерывному самообразованию. Инновационные процессы, происходящие в российской системе образования, направлены на обеспечение высоких результатов учебно-познавательной деятельности учащихся, на обеспечение их профессионального самоопределения, на формирование общечеловеческих ценностей, развитие человека как личности. Важную роль в достижении этой цели должно сыграть технологическое образование школьников. Существовавшая долгие годы в российских школах трудовая подготовка учащихся имела и положительные, и отрицательные стороны. Следует отметить, что интерес к трудовому обучению был невысок, так как не был связан с потребностями и склонностями учащихся.

 Они не видели социальной и личностной значимости своего труда. Традиционные формы и методы организации трудового обучения не вовлекали учащихся в исследовательскую деятельность, наиболее для них привлекательную. Вызвать желание творить, мыслить – задача трудная и интересная, тем более что она не имеет однозначного решения, и в каждом классе приходится решать ее заново, зачастую находя новые средства и методы. Образование – процесс обоюдный, без активных усилий ученика он обречен на провал, каким бы замечательным учитель не был. Такой процесс требует изменения  позиции ученика и переосмысления педагогической деятельности учителя.

          Трудовое обучение, преемницей которого является образовательная область «Технология», с самого начала его введения в общеобразовательную школу строилось на основе овладения учащимися умениями и навыками при работе с  различными материалами (бумагой, картоном, тканью, древесиной и другими материалами) и изготовлением из них разнообразных, преимущественно бытовых изделий. По мере развития материального производства, его научно-технических основ в содержание трудового обучения стали включаться элементы машиноведения, электротехники, общих основ техники, технологии и экономики производства, внедрялся политехнический принцип обучения.

При этом всегда существовала известная тенденция: дать ученикам, хотя бы и на элементарном уровне, конкретную рабочую профессию (специальность). Замена в учебном плане предмета «Трудовое обучение» на предмет «Технология» сделала актуальным поиск нового содержания и методов обучения.

Цели моей работы: формирование у учащихся общетрудовых знаний и умений; освоение технологий преобразования материалов в процессе изготовления изделий, удовлетворяющих потребности человека и общества.

Задачи моей педагогической деятельности многофункциональны, но главными являются:  - Организация созидательной деятельности учащихся. - Создание на уроке оптимальных условий для развития каждого школьника.

          На практике последних лет я убедилась в целесообразности и эффективности использования метода проектов в технологическом обучении школьников.  Поэтому  темой самообразования я взяла «Использование проектной технологии в обучении школьников по предмету». Способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным способом - это и есть метод проектов.

     Задача каждого учителя – вызвать интерес к своему предмету, помочь сформировать убеждения и взгляды в соответствии с общечеловеческими ценностями – и решению этой задачи помогают инновационные технологии, раскрывающие способности учащихся и создающие условия для их самоактуализации и саморазвития. Поэтому, основу современного урока технологии  должна составлять активная деятельность самих учащихся. В  творческом проектировании считаю наиболее применяемыми  такие виды деятельности, как дизайн-анализ, продуктивный диалог, эвристическая беседа, исследования, эксперимент, решение технологических задач, поиск информации в литературных источниках и ЭОР.

Необходимо подчеркнуть, что доступность знаний, разнообразных источников инфор­мации в настоящее время дает огромные возможности для развития самостоятельности учащихся, реального увеличения доли самостоятельной, в т. ч. творческой работы при создании творческих проектов. Этому я и стараюсь научить своих учеников, поскольку у меня есть соответствующие умения. Таким образом, компетентность и компетенции ученика непосредственно связаны с моей  компетентностью и компетенциями.

В числе ведущих компетенций я выделяю:

•   когнитивная (теоретические и практические знания);

•  функциональная (умения и ноу-хау в обучении, трудовой и социальной деятельно­сти;

•  личностная (поведенческие умения в конкретной ситуации);

•  этическая (наличие личностных и профессиональных ценностей).

Все они взаимозависимы и взаимодополняемы, представляют процесс и результаты обучения, так или иначе связанные с умениями,  знаниями, понятиями. 

Метод проектов  позволяет решить ряд задач, а именно: выдвигать темы проектов, определять свою позицию, вырабатывать самостоятельный взгляд на решение проблемы, и в то же время понимать роль и значение групповой работы.

    В своей работе с одарёнными детьми использую модульную технологию, которая  позволяет одновременно оптимизировать учебный процесс, обеспечить развитие познавательной и личностной сферы учащихся. Они участвуют в конференциях, конкурсах,  где занимают призовые места. Так, участвуя в районной экологической конференции «Мир, в котором мы живем» и оценивая собственные возможности в области творческого проектирования, творческая группа выполнила  проект идеального жилища (отдельной квартиры, дома), где были созданы экологически благоприятные условия для жизни.  

     Выявлению лучших учеников способствуют  олимпиады, проводимые  ежегодно. Участниками олимпиады становятся наиболее способные учащиеся, проявляющие интерес и творческие способности.  Но успешное участие школьников на олимпиаде возможно лишь при постоянной работе на протяжении всего учебного года.

              О том, что работа по подготовке к олимпиаде  ведётся на должном уровне, говорят следующие факты: каждый год мы занимаем призовые места в районных олимпиадах по предмету как по теоретической части, так и по творческим проектам.   Поэтому, с уверенностью можно смело сказать, что внедрение метода проектов способствует:

  1. Повышению личной уверенности в успехе у каждого участника проектного обучения, его самореализации                                                                     
  2. Развитию в классе навыков коллективной работы. (Важным является умение не только высказать свою точку зрения, но и выслушать, понять другую);
  3. Развитию исследовательских умений (анализ проблемной ситуации, осуществление отбора необходимой информации, умение строить гипотезы, обобщать, делать выводы).

По опыту работы доказано, что успешно стимулируют творческую работу учащихся следующие приемы:

  • создание ситуации занимательности, ситуации успеха;
  • создание ситуации, при которой школьники испытывают интеллектуальное удовлетворение своей нестандартностью.

Использую различные виды деятельности учащихся на уроке, что делает урок интересным. Поддерживаю положительный эмоциональный настрой урока, а это способствует развитию познавательного интереса учеников к предмету. К каждому уроку отбираю и разрабатываю главные вопросы содержания, определяю рациональную методику. Целенаправленно работая по  формированию структуры умственной деятельности, делаю акцент на:

  1. использование ранее усвоенных знаний и умений в создании новой модели;
  2. доказательность суждений;
  3. владение методами сравнения, сопоставления, обобщения.

Инновацией в содержании обучения является введения тем, с помощью которых реализуется национально-региональный компонент. Рабочая  программа по предмету предусматривает  элементы национально-регионального компонента: в разделе «Кулинария» - при изучении темы «Виды теста» выполняется практическая работа по приготовлению блинчиков по-бурятски; при работе над разделом «Конструирование плечевого изделия с цельнокроеным рукавом» акцентирую внимание на особенности элементов национальной одежды - особенности кроя национальной женской одежды бурят. 

Деятельность на этих занятиях направлена на  изучение социокультурных особенностей Бурятии и национальных традиций.  В процессе изготовления творческих проектов в этом направлении учащиеся приобретают знания по национальной культуре; повышается интерес к изучению истории, прикладному творчеству, фольклору, активизируется познавательная деятельность; выявляется интерес к изучению истории, художественно-прикладной деятельности, воспитывается  толерантность.

Разнообразие дидактического материала позволяет осуществлять индивидуальный подход к учащимся, организовать работу в парах и группах, сделать усвоение учебного материала доступным.

        Но все-таки в своей работе я часто сталкиваюсь с недостатком методических пособий, наглядного материала, достаточно полно раскрывающих творческий процесс обучения. Особенно остро встает эта проблема при изучении темы «Моделирование плечевого изделия с втачным рукавом» в 8 классе, так как в учебниках «Технология» Симоненко В.Д.нет раздела по изготовлению швейных изделий, поэтому мною разработан «Учебник-тетрадь для учащихся 8 класса по разделу *Конструирование и моделирование плечевых изделий*». Данное пособие включает в себя пояснения и иллюстрированный материал по темам а так же – разделы «Проверь себя». На протяжении всей своей педагогической деятельности практикую использование учащимися одной рабочей тетради с 5 по 11 класс, это уже считаю отличным пособием в дальнейшей жизни выпускников, ведь маленькая энциклопедия по ведению домашнего хозяйства у них на руках есть! 

На уроках я применяю мультимедийное оборудование, интерактивные методические комплексы и обучающие программы.

Появление в школе интерактивной доски существенно повышает эффективность учебного процесса: она позволяет работать с текстами и объектами, аудио- и видеоматериалами, Интернет-ресурсами.

Цифровые образовательные ресурсы  (ЦОР) помогают мне в активном информационном взаимодействии между участниками образовательного  процесса, являются эффективным технологическим средством творческой проектной деятельности учащихся.

Компьютерные технологии оказывают и определённое воспитательное воздействие на обучаемого: применение информационных технологий снимает у ребенка страх самовыражения, стимулирует творческую активность, освобождает от физиологических ограничений и делает процесс воспитания эмоционально-позитивным и комфортным, а компьютерные технологии становятся инструментами дальнейшей профессиональной деятельности человека, поскольку образование интегрируется в жизнь на всём её протяжении. 

Все это  позволило мне повысить интерес школьников к предмету, повысилось качество знаний.

В процессе обучения и воспитания сочетаю традиционные и инновационные технологии: педагогику сотрудничества, личностно-ориентированный подход в преподавании учебных дисциплин, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникативные технологии. 

На всех этапах обучения широко использую различные технологии обучения: модульные, игровые, коммуникативные исследовательские технологии, технологию развивающего обучения, личностно-ориентированное обучение, разноуровневую дифференциацию, создание проблемных ситуаций – все это вместе работает при создании творческих проектов, а в конечном итоге- при создании продуктов труда.

Для развития творческого мышления учащихся применяю метод решения технологических задач, при этом учащиеся интегрируют те знания, которые получены ими в различных предметах: ИЗО, МХК, биология, история, география, химия, математика, на каждом уроке применима словарная работа. Например, при изготовлении творческого проекта «Корсету быть…» ученица при минимальной затрате времени, материалов применила знания и умения, которые  получила на уроках технологии, а также на занятиях в школе искусств.

       Учебно-исследовательская работа при создании творческих проектов - новый вид школьной работы и новый вид моей педагогической деятельности. Его достоинство состоит в том, что он развивает мышление, дает возможность самостоятельного поиска и дает ученику радость открытия.

Изменяется роль учителя в обучении: он в большей степени становится не передатчиком знаний, а партнером в обучении. Учитель, руководитель исследовательской работы, включен в исследование поставленной проблемы на равных условиях с учеником и одновременно обучает его методике проведения эксперимента.

Это дает возможность мне более широко проявить творческие способности не только в педагогическом проектировании, но и в роли исследователя, так как невозможно передать опыт той деятельности, которую не освоил сам.                Исследовательская работа подросткам интересна, им нравится обдумывать, обобщать, искать общие принципы и закономерности. В этом возрасте, отмечают психологи, школьников привлекают самостоятельные формы занятий на уроках, трудный учебный материал, возможность самому строить свою познавательную деятельность на уроке и за пределами школы. Это делает моих учеников взрослыми и самостоятельными в собственных глазах и мнений товарищей. При работе над проектами по созданию моделей одежды я вместе с учениками загораюсь идеей, вместе проходим путь, который я описала бы следующим афоризмом:       «*Это невозможно*- сказала Причина,

                                              *Это безрассудно* - заметил Опыт,

                                               *Это бесполезно* - отрезала Гордость,                    

                                               *Попробуй…* - шепнула Мечта» 

Логическим продолжением уроков является  работа детского объединения «Творец» Занятия в объединении предоставляют большие возможности для способных и увлеченных детей. В нем  учитываются основные направления современного технологического образования школьников: целенаправленное формирование и развитие творческой личности, организация созидательной деятельности школьников, мотивация и стимулирование деятельности, контроль и самооценка деятельности, воспитывается чувство бережливости и экономии, так как в процессе изготовления изделий могут быть использованы старые вещи.

Работу  по профессиональной подготовке учащихся начинаю с 5 класса. Целью данной деятельности является оказание учащимся поддержки в принятии решения о выборе профиля обучения, направления дальнейшего образования, а также создания условий для повышения готовности подростка к социальному и культурному самоопределению.

Прививаю понятие, что молодой человек нужен государству не просто любой, а с полюбившейся ему профессией, которая отвечает всем возможностям. С этой целью мною разработана программа элективного курса «В мире моды». Задача учителя – помочь подростку выявить способности и талант и направить его в нужное русло для выбора профессии. Данный элективный курс является источником знаний, который расширяет и углубляет базовый компонент основного общего образования по направлению “Технология. Обслуживающий труд” в рамках модуля “Создание изделий из текстильных и поделочных материалов”.

           В ходе реализации программы курса учащимися предусматривается разработка, изготовление и защита индивидуального  или коллективного дизайнерского проекта.   Элективный курс «В мире моды» играет значимую роль в самоопределении и социальной адаптации учащихся и является основой в их профессиональной ориентации. 

        На занятиях, планируя свою деятельность, считаю, что целесообразное  применение здоровьесберегающих технологий дает лучший воспитательный эффект. Технологическое образование и метод проектов предоставляют мне широчайшие возможности для использования целого комплекса видов деятельности - ученики размышляют, придумывают, рисуют, пишут, читают, беседуют, участвуют в экспериментах, измеряют, рассчитывают, планируют, выполняют всевозможные операции с материалами и инструментами. Все это создает более комфортную обстановку на уроке, стимулирует инициативность, способствует активному воспитательному воздействию на учеников.

Созданию хорошей продуктивной мотивационной атмосферы в классе помогают психологические практикумы, содержащиеся в учебниках, позволяющие формировать и обогащать метакогнитивный опыт ребёнка. Здесь учащиеся учатся понимать не только «как» происходит процесс познания, создания продукта,  но и понимать «какой Я» и что «Я могу».

Учебное время ограничено, не хватает времени и возможностей выполнить проекты объемные, поделиться множеством идей, продемонстрировать свои умения и навыки в области ДПИ.

Поэтому хочется поделиться багажом своих знаний с коллегами и учащимися, а этому могут помочь занятия в мастер-классе. Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, использую различные формы и методы проведения занятий: рассказ, беседа, объяснение, практические упражнения. Рассуждения и доказательства сопровождаю учебной демонстрацией. Для проведения мастер-класса использую материалы: остатки тканей, старые вещи, природный материал - ракушки, гербарий и т.д.

Большое значение имеют выставки, проводимые в школе, так как именно здесь работу детей увидят и оценят друзья, учителя и родители. И, как результат проектной деятельности, мои учащиеся неоднократные призёры школьных, районных и краевых  олимпиад по технологии. Работы учащихся имеют практическую направленность, используются как наглядные пособия на уроках изобразительного искусства, истории, культуры края, в организационно-развлекательных школьных и сельских мероприятиях, являются экспонатами школьного музея.

В моей работе неотъемлемой составной является связь с родителями. Классного руководства у меня нет, поэтому при содействии с классными руководителями проблемные вопросы, а также и благоприятные моменты по работе с учащимися решаются в рабочем порядке. 

Считаю, что родителей нужно приглашать на уроки - пусть мамы убедятся в том, как трудно обучать и воспитывать детей.

Исходя из опыта работы, могу утверждать, что основными результатами освоения учащимися образовательной области “Технология” являются:

  • овладение знаниями о влиянии технологий на общественное развитие, о составляющих современного производства товаров и услуг,  структуре организаций, нормировании и оплате труда, спросе на рынке труда.
  • овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями, необходимыми для  проектирования  и создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными  и эстетическими свойствами;
  • умения ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
  • формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда, самостоятельности, ответственного отношения к профессиональному самоопределению;

Постоянно занимаюсь самообразованием, которое осуществляется по плану: изучение сборника нормативных документов по математике Федерального компонента государственного стандарта образования; изучение федерального базисного учебного плана и программ потехнологии; изучение методической копилки элективных курсов; изучение опыта работы методического объединения; изучение публикаций журнала «Школа и производство» и газеты « Первое сентября»; самосовершенствование по владению ИКТ; систематическое информирование материалами сайтов школы, учебными сайтами Интернета и методической копилки учителей коллег.

12.01.2015 10:09


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!