СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Мой опыт работы в условиях ФГОС»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Смирнова Марина Анатольевна,

учитель начальных классов, МБОУ ВМР «Федотовская средняя школа»,

стаж работы 27 лет, в данном учреждении – 25 лет.

Шестой год работаю по УМК "Перспективная начальная школа".

Тема: «Мой опыт работы в условиях ФГОС»

Мое педагогическое кредо: «Делать то, что ты любишь – свобода

Любить то, что ты делаешь – счастье»

Мой девиз : «Не отступать и не сдаваться»

Для участия в процессах, происходящих в современном обществе, для того, чтобы постоянно идти в ногу со временем, необходимо умение постоянно учиться и организовывать свою деятельность, уметь планировать зону ближайшего и дальнего развития, сохранять цель и следовать ей, составлять план, уметь контролировать процесс и результаты своей деятельности, уметь различать трудности и правильно реагировать на неудачу. Уметь постоянно работать над своим характером, воспитывая в себе такие качества, как целеустремленность и настойчивость в достижении поставленной цели и готовности к преодолению трудностей.

Важно обучающихся, с самых первых дней, "готовить" к взрослой жизни: ориентированный подход, коммуникативно - диалоговую деятельность, здоровьесберегающие, развивающее обучение, компьютерные технологии. Использование каждой технологии преломляю на содержание обучения, уровень обучаемости младших школьников.

Главная цель: анализ и представление значимых результатов, которые обеспечат профессиональный рост учителя в обучении, воспитании, а также, мониторинг творческой и самообразовательной деятельности педагога, показать умения учителя решать профессиональные задачи, анализ стратегии и тактики профессионального поведения, оценки его деятельности.

Педагогические цели и задачи: повышать свой педагогический уровень, пополнять свою педагогическую копилку, принимать активное участие в методической работе школы и района, планировать свою деятельность и прогнозировать результаты своего труда.

С чего началась моя работа по ФГОС, Стандарты 2 поколения, хотя кто сказал, что 1 поколение было хуже? Устарели? Наверное, да. Целая, могучая, огромная страна училась и учила других. Все было выстроено логично, системно, имело огромный практический опыт и результат. Но это риторика. Передо мной, равно, как и перед моими коллегами стояла и стоит задача освоить Стандарты 2 поколения, ФГОС, чтобы и данные методы имели положительный практический результат, итоговый потенциал для дальнейшего освоения и успешного продвижения детьми в жизни.

Хотя, что говорить время поменялось, даже в самом прямом смысле – передача и прием, поиск информации изменился до неузнаваемости. На бытовом и социальном уровне изменения кардинальны: магазины, общение в интерне, сотовые тлф и мн.др. Было нелегко, даже трудно войти в колею, освоить, понять и принять. Но мы привыкли «не отступать и не сдаваться!»

Сразу я поставила задачу: освоить Стандарты так, чтобы был понятен результат и прогноз, как ближайшего, так и дальнего развития и ЗУН моих учеников. Формировать УУД младших школьников.

В первую очередь я решила, что все оставляющие урока на современный взгляд – технологическая карта урока с УУД в форме ФГОС обязательно должна присутствовать на каждом уроке, будь то математика и/или изо.

Но 1 класс, много не сделаешь с опорой на ученическую риторику, их еще надо всему научить, пусть даже через прием элементарного подражания - «повтори за мной»! Поэтому цель и задачи на своих первых уроках я проговаривала сама, дети просто повторяли за мной, но прошло совсем немного времени, примерно 10 дней, как более сильные ученики, со сформированной учебной мотивацией стали участвовать в целеполагании, четко ставить цель и задачи на тот и/или иной урок. Мне кажется, удачно я стала использовать прием работы в паре, изначально в форме игры:1в. – «учитель», 2 в. – «ученик». Соответственно первый задает вопрос, второй – отвечает, затем меняются ролями. Конечно, в 1 классе дети часто, и я считаю, что это справедливо – они должны где – то подобную модель поведения (обучения) на уроке увидеть, понять, освоить. Поэтому на начальных этапах ученики вопросы и ответы иногда просто повторяли за мной. Работа в паре мне очень помогает на сегодняшний день – в паре ученики обмениваются мнениями, вырабатывают единое мнение, помогают друг другу в выполнении тех или иных заданий. Конечно, очень помогает памятка (плакат) в этапе целеполагание: УЗНАТЬ… ПОНЯТЬ…НАУЧИТЬСЯ…ВСПОМНИТЬ… Его я использую на каждом уроке. На первом родительском собрании мамы и папы моих первоклассников отметили очевидные изменения в поведении детей в домашних условиях – дети говорят дома «без умолку». Я считаю, что такой результат дала моя ежедневная методика работы в паре.

Немного трудно было освоить и понять – как дети, ученики 1 класса могут выработать и оценить себя по критериям. Но здесь, как мне кажется, удачно помогла найти выход минутка чистописания в 1 классе. Какие критерии можно выработать в написании букв – я решила, что высота, наклон, расстояние и правильность соединений букв – это и есть критерии. А как же оценить могут себя первоклассник по данным критериям? Я нашла выход – «+»(плюсики), за каждый критерий ученик ставит себе «+». И в конце выполнения данного задания встают те, кто получил 3(4) плюса и т. д. по уменьшению или возрастанию. После того, как ребята «привыкли» к данному виду деятельности, ввела оценивание по этим же критериям в паре – для этого ввела зеленый цвет – это оценка соседа. Отсюда оценивать дети себя учились уже так, чтобы «плюсы» совпадали. Затем я ввела (добавила) собственное оценивание – ставила «плюсы» красным цветом и тогда стали результаты – у кого все три цвета «плюсов» совпадали. Ученики учились постепенно оценивать свою работу объективно.

Во втором классе я ввела уже и прогнозируемый результат своей деятельности - синим цветом дети ставят предполагаемый результат, например, в написании словарного диктанта и/или арифметического диктанта (математика), затем самопроверка – простым карандашом, а далее все по вышеперечисленной схеме. Дети в данный момент делают уже все эти этапы автоматически. Им интересно. У них заметно повысилась самооценка, они стали более «вольными», свободными, т. к. привыкли к оцениванию, как самостоятельно, так и других членов коллектива. У меня прекрасно работаю пары постоянного состава – за партой, так и сменного – с соседом сзади. Отсюда появилась прекрасная возможность варьировать домашнее задание – по силам учеников. У кого совпали все цвета в ходе проверки, тот выполняет задания или сложнее или больше и т. д. Здесь можно варьировать в зависимости от материала, темы и урока. Причем, в данный момент, многие ученики уже могут определить количество и степень сложности домашнего задания самостоятельно.

Очень удачно использую, на мой взгляд, работу в четверках: на уроке чтения раньше невозможно было спросить всех учеников д/з, особенно, если это стихи. Я «приспособила» проверку так: дети изначально в паре, а теперь уже в большей микрогруппе, проверяют у своих соседей, высказывают рецензию ( пожелания) в тактичной форме – это обязательное условие! Итак, за урок все дети «спрошены», «оценены». И у ребят остается ощущение, что его оценили, он рассказал, прочитал, готовился не зря.

Алгоритм продвижения к цели изначально проговаривала сама, затем дети, с трудом, не скрою, пытались сами внести пункты плана, затем, стала готовить вспомогательные карточки, где ребятам предлагаю поставить номера под пунктами алгоритма, расставить номера. На сегодняшний день мои ученики, очень многие, могут на уроке математики т. к. там более понятны формы работы над заданиями, вполне определить и обозначить № заданий темы для достижения цели урока и выполнения задач.

Очень меня занимает и нравится такой этап урока, как рефлексия, особенно, синквейн, мы с ребятами даже завели специальную тетрадь по литературному чтению, где записываем синквейны к произведениям. Конечно, сейчас этот этап ученики не могут еще пройти без моей помощи. Но надеюсь к 4 классу довести до автоматизма выполнение этого этапа урока. На других уроках дети свою деятельность оцениваю смайликами разного цвета: зеленый – понял (усвоил), могу помочь; желтый – понял сам, но помочь не могу; красный – много пробелов, нужна помощь. В некоторые моменты урока включаю такой прием: согласны – хлопают, не согласны – топают. Фиксация своего мнения и оценки работы на этапах урока разными цветами – на столах у детей лежат листы с приклеенными стикерами разного цвета – выражают свое мнение – согласны, затрудняюсь, нужна помощь, было интересно, узнал много нового, не понял, было скучно.

Проблемой или вернее, сказать целью следующего этапа работы считаю работу с ИКТ, а точнее над проектом, ведь Интернет и ИКТ прочно входят в нашу жизнь и владеть, с умом, всеми современными гаджетами необходимо учить и учиться самим. Прогресс неумолим. Хотелось бы видеть единую систему всех компьютеров для начальной школы в компьютерном классе. Организация исследовательской деятельности достаточно сложный процесс, основная проблема заключается в том, что количество учеников, желающих заниматься таким видом деятельности невелик, без помощи взрослых младшим школьникам просто не обойтись, вести длительную кропотливую работу. Этим объясняю свои неудачи, когда интересные темы бросались детьми через месяц – полтора работы. Младшим школьникам очень сложно подготовить проект, как вид домашнего задания, они используют готовые сообщения. Сейчас удается только подготовить тематические газеты. И потом не у всех детей есть интернет и даже компьютер. Мне очень помогает в продвижении к этой цели то, что сейчас я веду уроки информатики и кружок по программе ПервоЛого. Надеюсь, что в скором времени мои ребята смогут организовать и освоить работу над проектом. Но ни один исследовательский проект не поможет ученику выучить таблицу умножения, увеличить технику чтения, научиться правильно определять падежи, здесь необходимо обычное трудолюбие, которое необходимо воспитывать с младшего возраста, эти приемы работы помогают заинтересовать, нужна большая практическая деятельность.

Моих учеников отличают такие качества, как дружелюбие, общительность, терпимость друг к другу, взаимовыручка, сплоченность. Они привыкают с самого первого момента обучения общаться, разговаривать, спорить, обсуждать, приходить к единому мнению, помогать другому. Я их часто пересаживаю, раз в месяц, считаю, что так они быстрее привыкают к работе в паре с разными партнерами.

Родительские собрания я тоже пытаюсь проводить в новой манере: с решением проблемных ситуаций, с различными анкетами и памятками, презентациями, в форме круглого стола, чтоб родители на практике могли почувствовать, как и в какой форме проходят уроки у их детей. Провожу открытые уроки специально для родителей. Не скрою, изначально была реакция родителей довольно молчаливая, сдержанная, но я решила, что в первую очередь новая форма родительских собраний нужна мне, а они взрослые люди поймут чуть позже. Такой подход требует больших затрат на предварительную подготовку и жаль, что результат будет виден только через какое- то время, но родители моих учеников тоже другие, их порой нужно учить и рассказывать элементарные вещи – как разговаривать со своими детьми, как выражать, какими словами родительскую любовь и т. д.

Я вижу свой труд в моих выпускниках – 6классниках, не бывает ни одного дня, чтоб они меня не навестили, каждый день они заходят и интересуются, как у меня дела, а в свою очередь пребываю в курсе их дел, проблем и новостей. На сегодняшний день они сами могут организовать работу для участия в конкурсах и мероприятиях различного уровня. Организуют свой досуг и продолжают оставаться такими же дружными и сплоченными. Мы с ними осваивали УМК «ПНШ», у нас был непилотный проект в работе над данной программой.

Считаю, что свою работу нужно начинать с того, чтобы полюбить своих учеников, пропустить их через свое сердце, это очень трудно и потом бывает больно расставаться, но результат – детские улыбки и счастливые глаза стоят того, чтобы отдавать любимой работе частичку своего сердца.

Хотелось бы высказать свое мнение о нововведенных УМК. Большим пробелом считаю то, что исключили уроки по внеклассному чтению; в УМК "ПНШ", практически отсутствуют произведения советских писателей, нет произведений, на которых можно воспитывать необходимые человеку и гражданину качества, как чувство патриотизма, любви и гордости за свою Родину, полностью вырезаны произведения, где на первом месте стоит человек труда, рассказы, где говорится о рабочих профессиях. В математике, практически, отсутствуют упражнения, где можно отрабатывать вычислительные навыки. Школа должна, просто обязана давать ребятам прочные знания, а без опоры на практическую деятельность приобретение ЗУН становится затруднительно.

Литература:

1.Рабочая тетрадь, авторы Гугова Л. С., Игнатьева А. С. и др. Вологда 2013 год.

2.Листы оценки индивидуальных достижений обучающихся начальной школы, автор Кокарева З. А. Вологда 2012 год.

3.Социальная сеть работников nsportal.ru

4.KopiLkaurokov. ru

14.02.2016 14:53


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!