СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение инновационных технологий на уроках математики для развития творческой инициативы и мотивации учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Нажмите, чтобы узнать подробности

Глобальные реформы в системе образования РФ сейчас происходят повсюду. Они затронули все направления от дошкольных образовательных организаций и школы до высших учебных заведений.

Модель образования ХХ1 века – образовательное общество. Непрерывное образование должно стать основой жизни человека, условием его профессиональной мобильности, развития потенциала, творческой жизни.

Если в недавнем прошлом основной задачей, стоящей перед учителем, была передача ученикам определённой суммы знаний, то в настоящее время на первый план выдвигаются следующие задачи:

  • развития творческого мышления учащихся в процессе обучения,
  • умение ими самостоятельно пополнять свои знания,
  • ориентироваться в стремительном потоке современной научной информации,
  • развивать их способность адаптироваться к постоянно меняющимся жизненным ситуациям,
  • искать пути нестандартного разрешения ситуаций и проблем.

Для этого учителю необходимонакаждом уроке создавать условия не только для усвоения знаний, но и для развития личностных качеств учащихся. А, значит, сформировать такие качества личности как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.

Работая много лет с детьми, находящимися на длительном лечении в областной клинической больнице, я пришла кследующим выводам: основными педагогическими условиями успешного обучения и воспитания школьников, находящихся на временной госпитализации являются:

  • глубокое знание личности больного, учет индивидуальных особенностей и здоровья обучаемого ребенка;
  • установление тесного контакта, доверительных отношений между педагогом и учеником, определение правильного тона в общении с ним;
  • выявление мотивации учения и способностей каждого ребенка, учет уровня обученности и воспитанности;
  • взаимосвязь лечения, обучения и воспитания;
  • создание надлежащих бытовых условий.

Всё это помогает мне правильно выбрать темп урока, методику изложения материала, технологические приемы, чтобы устранить пробелы в знаниях учащихся и развивать их познавательную активность, побуждает к поиску адекватных педагогических технологий и использование их в своей практике. Что же это за технологии? В основу моей работы положен системно-деятельностный подход с применением элементов следующих педагогических технологий:

  • Здоровьесберегающая технология
  • Технология уровневой дифференциации;
  • Технология проблемного обучения;
  • Информационно-коммуникационные технологии,
  • Метод сигнальных карточек (по В.Ф.Шаталову)
  • Проектный метод;
  • Групповая технология (технология сотрудничества)
  • Технологияигрового обучения;
  • Тестовая технология;
  • Технология развития критического мышления

При работе с детьми, находящимися на длительном лечении в ГБУ РО «ОДКБ им. Н.В.Дмитриевой», здоровьесберегающие технологии имеют глобальное значение.Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий. При подготовке и проведении урока, учитываю:

  • дозировку учебной нагрузки;
  • построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности; соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, хорошая освещенность, чистота);
  • благоприятный эмоциональный настрой;
  • профилактику стрессов (работа в парах, группах, стимулирование учащихся); оздоровительные моменты и смена видов деятельности на уроке, помогающие преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность;
  • соблюдаю организацию учебного труда (подготовка доски, четкие записи на доске, применение ИКТ).

Дифференциация способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей, развитию самостоятельного и творческого мышления.

Структура процесса проблемного обучения представляет собой систему связанных между собой и усложняющихся проблемных ситуаций. Проблемная ситуация – состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения.

Обучающиеся строят гипотезы, аргументируют, рассуждают, доказывают. Здесь использую несколько форм проблемного обучения:

  1. Проблемное изложение, когда учитель демонстрирует ученикам логику решения проблемы (минимум познавательной самостоятельности).
  2. Частично-поисковая деятельность, которая направляется с помощью специальных вопросов, побуждающих учеников к самостоятельному рассуждению, активному поиску ответов на проблемные вопросы.
  3. Исследовательская деятельность, которая представляет собой в полной мере самостоятельный поиск обучающимися путей и способов решения проблемы

Проблемную ситуацию создаю путём применения следующих методических приемов:

  • подвожу к противоречию и предлагаю самим найти способ его разрешения;
  • при ответе на один и тот же вопрос рассматриваем разные точки зрения, обсуждая и доказывая их;
  • побуждаю делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
  • использую противоречивые факты и взаимоисключающие точки зрения;
  • вместе с учениками ставим конкретные вопросы (на обобщение, обоснования, конкретизацию, логику рассуждения);
  • ставлю перед обучающимися проблемные задачи.

Обязательное условие успешной работы‑ обратная связь, которая осуществляется по ходу урока.

Информационно-коммуникативные технологии.Главным преимуществом этих технологий является наглядность, так как большая доля информации усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении. Информационные технологии помогают сделать процесс обучения творческим и ориентированным на учащегося. ИКТ использую на уроках, применяя образовательные и обучающие программы, создаю к урокам презентации, использую мультимедийное оборудование для показа видео по различным темам разделов курса математики. Использование ИКТ на уроках математики мне позволяет: сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей; эффективно решать проблему наглядности обучения; расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся. Заметила, что учащиеся проявляют больший интерес к теме, когда при объяснении нового материала применяются презентации. Даже пассивные учащиеся с огромным желанием включаются в работу. Использую ИКТ на разных этапах урока: устный счёт, при объяснении нового материала; при закреплении, повторении, на этапе контроля.

Метод сигнальных (опорных) карточек (по В.Ф.Шаталову) предусматривает использование на уроках различных памяток, схем, плашек, символов. Дети читают по абзацам текст и составляют опоры, которые помогают им в дальнейшем лучше воспринимать материал.

Технология проектов предусматривает обязательное наличие проблемы требующей исследования. Это определенным образом организованная поисковая, исследовательская деятельность учащихся индивидуальная или групповая, которую учащиеся, несмотря на то, что находятся на лечение в больнице, с интересом выполняют в течение определенного отрезка времени. «Рязанский край в примерах и задачах», «Путешествие по Рязанскому Кремлю» - эти проекты вызвали у детей особый интерес. Конечно, написание их не обошлось и без моей помощи.

Групповая технология (технология сотрудничества) позволяет организовать активную самостоятельную работу на уроке. Это работа учащихся в статической паре, динамической паре при повторении изученного материала, позволяет в короткий срок опросить всю группу, при этом ученик может побывать в роли учителя и в роли отвечающего, что само создает благоприятную обстановку на уроке. Так же применяю взаимопроверку и самопроверку после выполнения самостоятельной работы. Учащийся при этом чувствует себя раскованно, развивается ответственность, формируется адекватная оценка своих возможностей, каждый имеет возможность проверить, оценить, подсказать, исправить, что создает комфортную обстановку.

Я считаю, что использование на уроках игровых технологий обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Так включение в урок игровых моментов делает процесс обучения более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает преодолевать трудности в обучении. Я использую их на разных этапах урока. Так в начале урока включаю игровой момент «Отгадай тему урока», при закреплении изученного материала – «Найди ошибку», кодированные упражнения. Так же мною разработаны викторины, часы занимательной математики. Всё это направлено на расширение кругозора учащихся, развитие их познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.

Задания на тестовой основе получили широкое распространение в практике преподавания. Я их использую на различных этапах урока, при проведении занятий разных типов, в ходе индивидуальной, групповой и фронтальной работы, в сочетании с другими средствами и приемами обучения. Сегодня существуют разнообразные варианты тестов. На мой взгляд, тесты, созданные самим учителем, позволяют наиболее эффективно выявлять качество знаний, индивидуализировать задания, учитывая особенности каждого ученика.

Технология развития критического мышления. Цель данной образовательной технологии – развитие интеллектуальных умений школьников, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.). Иными словами, главная цель – развитие интеллектуальных способностей обучающихся, позволяющих учиться самостоятельно.

Основу данной технологии составляет базовая модель трёх стадий «вызов – реализация смысла – рефлексия», которая помогает ученикам самим определять цели обучения, осуществлять продуктивную работу с информацией и размышлять о том, что они узнали.

Обучающиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.

Как же я применяю эти технологии, работая с детьми, находящимися на длительном лечении в областной детской клинической больнице?

Уроки проводятся в классе, в палатах в травматологическом, терапевтическом отделениях или у постели ребенка (если у него постельный режим). На каждом уроке собирается группа детей, которые в обычной жизни живут в различных регионах России, учатся по различным учебникам и в разных классах. Каждый день состав группы может меняться, т. к. у ребят параллельно проходят лечебные процедуры. Моя задача - продолжить обучение ребенка в соответствии с его региональными учебниками, да еще и объяснять не хуже его школьного учителя. Постепенно у меня выработался свой стиль проведения урока. Чтобы такой урок прошел успешно, от меня требуется не только хорошее знание различных программ, но и умение быстро ориентироваться в любом материале, разрешать любую психологическую ситуацию. Весь материал к уроку, способы и формы работы, стиль общения, формы контроля развития личности ученика выбираются исходя из особенностей конкретного ученика.Урокв нашей школе с детьми, находящимися на длительном лечении в детской клинической больнице – часть лечебного процесса. Я считаю, что мой урок математики – это урок с гибкой структурой, позволяющий мне реагировать на ситуации, возникающие на уроках, и даже менять в допустимых пределах план отдельного урока в соответствии с обстоятельствами. Определив границы имеющихся уже знаний у учащихся, я намечаю этапы последующего изучения темы, пути продвижения к цели. Затем в результате совместной деятельности моей и детей осуществляем изучения материала. При этом применяю различные формы и методы обучения: словесный, наглядный, практический. На каждом своем уроке я пытаюсь создать ситуацию успеха. Успех в учении – источник внутренних сил ребёнка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться, желания жить. Моя задача состоит в том, чтобы дать возможность ученику пережить радость достижения цели, осознать свои возможности, поверить в себя.

Категория: Математика
10.09.2023 17:04


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!