СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение ДЭНС-терапии в логопедической работе с дошкольниками

Нажмите, чтобы узнать подробности

ДЭНС-терапия успешно применяется для лечения многих заболеваний и не имеет возрастных ограничений. Клинически подтверждена ее эффективность у детей с болезнями органов дыхания, мочевыделения, глаз, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы и нервной системы функционального характера. А также динамическая электронейростимуляция очень активно используется в практике логопедов

Как показывают исследования, применение ДЭНС-терапии в коррекционной работе логопеда помогает сократить время становления правильного звукопроизношения, развить фонематические процессы, улучшить координацию мелкой моторики рук, т.е. повысить качество устной речи детей дошкольного возраста.

Опираясь на опыт использования метода динамической электронейростимуляции у детей дошкольного возраста можно говорить о его реальном эффекте и целесообразности применения в качестве дополнительного средства в системе логопедической коррекции.

Динамическая электронейростимуляция – это лечебный метод XXI века. Однако он возник не на пустом месте. Не углубляясь в совсем давнюю историю, стоит отметить, что психоневролог Л.А. Щербакова еще в 70-80 годах XX века разработала и внедрила в практику методики точечного массажа, а затем и электростимуляции слабыми синусоидальными (импульсными) токами при логопедических нарушениях. ДЭНС также относится к импульсным токам и может применяться для коррекции логопедических нарушений. Это подтверждено двадцатилетней практикой и исследованиями.

В ДЭНС-терапии используется ток малой частоты – от 1 до 200 Гц. Эти частоты в физиотерапии называют инфранизкими. Именно этим очень малым воздействием на организм и объясняются минимальные противопоказания и отсутствие возрастных ограничений.

Динамическая электронейростимуляция взаимодействует с организмом через нервную систему – прямого воздействия на внутренние органы не оказывается. Ток не проникает под кожу; во время процедур не происходит разогревания, механического массажа, давления или облучения каким-то чужеродным для человеческого организма фактором – происходит только раздражение нервных окончаний кожи нейроподобным импульсом, который воспринимается центральной нервной системой как «родной». Это и физиотерапия, и рефлексотерапия в одном аппарате.

ДЭНС можно применять с первого дня жизни ребенка (при наличии показаний). Есть множество описанных и опубликованных клинических наблюдений и исследования эффективности ДЭНС в неонаталогии. ДЭНС используется специалистами в логопедии, в реанимационных мероприятиях в родовом зале, для ведения недоношенных детей, с поражением ЦНС, с желтухой новорожденных, родовыми травмами и с другими патологиями.

Динамическая электронейростимуляция в логопедии применяется практически при любых нарушения: при общем недоразвитии речи, задержке речевого развития, дизартрии, дисфазии, алалии, заикании, ДЦП, аутизме, гиперактивности, синдроме дефицита внимания и других. В качестве иллюстрации масштаба этого применения можно привести обзор работ психоневролога Н.Г. Лисецкой (Приморский Институт вертеброневрологии и мануальной медицины, Владивосток).

Как удалось выяснить авторам, ДЭНС способствует улучшению состояния мышечного тонуса органов артикуляции. Наблюдалось расширение объема речевого дыхания и голосообразования, улучшение зрительно-моторной координации и памяти. Большинство детей стали легче вступать в контакт со сверстниками, выполнять обучающие программы.

Другой впечатляющий пример приводит Н.А. Черлина. Это представитель Московской областной психоневрологической больницы для детей с поражением ЦНС и нарушением психики, где также на протяжении нескольких лет ДЭНС применялась в комплексном лечении более 1700 детей. Выводы, к которым пришли в этой работе, сходны с предыдущим примером. Исследователи получили следующие результаты: улучшение в состоянии мышечного тонуса органов артикуляции, повышение мышечной активности мимической и артикуляционной мускулатуры, увеличение объема артикуляционных движений, расширение объема речевого дыхания и улучшение качества голосообразования, увеличение объема зрительного восприятия, повышение самоконтроля ребенка

Для коррекции речи проводят курсы ДЭНАС-процедур, на которых обрабатывают такие речевые зоны и точки, как:

- язык,

- круговая мышца рта,

- подчелюстная зона,

- яремная ямка,

- межлопаточная зона,

- шейно-воротниковая зона,

- 2-й шейный позвонок,

- подушечки пальцев,

- точка хэ-гу,

- центральные речевые зоны (зона скальпа – область зон Брока, Вернике),

- зоны общего действия (тройничная зона, околопозвоночные зоны).

При этом в зависимости от конкретной ситуации используют частоты: 77, 7710, 10, 20, 77АМ, программу МЭД, скрининг. Обычно проводят одну процедуру в день, на процедуре обрабатывается от 1 до 3 зон и берется от 1 до 3 частот. Мощность воздействия и время процедур определяют с учетом возраста ребенка. Лечат также сопутствующие логопедическим симптомы, например, если возникла боль в горле, то добавляют обработку соответствующих зон. Разумеется, чтобы получить хороший результат, необходим курс процедур, а в некоторых случаях – несколько курсов.

Использование аппаратов ДЭНС-терапии в логопедии позволяет обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку. В результате процедур нормализуется мышечный (и гипер-, и гипо-) тонус в речевой и мимической мускулатуре улучшается зрительно-моторная координация и качество речевых движений стимулируются безусловные рефлексы (жевание, глотание, слюнообразование). Важными сопутствующими эффектами являются уменьшение возбудимости и нормализация сна. Также можно получить и другие эффекты.

Также важно, что ДЭНАС-аппараты в логопедии для коррекции речи можно использовать как специалистам-дефектологам, так и обычным людям в домашних условиях. Идеальный во всех смыслах вариант: домашнее применение под руководством специалиста. В таком тандеме удаётся добиться лучшего результата за счет регулярности процедур и правильного подбора методики.

Список источников:

  1. Брошюра «Клиническое применение аппаратов динамической электронейростимуляции. 2016 год» https://denas-burg.ru/science
  2. Вебинар «ДЭНС терапия при речевых нарушениях» https://youtu.be/JVZ1zwpsHAA
  3. Н.А.Коршунова, Л.В.Порицкая. Применение динамической электростимуляции в логопедической практике / Логопед. 2007. №4. С.27-31.
Категория: Логопедия
18.03.2024 19:25


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!