СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Причины и последствия детской агрессии и пути коррекции в семье

Нажмите, чтобы узнать подробности

Причины и последствия детской агрессии и пути коррекции в семье

Детская агрессивность – явление, связанное с психологическими особенностями любого возраста. Родителям, чтобы агрессивность не стала устойчивой личностной чертой, следует разбираться в этих особенностях. Родители должны обучить себя и своих детей контролировать свои эмоции, выражать гнев и агрессивность в приемлемых обществом формах. Агрессивным часто называют ребенка, который дерется, причиняет боль другим детям, взрослым, угрожает. Как правило, все жалобы родителей и педагогов на агрессивного ребенка укладываются в описанное поведение. Специалисты же склонны разделять такие понятия, как агрессивное поведение и агрессивный ребенок (где агрессивные проявления являются личностной чертой). Следует четко различать агрессивное поведение ребенка, что является естественным для того или другого периода его развития, и агрессию, как устойчивую черту его личности. Агрессия – есть активная форма выражения эмоции гнева, которая проявляется через нанесение ущерба человеку или предмету. Гнев – одна из основных и важнейших эмоций человека. Даже у только что родившегося ребенка мы уже можем определить состояние, когда он доволен и когда недоволен. Его недовольство проявляется в крике, движении тела, выражении лица. Нужна ли эмоция гнева современному человеку и в каком количестве? Да, конечно. Гнев мобилизует энергию человека. Умеренный гнев придает силы и уверенности, смелости, а небольшая доля злости позволит выступить в свою защиту. Кроме того, экспериментально доказано, что подавление гнева, или запрет на него, может нарушить адаптацию человека. Последние исследования в области изучения агрессивности у человека показали, что на формирование данной черты влияют несколько моментов:

  1. Негативное отношение матери (ее отчужденность от ребенка, постоянная критика, равнодушие).
  2. Терпимость матери к проявлению агрессии ребенка по отношению к другим детям и взрослым (т. е., поощрение такого поведения).
  3. Суровость дисциплинарных воздействий (физическое наказание, унижение, игнорирование).
  4. Индивидуальные особенности темперамента ребенка (возбудимость и вспыльчивость).

Лишь ¼ от перечисленного относится к врожденным особенностям, а ¾ - к социальному окружению ребенка, в котором основная роль отводится матери. Помните, что у агрессивных родителей, как правило, вырастают агрессивные дети. Чтобы воспитывать желаемое поведение у своих детей, следует разобраться со своим собственным.

Что еще может способствовать развитию агрессии? :

  1. Школьная нагрузка.
  2. Учитель.
  3. Другие дети.
  4. Семья.

Случается, что адаптация в школе прошла успешно, все нормализовалось, и вдруг сын или дочь становятся неуправляемыми. Причиной может стать резко возросшая учебная нагрузка. Причем, у некоторых детей в школе не наблюдается никаких вспышек злости, агрессивности, а дома родители не знают, как себя с ними вести. Иногда учителя жалуются на агрессивность детей во время перемены. Что делать в таком случае? Конечно, изменить саму школьную систему одному родителю нереально. Но что по силам родителю – подойти очень серьезно к выбору школы и программы для своего ребенка. Нужно исходить из интересов и здоровья ребенка, а не из своих амбиций. Роль учителя в жизни вашего ребенка очень важна. Это второй авторитет после родителей, а то и первый. Сколько проблем взрослых людей связано с оценкой их учителем! Учитель может помочь справится ребенку с агрессивностью, а может своим необдуманным поведением вызвать ее. Мнение учителя очень влияет на статус ученика в классе и сказывается на его отношениях с детьми. Таким образом, школьник может оказаться в атмосфере давления и неприятия. Это вызывает гнев, который выражается либо через агрессию по отношению к учителю и одноклассника, либо через личностные проблемы самого ребенка. Поэтому, подходите очень серьезно к выбору учителя, а если уже есть конфликт между учителем и вашим ребенком, необходимо очень внимательно и непредвзято разобраться в сложившейся ситуации. Класс – это большая детская группа, коллектив. Со своими особенностями и законами. И очень важно для ребенка занять свое место среди одноклассников. Чем старше становятся дети, тем большую роль играют личностные особенности детей, и, как правило, проявляются неформальные лидеры. Какой статус в группе сверстников займет ребенок, во многом зависит от его умения общаться: привлекать к себе внимание вербально и не вербально, понятно для других излагать свои мысли и желания, понимать и пояснять поступки других. Если ребенок всем этим владеет, то он, как правило, привлекает к себе внимание и учителя и детей, умеет установить с ними контакт, и положение его в группе всегда достаточно высоко. На формирование агрессивности в первую очередь влияет семья. И если в семье, особенно со стороны матери, ребенку недостает любви, заботы, внимания, т.е., нет эмоционального контакта, то он будет пробовать различные способы, чтобы компенсировать это. На хорошие поступки такие родители обычно не реагируют, принимая их как должное. А вот на агрессивные, антисоциальные поступки ребенка, которые нарушают их собственное состояние или каким – то образом затрагивают мнение окружающих о них, реагируют быстро и эмоционально… Если нет образца для воспитания сочувствия и переживания, любви (личность ребенка формируется без опоры на эти чувства); Если агрессивное поведение демонстрируется родителями (копируется ребенком); Если агрессивное поведение закрепляется на поведенческом уровне (родительское внимание), то агрессивность ребенка развивается и закрепляется.

Методы снятия агрессивности.

  1. Большая мягкая игрушка («для битья»).
  2. Игры с водой, песком, глиной.
  3. Лепка из глины, пластилина.
  4. Подвижные игры.
  5. Релаксация, расслабление.
  6. Массаж, самомассаж.
  7. Чередование движения и покоя.
  8. Сказкотерапия.
  9. Создание ситуаций успеха.
  10. Упражнения на снятия эмоциональной тревожности через релаксацию и рисунки.
  11. Тренинг на узнавание различных эмоций.
  12. Проигрывание проблемных ситуаций.
  13. Обучение способам эффективного общения.
06.01.2019 15:55


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!