СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
«ДЕТСКАЯ АГРЕССИЯ».
Родительское собрание «Детская агрессия».
Цель: формирование у родителей выявлять причины агрессивности детей и корректировать своё поведение в отношениях с ребёнком в конфликтных ситуациях.
Задачи:
1.Выявить причины детской агрессии.
2.Ознакомиться с методами коррекции агрессии.
3.Наметить пути сотрудничества педагогов и родителей в профилактике детской агрессивности.
ХОД СОБРАНИЯ.
Подготовительный этап.
1. Провести 2 опроса детей по данной теме.
2. Провести беседу со школьным психологом с целью выяснения причин детской агрессии.
3. Подготовить текст для педагогического всеобуча.
4. Подготовить памятки для родителей.
Организационный этап.
Уважаемые мамы и папы! Сегодняшнюю встречу мне хотелось бы начать с разговора о проблеме детской агрессии. Этот разговор не случаен. Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров, компьютеров. Агрессию проявляют не только подростки и взрослые, как принято считать. Агрессию проявляют и малыши. С чем это связано? Как бороться с проявлением детской агрессии? На эти и другие вопросы мы пытаемся сегодня ответить.
«Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми» (О.Уайльд)
В современный период развития нашей страны, когда идеалы пионерии и комсомола перестали быть значимыми, а новая философия, идея воспитания гражданина отсутствует, вряд ли найдётся человек, который бы утверждал, что не происходит нарастание агрессивности нашего общества в целом и отдельной личности в частности. Агрессия «молодеет» с каждым годом. И педагогам, и родителям в таких условиях повседневной жизни трудно определиться, на что должны быть направлены их усилия, чтобы помочь адаптироваться ребёнку в мире, полном насилия и агрессии.
Сегодня перед нами стоят следующие задачи родительского собрания
1.Выявить причины детской агрессии.
2.Ознакомиться с методами коррекции агрессии.
3.Наметить пути сотрудничества педагогов и родителей в профилактике детской агрессивности.
Этап педагогического всеобуча.
Агрессивное поведение детей станет понятнее, если разобраться в сущности самого понятия агрессии.
Обычно под ней понимают действия или только намерения, имеющие целью причинение вреда другому человеку, предмету. Агрессия может проявляться как физически(нанесение вреда здоровью людей, порча предметов), так и вербально, т.е. словесно (оскорбления, угрозы, преследования и др.).
Для чего вообще людям агрессия
Столкновение же с детской агрессивностью всегда вызывает у родителей недоумение, растерянность. Обычно первое, что делают родители – наказывают ребёнка. Если проявление агрессии становится постоянным, они могут обратиться к психоневрологу. Но проявления жестокости и непослушания не всегда свидетельствует о наличии у детей каких – либо психических отклонений. Часто ребёнок, сталкиваясь с неразрешимой для него проблемой, просто не знает, как себя правильно вести. Чтобы помочь ему, необходимо, прежде всего, выяснить возможные причины его агрессивности. Давайте рассмотрим их подробно.
Период развития ребёнка в 5-6 лет противоречив. У детей возникает чувство взрослости. В организме происходят изменения, расширяются права и обязанности в семье. Возникают противоречия в отношениях со старшими. Родители и учителя взывают к чувству взрослости ребёнка, когда напоминают ему о его обязанностях. Но, зачастую, не могут преодолеть в себе стремление ограничить его самостоятельность. И, наоборот, сам младший подросток, требуя отношения к себе, как ко взрослому, не всегда умеет правильно распорядиться своими правами. Общение со сверстниками для него становится большей ценностью, чем общение с родителями, учителями. Но потребность самоутвердиться, найти своё место в коллективе не всегда удовлетворяется в той мере, как хотелось бы ребёнку. Агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иногда понимают поведение окружающих как враждебное. Например, дружеское подтрунивание над внешним видом, поступком, ошибкой в выполнении задания, они могут воспринимать как насмешку, оскорбление. Отсюда возникает желание дать «отпор» обидчику.
Агрессивное поведение родителей в отношениях между собой и своими детьми: оскорбления, крики, хамство, унижение друг друга – всё это приводит к тому, что такое общение становится нормой жизни для ребёнка.
Противоречивое поведение в отношении к ребёнку, когда мама и папа предъявляют к нему противоречивые требования, также может спровоцировать проявление агрессивности. Например, отец считает, что ребёнок должен переделать домашнее задание, а мать жалеет его, не проявляет настойчивости. И всё это происходит на глазах у сына или дочки. Такие споры между родителями, особенно, если они повторяются регулярно, также могут привести к проявлению агрессии.
4.Непоследовательность родителей.
Непоследовательность родителей в формировании нравственных ценностей, когда сегодня им удобны одни нормы в поведении детей, а завтра другие. Ребёнок видит нечестность, непорядочность, несправедливость, болезненно переживает такие ситуации. Это приводит к озлоблению, агрессивности по отношению к взрослым.
Некоторые черты его характера также могут обуславливать агрессивность. Дети с гипервозбудимостью, раздражительные, склонные к эмоциональным вспышкам нуждаются в помощи специалиста.
Как мы выяснили, детская агрессия может быть следствием разного рода причин: нарушения внимания, проблем общения, неудач в учёбе. Поэтому в каждом конкретном случае важно понять, когда агрессия ребёнка возникает в результате конфликтной ситуации, а когда это – следствие проблем личностного развития.
У нас в классе были проведены опросы детей:
Каких людей ты считаешь агрессивными?
Как бы ты поступил, если бы встретился с агрессивным взрослым (ребенком)?
Ребенок:
· Часто теряет контроль над собой.
· Часто спорит, ругается со взрослыми.
· Часто отказывается выполнять правила.
· Часто специально раздражает людей.
· Часто винит других в своих ошибках.
· Часто сердится и отказывается сделать что-либо.
· Часто завистлив, мстителен.
· Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.
- Уважаемые родители, когда Вы замечали в своих детях признаки агрессии и в чём она проявлялась? (ответы родителей)
Наиболее распространёнными являются следующие жалобы родителей: 1.Агрессия проявляется в высказываниях ребёнка (грубость, неприличные слова)
2.Ребёнок агрессивен по отношению к окружающим (дерётся)
3.Агрессия проявляется в рисунках, сочинениях, играх ребёнка.
4.Редко, но встречается такая форма, как аутоагрессия – причинение вреда самому себе.
5.Агрессия по отношению к животным.
Итак, что делать, если ваш ребёнок агрессивен в своих высказываниях. Чаще всего в этом виноваты сами взрослые. Кто – то из членов семьи пусть редко, но «выпускает пар» таким способом. У детей закрепляется вывод: если что – то не получается, если тебя не понимают, если нет другого выхода для снятия напряжения, можно поступать таким образом. Так называемые бранные или неприличные слова рано или поздно появляются в лексиконе каждого ребёнка. Часто родители малышей, услышав впервые такие слова из уст своего ребёнка, не сердятся, а удивляются, как такой малыш уловил интонацию и предназначение этих слов. У кого – то это быстро проходит, с кем – то приходится вести разъяснительные беседы. Проблема засорения нашей речи «ненормативной лексикой» в настоящее время регулярно обсуждается. Уже стали привычными и не шокируют взрослых телезрителей «крепкие» выражения в теле- и радиопередачах, в книгах, газетах, журналах.
Поэтому совсем неудивительно, что современные дети не только рано узнают о существовании подобных слов, но и начинают их активно использовать. При этом они вряд ли понимают, что эти слова означают. Почему же в таком случае эти «нехорошие» выражения закрепляются в их речи? Что детей в них привлекает? Прежде всего, эмоциональность, с которой эти слова произносят окружающие. Для подростков ругающийся человек – это взрослый, бесстрашный, никого и ничего не признающий.
Иногда, когда у ребёнка не складываются отношения с родными он, заметив, что эти слова шокируют окружающих, начинает использовать ругательства, чтобы позлить, подразнить взрослых. В этом случае бранные слова становятся ещё одним орудием мести.
Таким образом, если взрослые начнут принимать меры искоренения этих слов из речи детей, возникнет противоречие, фальши в связи с тем, что ребёнок наблюдает вокруг: на улицах, на экранах телевизоров, и, к сожалению, иногда и дома. Наверное, в этом случае лучше всего объяснить ребёнку, что для определённых слов есть своё время и место. Может, это утверждение вызовет у родителей недоверие, удивление, гнев, но, согласитесь, это лучше, чем вызвать недоверие детей.
Бесполезно постоянно ругать детей за использование неприличных слов или запрещать их произносить. Это сделает ругательства ещё более привлекательными в глазах ребёнка, он будет их употреблять, но постарается, чтобы вы этого не слышали. Но в этом случае услышат другие люди. Тогда информацию о поведении своего ребёнка вы будете узнавать от учителей, соседей, знакомых.
Итак, каковы же советы психолога, если агрессивность ребёнка проявляется в употреблении нецензурных выражений?
Наиболее часто встречается всё же агрессия, направленная на окружающих людей.Физическая агрессия по отношению к окружающим у ребёнка бывает по нескольким причинам:
- желание самоутвердиться;
- защита (а лучшая защита нападение);
-от безысходности;
-от несдержанности.
Если в остальных случаях такое происходит от неуверенности в себе и тревожности ребёнка, то этот вариант – показатель неумения вести себя, отсутствия навыков культуры поведения, избалованности, эгоизма. Чтобы быть успешным в обществе, человек должен научиться договариваться, уступать, сдерживать свои эмоции, выражать их более приемлемым способом. Это нужно развивать с раннего детства, опираясь на реальные ситуации. Чем больше уделяется этому внимания в жизни малыша, тем легче будет подростку реализовать себя в будущем. Ведь умение находить компромисс, уважать мнение других людей – неотъемлемая составляющая любой профессиональной деятельности.
Какие же рекомендации можно дать родителям?
1.Остаться одному в комнате и высказать всё, что накопилось, в адрес того, кто его разозлил.
2.Когда сложно сдержаться, можно бить ногами и руками специальную подушку, рвать газету, комкать бумагу, бегать вокруг дома, бить по кровати, написать все слова, которые хочется высказать в гневе.
3.Успокоиться помогают глубокие вдохи или счёт до десяти, перед тем, как что – то сказать или сделать. Также можно послушать музыку, громко попеть или покричать под неё.
Следующее направление выражения агрессии детей – это их игры. Они начинают появляться впервые в 4 -5 лет. Детей привлекают отрицательные герои, и многие охотно применяют на себя роли таких персонажей. Если вспомнить наше с вами детство, то можно с уверенностью сказать, что мы выбирали только роли положительных персонажей. Современные дети растут с другими идеалами. Это связано с тем, что многие отрицательные герои более могущественны и поэтому привлекательны для ребёнка. Если ребёнок в глазах окружающих не выглядит хорошим, то он принимает на себя отрицательную роль. Он своим выбором сообщает окружающим: «Вы говорите, что я плохой, я и буду плохим, вам назло!». Такой ребёнок, несомненно, нуждается в помощи специалиста.
Иногда агрессия наблюдается в рисунках, сочинениях школьников. Это выражается в прогнозировании различных катастроф, несчастных случаев, в рисовании жестоких сцен. Такие случаи, скорее всего, иллюстрируют высокий уровень тревожности ребёнка. Школьник испытывает постоянные и длительные неудачи в учёбе, родители упрекают его в том, что он не оправдывает их надежд, и он не чувствует поддержки дома. В этом случае нужно уменьшить нагрузки, помочь ему реализоваться в других видах деятельности.
Некоторые дети, сталкиваясь с трудностями, направляют агрессию на самих себя.Ребёнок может причинять себе боль, унижать, оскорблять себя. С такими проявлениями агрессии необходимо как можно раньше обратиться к детскому психиатру и невропатологу. Подобное поведение психиатры называют само агрессией, или аутоагрессией. Оно вызвано неуверенностью в себе, порождается недостатком родительской любви, тепла, понимания со стороны окружающих, но может быть и признаком психического заболевания. Иногда такое поведение может носить демонстративный характер: «Мол, вот как мне плохо» или «Вот как я мало себя ценю».
Ещё одна разновидность детской агрессии – это жестокость по отношению к животным. В раннем детстве в основе «садистских» опытов над животными и насекомыми может лежать обычное любопытство. Маленькие дети часто мучают животных, сами не понимая того, что причиняют им боль, страдания. В этом случае можно просто поговорить серьёзно с ребёнком, обсудив с ним, что чувствует животное, что бы оно сказало, если бы умело говорить.
© 2016, Доценко Регина Сергеевна 3219