СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Престиж профессии - учитель

Нажмите, чтобы узнать подробности

В девяностые годы над входной дверью в нашу школу висел плакат: «Школа - это островок безопасности в море бушующего хаоса». Не знаю, кому пришло в голову повесить это изречение, но оно достаточно точно определяло положение дел в стране и в нашей школе в частности.

Страна крупномасштабно реформировалась, коммунистическое прошлое нещадно ломалось «до основания, а затем…». А затем строилось капиталистическое будущее, с рыночными отношениями, с пониманием того, что экономика производит товары и услуги, а куда отнести образование? Что производит учитель? Решили, что производит услугу. Мина замедленного действия номер один заложена.

За двадцать пять лет вся страна перестроилась на капиталистический лад, всё покупается и всё продаётся, то, что раньше государство давало бесплатно, теперь надо оплачивать. Хочешь новую квартиру - плати, хочешь вылечить зуб - плати, хочешь место в садике - плати и так далее. Однако весь этот капитализм бюджетников коснулся однобоко. Опция «плати бюджетник» активировалась, а опция «заплати бюджетнику» осталась замороженной. «Денег нет, но вы держитесь» - мем от Д.А. Медведева войдет в историю. Наука определила, что критериями стратификации современного общества являются: престиж профессии, доступ к власти, уровень образования, уровень доходов.

Российские социологи разрабатывают различные модели стратификационного развития современного общества.

Известный социолог Н.М. Римашевская выделила следующие социально-классовые группы:

- общероссийские «элитные группы», соединяющие обладание собственностью в размерах, сопоставимых с крупнейшими западными состояниями, и средствами властного влияния на общероссийском уровне ;

- «региональные и корпоративные элиты», обладающие значительными по российским масштабам состоянием и влиянием на уровне регионов и секторов экономики;

- российский «верхний средний класс», обладающий собственностью и доходами, которые обеспечивают западные стандарты потребления, а также притязаниями на повышение своего статуса;

- российский «динамичный средний класс», обладающий доходами, обеспечивающими удовлетворение среднероссийских и более высоких стандартов потребления, социальной активностью и ориентацией на легальные способы ее получения;

- «аутсайдеры», характеризующиеся низкой адаптацией и социальной активностью, невысокими доходами и ориентацией на легальные способы их получения;

- «маргиналы», характеризующиеся низкой адаптацией и асоциальными и антисоциальными установками в своей социально- экономической деятельности;

- «криминалитет», обладающий высокой социальной активностью и адаптацией, но при этом вполне рационально действующий вопреки легальным нормам хозяйственной деятельности.

Работа на износ

Несложно заметить, что сложилась парадоксальная ситуация: учителя, являясь высококвалифицированными специалистами, с высшим образованием находятся скорее всего в группе «аутсайдеров». Высокой социальной активности ждать не приходится, так как привыкли терпеть и работать на износ. Доходы невысокие, чтобы их увеличить возьмём нагрузку побольше.

Вспоминается финский опыт реформирования образования. Поняв, что школьное образование надо перестраивать было сделано следующее:

- учебники переписали;

- увеличили срок обучения в младших классах на два года;

- построили школьные здания по новым проектам.

Какая-то светлая финская голова поняла, что новые учебники и новые здания - это хорошо, но без квалифицированного, грамотного учителя, все изменения не дадут должного результата.

Поэтому было решено взяться за восстановление престижа профессии учителя:

- первым делом была увеличена заработная плата;

- зарплата молодого специалиста всего на 18 % была ниже стажистов;

- учителей освободили от рутинной работы, составление всяких отчетов отменили;

- институт школьных инспекторов был уничтожен;

- разработали общие государственные стандарты;

- учителю разрешили самостоятельно подбирать учебники, составлять тесты и методику преподавания. Главное не вредить стране и детям;

- кроме предметников и учителей начальной школы университеты начали готовить спецучителей для работы с отстающими детьми и детьми с неадекватным поведением;

- с девиантами специалисты работают индивидуально или в составе группы по 5-7 человек по 2-3 часа в неделю;

- ориентируясь на рекомендации учёных, которые считают, что 90 % мозга и 95 % нервных путей ребёнка формируется в первые пять лет, университетское образование сделали обязательным даже для воспитателей подготовительных классов детских садов;

- по этой же причине самые квалифицированные педагоги работают в начальной школе.

Высокая заработная плата сделала профессию учителя привлекательной. Поэтому для того, чтобы отсеять любителей денег от любителей детей, финские коллеги должны пройти несколько собеседований на разных этапах подготовки. Всего 30 % выпускников получают право работать в школе.

Финнам хорошо, у них есть светлые головы. А мы пока держимся, как рекомендуют.

С уважением, учитель истории Екатерина Узакова Гимназия №1 города Челябинска.

13.03.2019 08:07


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!