СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Престиж профессии учителя

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учительство - особая категория. На нем ответственность за будущие поколения, а значит, и за будущее страны. Без уважения к учительской профессии нельзя воспитать и уважение к стране, в которой мы живем. Поэтому так важно, чтобы каждый педагог ощущал свою значимость, внимание государства, признание в обществе.

В современном мире в том числе и в России педагогические профессии становятся все менее престижными, что подтверждает статистика. Приведу некоторые статистические данные опроса, проведенного мною среди моих коллег.

Всего мною было опрошено 50 педагогов. На вопрос считаете ли вы престижной профессию учителя большинство (82 процентов – 41 учителей ) ответили - Профессия учителя сегодня не может считаться престижной. Выбравшие отрицательный ответ респонденты прежде всего объясняли свою позицию крайне низким уровнем оплаты тяжелого и ответственного труда преподавателя (56 % - 28 учителей). В качестве второй причины, по которой профессию учителя нельзя назвать престижной, участники опроса указывали низкий уровень подготовки современных педагогов (26% - 13 учителей): Во многие школы учителями берут тех, кто закончил пединститут с одними тройками, что наносит урон репутации данной специальности. Те же, кто закончил институт с лучшими оценками, стараются найти более оплачиваемую работу»; учителя, работая в школах, испытывают не только материальный, но и психологический дискомфорт:; «Обязанностей у учителей в три-четыре раза больше, чем прав. – так ответили 18 % - 9 педагогов

Также я изучил данные ВЦИОМ индексы восприятия профессии учителя по критериям «престиж» и «привлекательность» крайне невысокие по сравнению с другими профессиями. По пятибалльной шкале в 2019 году индекс составил 2,73, что значительно ниже по сравнению с привлекательностью таких профессий как к примеру врач, военнослужащий, журналист, священнослужитель, предприниматель. Бытует мнение, что престиж равноценен моде, а низкие зарплаты, огромная ответственность, минимальное владение правами перед социумом и незащищенность педагога, это не модно и не престижно. Формирование позитивного имиджа педагогического работника в профессиональной среде и обществе, несомненно, очень актуальный вопрос. Очень важно сейчас искать пути решения этого вопроса. Формирование и повышение педагогического престижа в профессиональной среде и обществе необходимо и возможно, по моему мнению. Успешные «модные» люди, в жизни вряд ли чего-то добились, если не умели бы читать, писать, творчески или логически мыслить, а этому может научить исключительно, только настоящий учитель, пользующийся уважением и почетом в обществе.

Так что же можно предложить для решения этой проблемы, какие нужно принять меры. Я считаю есть два пути: первое это меры принимаемые государством и обществом, в том числе профессиональным сообществом для повышения престижности и привлекательности профессии учителя: здесь можно выделить следующие пункты:

1. Решение проблемы с зарплатой. Учителя начнут работать в полную силу, применяя свои педагогические таланты. Многие учителя берут на себя большую учебную нагрузку выдавая больше 30 часов в неделю, что сказывается на качестве подготовки к уроку, а ведь нужно учитывать, что еще во многих школах нету большого количества что опять же увеличивает количество времени на подготовку к урокам. Если Учителя будут зарабатывают достойно за стандартную ставку - 18 часов в неделю, то выбор профессии учителя становится привлекательным для подрастающего поколения, вырастет число абитуриентов в педагогических вузах. Высокий конкурс позволяет предъявлять высокие требования к навыкам и умениям будущих учителей. В итоге, работать в школу приходят лучшие представители поколения.

2. Повышение престижа учителя, путем создания положительного образа. (через профессиональные конкурсы и положительные образы в фильмах и социальных рекламах)

3. Преодоление проблемы карьерного роста - Из 100 педагогов два-три могут стать завучем, один — директором, и на этом карьера заканчивается. Нужно отметить что в этом направлении ведется работа. Планируется внедрение системы учительского роста педагогических работников - должности старшего учителя, ведущего учителя, учителя-наставника. необходимо внимательно изучить как себя покажет этот проект

Второй путь – это обращение к личности учителя, помощь педагогу в осознании ценности его профессионального роста. Чтобы повысился уровень значимости профессии учителя нужно не только ждать каких-то изменений в стране (а так хочется, чтобы кто-то за тебя изменил твою учительскую жизнь к лучшему), а меняться самому!

Каждый человек способен изменить себя. Так каким же качествами должен обладать учитель чтобы повысить привлекательность профессии учителя.

Первое - Учитель должен быть талантливым. Талант педагога – это необъятность замыслов, интуиция, доброта и тактическая дальнозоркость.

Трудись творчески, а иначе зачем? В обществе потребность в творческих педагогах, ведь творческие ресурсы разума – безграничны.

Личность учителя во многом влияет на формирование личностных характеристик учащихся и, следовательно, на качество учебного процесса и результаты обучения.

Что определяет роль и значение учительского труда, в чем состоят его функции в обществе? Ответ очевиден: школа, педагог способствуют развитию интеллектуального и духовно-нравственного потенциала государства, выполняя при этом социальную роль.

Современный педагог должен уметь выявить все самые лучшие качества, заложенные в душе каждого ребёнка, поощрять детей, не просто учить их предмету, а подготовить ко вступлению в новую, загадочную, самостоятельную взрослую жизнь.

Учителю, как никогда раньше, сегодня надо постоянно расти, быть разносторонне образованным человеком, как в области просвещения, науки, культуры, так и в сфере педагогических технологий, психологии, методики, вне этого он утрачивает свой профессионализм, способность к педагогическому творчеству, заинтересованность в совершенствовании своей квалификации, компетентности и мастерства.

Конечно, должность учителя сейчас низкооплачиваемая, не престижная, не популярная. Но это не повод для того, чтобы в школах не вкладывать в дело воспитания максимально возможных усилий.

Идти к ученику, идти от ученика и вновь возвращаться, в сущности, не уходя от него, возвращаться к ученику прежнему и одновременно другому – вот основа Человеческого образования.

Так будем же не только надеяться, что в скором времени учитель станет снова уважаемой фигурой в нашем обществе, но и прилагать все усилия к возвращению престижности нашей с вами профессии — УЧИТЕЛЬ!

Категория: Истоки
19.05.2021 15:55


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!