СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Ардинская средняя общеобразовательная школа"
Познавательно – творческий проект в подготовительной группе
«Скоро в школу»
Автор: Зиновьева Ирина Викторовна,
воспитатель дошкольной группы
детсада «Малыш»
при МБОУ «Ардинская СОШ»
2015 г.
Тема проекта: «Скоро в школу»
Сроки реализации: сентябрь- май
Вид проекта: познавательно – творческий
Возраст детей: подготовительная группа
Участники проекта: педагоги ДОУ, дети подготовительной группы, родители, учителя и ученики начальных классов.
Обоснование проблемы:
1. Недостаточность знаний родителей и детей об обучении в школе.
2. Небольшой уровень готовности детей к обучению в школе.
3. Незаконченный психологический портрет реального первоклассника.
Цель: формировать представления о школе и положительное отношение к школьной жизни у старших дошкольников.
Задачи:
- формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;
- способствовать развитию взаимопонимания, дружелюбия;
- снятие чувства тревоги и сомнения у дошкольников перед встречей со школой;
- повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки.
Актуальность проекта: Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Маленький человек находится в состоянии ожидания: предстоит что-то очень значительное и притягательное, но пока еще неопределенное. Весь уклад жизни ребенка меняется радикально (режим, смена общения со взрослыми и сверстниками, увеличение объема интеллектуальной нагрузки).
Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада. Многие родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы: «Ты у нас отличником будешь», «У тебя появятся новые друзья», «Учителя любят таких умненьких, как ты». Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду) может надолго потерять интерес к учебе. Причин для подобных эмоций школа предоставляет предостаточно: неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, трудности в поиске друзей среди одноклассников, расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и др.
Ряд авторов подчеркивает необходимость воспитания положительного отношения к школе, как условие успешного обучения в дальнейшем (Я. А. Коменский, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Н. А. Добролюбов,
К. Д. Ушинский, А. С. Симонович, Е. И. Водовозова, А. С. Макаренко). Да и практика сегодня нацелена в основном на интеллектуальную подготовку детей к школе и мало внимания уделяет формированию «внутренней позиции школьника».
Следовательно, теоретический анализ литературы и данные практики убедили нас в проведении целенаправленной работы по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы с помощью разнообразных форм и методов работы, через создание предметно – развивающей среды, через педагогическое просвещение родителей, взаимодействие с учителями начальных классов.
Таким образом, все это может быть отражено именно в долгосрочном проекте « Скоро в школу». Проекты школьной направленности способствуют повышению социальной и познавательной активности детей, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь.
Данный проект будет полезен в работе воспитателей подготовительных групп, а также родителей, с целью повышения родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки детей.
. Выполнение проекта:
Подготовительный этап:
- подготовить в группе необходимый материал для познавательной и продуктивной деятельности ( работа кружка «Грамотей-ка», разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности, бесед и т.д.);
- подготовить домашнее задание для родителей, собрать необходимую информацию и оформить её;
- помощь со стороны родителей в подборе литературы и настольно – печатных игр на школьную тематику;
- сотрудничество со школьной библиотекой и учителями начальных классов.
Основной этап. Реализация проекта:
В начале проекта психолог проводит обследование детей.
Форма обследования:
индивидуальная (кратковременная речевая и зрительная память, интуитивный речевой анализ – синтез, речевые антонимы, речевые классификации, речевые аналогии, произвольное владение речью (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
групповая (Тест Тулуз - Пьерона, Гештальт- тест Бендер)
(ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
тест рисуночный «Я в школе!»
(Е. И. Захарова ) (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
В ходе реализации проекта задачи решались в процессе:
1. Непосредственно образовательной деятельности с детьми.
2. Совместной деятельности ребенка с взрослыми.
3. Самостоятельной деятельности детей.
4 Активной работы с родителями.
1. Непосредственно образовательная деятельность с детьми
«Экскурсия в общеобразовательную школу» (посещение музея, уроков, знакомство с учителями, просмотр презентаций, химических опытов) (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)
«Что такое школа?»
«Школьные профессии»
«Почему я хочу учиться в школе!» (монологический рассказ),
«Басни учат!»
«Каким будет мой первый день в школе?» (фантазийный рассказ)
«Лепим буквы» (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)
«Мы школьники!»
«Я в школе!» (диагностическое, в начале и конце проекта) (ПРИЛОЖЕНИЕ 5)
«Кем я хочу быть!» (ПРИЛОЖЕНИЕ 6)
«Мой будущий портфель» (ПРИЛОЖЕНИЕ 7)
«Кто такие первоклассники?»
«Скоро в школу!»
Цикл обучений «Начало мудрости» (анализ и заучивание пословиц)
(ПРИЛОЖЕНИЕ 8)
«Работа в тетради в клеточку», (ПРИЛОЖЕНИЕ 9)
Математическая викторина (скороговорки и пословицы о цифрах,
замысловатые вопросы)
2. Совместная деятельность ребенка с взрослыми
«Я хочу играть!», «Правила поведения со сверстниками», «Школа прошлого и настоящего»
Ручной труд
«Закладки для книг» (ПРИЛОЖЕНИЕ 10)
«Книжки – малышки» (ПРИЛОЖЕНИЕ 11)
«Тетради», «Стаканчики для карандашей» (оригами)
- Чтение художественной литературы.
- Развивающие игры по обогащению словаря, грамматике, логике, развитию внимания и памяти.
- «Составим цифры из счётных палочек»,
- «Диктанты по клеточкам»(ПРИЛОЖЕНИЕ 12),
- «Штриховка», «Тушевка», (ПРИЛОЖЕНИЕ 13)
- «Встреча с ученицей школы» (ПРИЛОЖЕНИЕ 14)
- «Просмотр мультфильмов на школьную тему» (ПРИЛОЖЕНИЕ 15)
- «Мультимедийные презентации о школе» (ПРИЛОЖЕНИЕ 16)
- Час загадок и ребусов о школе (ПРИЛОЖЕНИЕ 17)
- Подвижные игры «Кто скорее соберёт портфель?»,
- «Игровая переменка»,
3. Самостоятельная деятельность детей
4. Активная работа с родителями
Памятка «Как готовить домашнее задание!»
Презентация «Ваш ребёнок готов к школе?»
Выступление «Компьютер: польза или вред?»
Папка «Родителям будущих первоклассников!»
Папка «А вы готовы к школе?»
Папка «Развивающие игры по развитию речи»
Стенд «Модель выпускника!»
Инструкция «Что должен знать и уметь ребёнок 6-7 лет!»
В конце проекта провести психологом повторное обследование детей. Форма обследования та же: индивидуальная, групповая (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).
Тест рисуночный «Я в школе!» (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
Организовать для родителей фотовыставку – отчёт: «Мы хотим в школу!», где можно увидеть проделанную работу по проекту.
Заключительный этап.
- Презентация проекта - оформление папки;
- Совместное мероприятие подготовительной группы и 1 класса КВН
«Волшебное солнышко»
Ожидаемый результат:
- формирование у детей мотивационной готовности к школе;
- повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки;
-благоприятное течение адаптационного школьного периода.
© 2015, Зиновьева Ирина Викторовна 3183