СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Исследователи по-разному раскрывают содержание понятия самостоятельной работы. Можно встретить следующие определения самостоятельной работы:
- это индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства учителя.
- это вид познавательной деятельности обучаемых на уроке и дома, ее выполнение осуществляется по заданию учителя, но без его непосредственного участия.
- это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом учащиеся, сознательно стремятся достигнуть поставленные цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических ( либо тех и других вместе) действий.
Из приведенных выше определений можно сделать вывод о том, что самостоятельная работа рассматривается и как форма организации, и как метод, и как средство обучения, и как вид учебной деятельности, отсюда и разные толкования термина.
Понятие «самостоятельная работа» наиболее полно определяется А.И. Зимней. По её определению самостоятельная работа представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ученику удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания.
В данном определении обращается внимание на самодеятельность, самоактивность, самоорганизацию, самоконтроль и т.д.
“Самодеятельность” – это индивидуальная самоуправляемая деятельность, с целью, ведущей потребностью, мотивацией и способами реализации.
“Самоактивность” – это внутренняя мотивация деятельности.
“Самоорганизация” – свойство личности мобилизовать себя, целеустремлённо, активно использовать все свои возможности для достижения целей, рационально используя при этом время, силы, средства.
“Самоконтроль” – компонент самой деятельности, который осуществляет её исполнение на личностном уровне.
Также акцентируется внимание на том, что самостоятельная работа связана с работой обучающегося на занятиях и является следствием правильной организации учебно-познавательной деятельности его работы педагогом. Педагог, по мнению Зимней А.И., должен осознанно формировать у обучающихся некий алгоритм освоения информации. Самостоятельная работа рассматривается в определении как высший тип учебной деятельности, требующий от учащегося достаточно высокого уровня самосознания, рефлексивности, самодисциплины, ответственности и доставляющий ученику удовлетворение, как процесс самосовершенствования и самосознания.
Из всего ранее сказанного видно, что самостоятельная работа – это высшая форма учебной деятельности обучающихся и является компонентом целостного педагогического процесса.
© 2023, Трошина Елизавета Александровна 191