СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Под орган душа тоскует,
Плачет и поёт,
Торжествует, негодует,
Горестно зовёт.
И.Бунин
Конспект урока музыки в 5 классе по теме:
«ПОЛИФОНИЯ В МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ»
Автор – Пудкова Татьяна Владимировна, учитель музыки МБОУ Зимёнковской СОШ, Муромского района.
Тип урока – урок ознакомления с новым материалом.
Цель урока – обеспечить восприятие, осмысление, первичное запоминание понятий полифония, фуга в музыке через произведения И.С.Баха, написанные для органа.
Задачи:
Музыкальный материал:
Доп. Материал: М.Чюрлёнис «Фуга»
ХОД УРОКА:
Повторение темы «Застывшая музыка» о содружестве муз храма. Учащиеся рассматривают страницы учебника 128-130, отвечают на вопросы: в каком храме будет звучать органная музыка, а в каком a capella.
У: Тему сегодняшнего урока вы, ребята, постараетесь определить самостоятельно и поможете мне заполнить пробел на доске: «_______________________________».
А начнём мы урок с прогулки по летнему лесу.
- Давайте представим с вами, что мы оказались в летнем лесу. Закроем глаза……….и попробуем услышать, как звучит летний лес…….
- Что вы услышали?
Д: пение птиц, дуновение ветра, шелест листвы, плеск ручейка, стук дятла….
У: Как много разных звуков… И все они звучат одновременно, у каждого звука своя жизнь… Но вместе они составляют единство, гармонию, они РАВНОПРАВНЫ.
- Так же бывает и в музыке и называется она – ПОЛИФОНИЯ. От слова ПОЛИ – много. Полифония – многоголосие.
- Полифоническую музыку писал уже известный вам композитор И. С. Бах. Ребята, что вы о нём знаете? В какую эпоху жил И.С.Бах? С какой музыкой вы уже знакомы?
Д: И.С.Бах – немецкий композитор, жил и сочинял в эпоху барокко. «Шутка», Бах – Гуно «Аве Мария».
У: Верно, молодцы. Сегодня мы будем говорить о полифонии не только в музыке, но и в живописи.
- Ребята, что нам предстоит узнать сегодня на уроке?
Д: жизнь, творчество И.С.Баха, что такое полифония, как звучит полифоническая музыка, как выглядит полифония на полотнах художников).
У: Верно, молодцы. Итак, ребята, цель и задачи нашего урока – познакомиться с творчеством И.С.Баха, узнать, что такое полифония, как выглядит полифония в живописи, что такое фуга, к какой группе инструментов относится орган.
У: Ребята, определите тему урока.
Д: «Полифония в музыке и живописи».
У: Молодцы. Пробел на доске мы заполнили.
- Музыка Баха занимает особое место в сокровищнице мировой культуре. Произведения этого композитора - вечная духовная ценность и она никогда не уйдет из жизни человечества. Эмоциональная и философская сущность музыки Баха - в глубочайшей человечности, самозабвенной любви к людям, в ней композитор сострадает человеку в горе, разделяет его радости, сочувствует стремлению к правде и справедливости.
- И.С.Бах писал музыку в старинной манере, его музыка многоголосна, в этом многоголосии нет главного голоса – мелодии, здесь все голоса мелодически равноправны. Такое многоголосие называется полифонией. Этот способ музыкального письма характерен для эпохи барокко. К середине 18 века полифония постепенно уходила, уступая место новому складу – гомофонии, который господствует и сейчас. В гомофонно – гармоническом складе есть главный голос – мелодия, а остальные голоса аккомпанируют (учитель играет примеры полифонии и гомофонии: И.С.Бах фрагмент из Французской Сюиты №3 Аллеманда – пример полифонии, фрагмент песни «Музыка» Тамары Муриной – пример гомофонии).
Определение терминов полифония, гомофония. (Полифония – многоголосие, гомофония – главный голос и аккомпанемент).
Знакомство с новой музыкальной формой – фугой, которая является вершиной полифонической музыки.
У: И.С.Бах говорил, что каждое произведение – это беседа разных голосов, которые представляют собой различные индивидуальности. Если одному голосу нечего сказать, он некоторое время должен помолчать, пока не будет вполне естественно втянут в беседу. Никто не должен вмешиваться в середину разговора или говорить без смысла и надобности (учебник стр.133).
«Цель музыки – трогать сердца» - эти слова принадлежат Иоганну Себастьяну Баху (1685 – 1750). Многочисленные обязанности Баха – придворного композитора, органиста, руководителя церковного хора и оркестра, педагога – музыканта – вызвали к жизни произведения, предназначенные для исполнения во время церковных Богослужений, музыкальных празднеств, вечерах в придворных салонах. Бах никогда не уезжал из Германии, его музыка впитала в себя лучшие национальные черты немецкого народа.
Учитель предлагает познакомиться со строением фуги на примере Органной фуги И.С.Баха. Видеофрагмент Органная фуга ре минор.
У: Сколько голосов в фуге? Какие музыкальные особенности свойственны музыке И.С.Баха? Какой музыкальный образ несёт это произведение?
Д: В фуге несколько голосов, возможно 4, звучит одна и та же мелодия – она строгая, спокойная.
Определение фуга. (Фуга в переводе с латинского и итальянского – бег, быстрое течение – это многоголосное полифоническое произведение, которое строится на проведении одной или нескольких музыкальных тем во всех голосах.
У: В фуге Баха одновременно могут звучать четыре мелодические линии. Если задержать пальцы на клавишах, то можно услышать аккорд – одновременное сочетание нескольких звуков.
У: На каком инструменте прозвучала фуга?
Д: На органе.
У: Правильно. На прошлом уроке мы с вами уже слушали органную музыку, давайте определим теперь к какой группе инструментов он относится?
Д: Орган – клавишный инструмент.
У: (показ слайда с изображением органа). Ребята, посмотрите внимательно как происходит звукоизвлечение на этом инструменте. (Видеофрагмент)
Д: С помощью труб.
У: Молодцы. Орган – клавишно – духовой инструмент, самый крупный музыкальный инструмент. Звучание органа сильное, мощное, гордое. Это любимый инструмент И.С.Баха.
У: Ребята, как вы думаете, как можно изобразить фугу с помощью красок?
Д: Можно нарисовать летний лес, о котором мы говорили в начале урока.
У: Верно. (Показ слайда). А вот как изобразил фугу литовский композитор и художник Микалоюс Чюрлёнис, который в своём творчестве стремился объединить музыку и живопись.
- Что вы видите на картине? Почему она называется «Фуга»?
Д: На картине мы видим похожие друг на друга элементы – ёлочки. Они расположены на нескольких уровнях, отражаются в воде.
У: И их чередование напоминает мелодическое движение темы в фуге. Линии и колорит картины создают впечатление ритма и гармонии в музыке.
- Сравните фугу Баха и с картиной «Фуга» М.Чюрлёниса. Что в них общего? Какие особенности живописи помогают понять принципы развития темы в музыке?
Д: Многоголосие и в музыке, и на картине. На картине художника звучит музыка.
У: Молодцы, ребята. Мы с вами услышали и увидели полифонию. А сейчас попробуем сами исполнить полифонию – канон (при этом не произнося слово «канон»). Называется «Прыгалка – считалка». Разучивание мелодии канона.
Канон Прыгалка-считалка Слова В. Татаринов, муз. Е. Поплянова
Маль-чи- ки, как зай – чи – ки,
де – воч – ки, как бе - лоч – ки,
пры – га - ют и ска - чут, у - па -дут - не пла - чут.
За о - кош – ком не си - ди, вы - хо - ди.
У: Сначала вы будете начинать петь, а я буду вступать позже. Исполнение - дети, учитель. Затем исполнение рядами.
У: Ребята, как сейчас вы пели, остаётесь в тех же группах. Кто начинал петь – это будет у нас первая группа, кто вступал позже – вторая группа. Для вас творческое задание: составить кроссворд со словом фуга. Время на выполнение 3 мин. Каждая группа подбирает слова и придумывает к ним вопросы.
У: Кроме музыки духовной, И.С.Бах сочинял много вокальной светской музыки. Сегодня мы с вами послушаем одну из песен «Весенняя песня» и начнём разучивание.
1. Солнышко в мае весь день сияет Льется на наши мирные пашни Щедрым потоком живительные свет Сердцем счастливым приветствуем нивы Озимь в цветенье под небом весенним, О, как нам дорог твой скромный рассвет! 2. Радостны взору родные горы. Нежная зелень сосен и елей Благоухающей жизни полна. Кружатся пчелы с гуденьем веселым. Ты вся сиянье, ты вся ликованье, О, лучезарная гостья – весна!
Вокально –хоровая работа.
Рефлексия.
Учитель раздаёт учащимся листы обратной связи и просит их заполнить.
Вопросы:
Сегодня на уроке я узнал (а)________________________
Полифония – это__________________________________
Мне было интересно_______________________________
Больше всего мне понравилось______________________
Выставление оценок за работу на уроке.
Домашнее задание: придумать и нарисовать свою иллюстрацию к фуге И.С.Баха.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Браудо И. А. « Об органной и клавирной музыке». М.- Л.,1965- 152с.
3. СергееваГ.П. Музыка. 5-8 классы. Искусство 8-9 классы. Сборник рабочих программ. М.: Просвещение, 2018. – 127 с.
4. Сергеева Г.П. Музыка: 5 класс: учеб.для общеобразоват.учреждений/ Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. – М.: Просвещение, 2012. – 159 с.: ил.
5. Скудина Г. С. Рассказы о Иоганне Себастьяне Бахе. – М: Музыка, 1978 – 32с. ил., нот
© 2018, Пудкова Татьяна Владимировна 2954