СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Полифония в музыке и живописи" 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта

Класс: 5

Тема урока: «Полифония в музыке и живописи»

Цель урока: развитие у детей способности восприятия и постижения духовно-образного содержания произведений И.С. Баха

Планируемые результаты:

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знать определения понятий прелюдия, фуга, полифония; биографическими сведениями и творчеством И.С. Баха; особенности стиля И.С. Баха.

Уметь оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний, в процессе слушания осмысливать содержание произведения; обращать внимание на содержание; уметь вместе начинать и заканчивать петь.

Регулятивные: осуществлять поиск ин­формации (в разных источниках), расширяю­щей и дополняющей знания о мюзикле.

Познавательные: выбирать действия в соответ­ствии с поставленными задачами.

Коммуникативные: использовать простые речевые средства для передачи своего впечат­ления от музыки.

Иметь мотивацию к учебной деятельности. Учиться делиться впечатлениями о прослушанных музыкальных произведениях.

Межпредметные связи: литература, история, музыка, хореография

Оборудование: компьютер, проектор, фортепиано, колонки

Музыкальный материал: И.С. Бах «Прелюдия» соль минор, «Прелюдия и фуга» до мажор из «ХТК»; картина М.Чюрлениса «Фуга».

Опорные понятия, термины: полифония, фуга, прелюдия, гомофония, орган

Ход урока:

Этап урока,

продолжительность, музыкальный материал

Задачи

каждого этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методы, приемы, формы

Организационный

момент

1 мин.

Поздороваться с детьми. Настрой на урок.

Музыкальное приветствие:

- С добрым утром, пятый класс!

- Здравствуйте, учитель наш!

Поют слова по принципу игры «Эхо»

Парно-групповая и коллективная формы работы.

Использование наглядно-слухового метода.

Актуализация опорных знаний

2 мин.

Подвести детей к теме урока. Заинтересовать детей темой урока, настроить на эмоциональное восприятие материала учебного занятия.

Расшифруем тему урока. (Слайд 1)

  • Послушайте музыкальное произведение и определите: какой музыкальный инструмент будет его исполнять?

Звучит «Органная прелюдия» соль минор И. С. Баха

  • Звучание какого музыкального инструмента вы услышали? (Слайд 2)

Величественный, могучий клавишный духовой инструмент, соревноваться с которым трудно даже большому составу симфонического оркестра.

  • Где можно услышать звучание органа?

Музыка, которую мы услышали, называется «Органная прелюдия» соль минор (светлая, прозрачная, лирическая)

  • Для какого композитора орган был любимым инструментом, и он владел им в совершенстве?
  • А какому народу принадлежит этот великий композитор?
  • Как бы вы определили тему нашего урока?

Тема урока:

«Полифония в музыке и живописи»

  • Как вы считаете с чего мы начнём изучение этой темы?

Читают слова, составляют слово «полифония», называют композитора - Бах.

Орган.

В церкви, концерте.

Для Баха.

Немецкому.

Музыка Баха.

С изучения биографии и знакомства с музыкой Баха. Узнаем, что такое полифония.

Установим взаимосвязь музыки и изобразительного искусства.

Коллективная форма работы. Беседа.

Основная часть

Слушание музыки

И.С. Бах «Прелюдия» соль минор, «Прелюдия и фуга» до мажор из «ХТК», «Токката и фуга» ре минор.

20 мин.

Слушать музыку, проявлять интерес к ней;

Поиск ответа на заданный учителем вопрос, участие и взаимодействие в процессе этого поиска;

Научить анализировать, сравнивать произведения

Да, сегодня на уроке мы узнаем о жизни и творчестве И.С. Баха и познакомимся с понятиями, характерными для музыки Баха. Мы будем говорить о полифонии не только в музыке, но и в живописи.

Мы отправляемся с вами в путешествие по Германии.

А именно в город Эйзенах, где родился великий немецкий композитор ХVIII в И.С. Бах в семье городского музыканта. (Слайд 4)

Я думаю, мало найдётся таких людей, которые не слышали бы об этом гениальном композиторе.

Видеофрагмент биографии И.С. Баха (Сл. 5)

Вы познакомились с биографией Баха.

  • В какую эпоху жил композитор?
  • Что необычного было в его музыке?

Музыка Баха многоголосна, в этом многоголосии нет главного голоса - мелодии, здесь все голоса мелодически равноправны. Такое многоголосие называют полифонией. (Слайд 6)

К середине 18 века полифония постепенно уходит и уступает новому складу – гомофонии, где есть главный голос - мелодия.

Предлагаю познакомиться с новой музыкальной формой - фугой, которая является вершиной полифонической музыки. (Слайд 7)

Иоганн Себастьян Бах говорил, что каждое произведение – это беседа разных голосов, которые представляют собой различные индивидуальности. Если одному голосу нечего сказать, он некоторое время должен помолчать. Пока не будет вполне естественно втянут в беседу. Никто не должен вмешиваться в середину разговора или говорить без смысла и надобности.

Фуга - «бег», «движение» - это произведение, основанное на поочередном вступлении голосов с одной и той же мелодией.

Окунемся в ту эпоху и познакомимся со строением фуги в одном из самых известных произведений Баха «Токката и фуга ре минор»

Просмотр видеоматерила. Отрывок из фильма «Бах» (слайд 8)

  • Знакома ли вам эта музыка?

Сначала звучит токката – это как бы вступление к фуге.

  • Какое впечатление оказывает она на вас?

Начальные возгласы токкаты ассоциируются и с голосом Бога и с раскатами грома. («Вначале было слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» - Евангелие от Иоганна). Эти возгласы проходят последовательно от верхнего до самого низкого регистров, рисуя, тем самым, огромное пространство (Вселенная).

В токкате можно условно отметить вступление и три последующих импровизационных построения. Фуга по материалу очень напоминает токкату и звучит как её естественное продолжение. В теме фуги обращает на себя внимание скрытое многоголосие.

Физминутка.

А теперь рассмотрим картину художника и композитора Микалоюса Константиноса Чюрлениса «Фуга». (Слайд 9)

  • Какое музыкальное произведение напоминает эта картина?

В картине, как и в большинстве музыкальных фуг четко различимы три части. Центральный образ «Фуги» Чюрлениса – это ель. В нижней части, в экспозиции она доминирует (большой размер, более темный цвет). Ей сопутствуют образы скорбно сидящих литовских сказочных королей, но они бледнее, менее значимы. Они расположены на нескольких уровнях, и их чередование напоминает мелодическое движение темы в фуге. Линии и колорит картины создают впечатление ритма и гармонии в музыке.

Сравним фугу Чюрлениса с Фугой до – мажор Баха

Слушание «Прелюдии и фуги» до мажор. (Слайд 11)

Бах жил и сочинял в эпоху барокко. Он писал в старинной манере. Его считали несовременным.

Знакома, мы слышим её в заставке к передаче «Человек и закон».

Музыка токкаты производит впечатление могучей силы. Она захватывает с первых же звуков

вступления.

Величественная, торжественная, уносящаяся от земной суеты ввысь, ясная и спокойная.

Наша душа стремится к возвышенному, чистому, божественному

Елки располагаются на разных уровнях, повторяются, линии напоминают мелодию, как в фуге.

Учащиеся слушают, рассматривают и сравнивают графическое изображение. Фуги Баха с линией, ритмом картины Чюрлениса. Приходят к выводу, что на картине звучит музыка.

Словесный метод; беседа-диалог; словесные пояснения; слуховая наглядность- музыкальное произведение в «неживом» исполнении; практический метод.

Музыкально-ритмическая деятельность (физминутка, танцевальные движения)

2 мин.

Снять физическое напряжение у учащихся

Сейчас мы с вами отвлечемся, снимем усталость и восстановим силы с помощью физминутки. Выполнять ее будем под веселую, зажигательную музыку. Будьте внимательны, не задевайте друг друга, движения повторяйте за мной (исполнение).

Молодцы, вы хорошо справились с физминуткой.

Дети выполняют движения под музыку за педагогом.

Метод эмоц-ой драматургии, выразительное исполнение, практический метод.

Наглядный метод.

Разучивание песни

Авторы, название.

«Весенняя песня» И.С. Баха

10 мин.

Разучивание песни.

Разбор поэтического текста. Освоение мелодии и куплета. Закрепление разученной песни.

Кроме музыки духовной, Бах сочинял много вокальной светской музыки. Сегодня мы с вами прослушаем и начнем разучивать одну из песен.

Прослушивание Весенней песни Баха.

  • Определите образное содержание песни.

План работы над песней:

  1. Распевание на материале песни на гласный звук «о» на фразе «Щедрым потоком живительный свет»
  2. Разучивание по фразам.
  3. Следить за дыханием.
  4. Работа над песней будет продолжена на последующих уроках.

Песня о весне, светлая, жизнерадостная. Мелодия тянет ввысь.

Фонетический метод.

Наглядно-практический метод.

Концентрический метод.

Метод мысленного (внутреннего) пения.

Метод показа и подражания.

Метод перспективы и ретроспективы

Пение с музыкальным сопровождением

Рефлексия

Подвести итог урока через рефлексию

Сегодня мы стали свидетелями жизни и творчества замечательного композитора И.С. Баха. Мне хочется, чтобы, рассматривая этот портрет, вы поняли, какой это был человек, в какое время он родился, жил и творил. И почему Л.В. Бетховен о нём сказал: «Не ручей, а море ему имя»?

  • Были ли реализованы цели, поставленные нами в начале урока?

Обобщение темы (тест)

На этом урок окончен. До встречи на следующем уроке!

Фамилия Бах в переводе обозначает «ручей», а поскольку композитор очень много сделал в музыке, написал множество замечательных произведений, которые востребованы и в наше время, поэтому ему имя «море».

Ответы детей.

Метод обобщения (подведение итогов)

Категория: Музыка
18.04.2020 00:05


© 2020 1189

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!