СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Почему педагоги устают от работы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Думаю, что некоторые из нас обратили внимание на то, что уже к концу первой четверти многие коллеги производят впечатление уставших от жизни людей: их плечи опущены, поза и походка свидетельствуют об энергетической истощенности, преобладающее настроение – пессимистическое. Это лишь некоторые симптомы, которые свидетельствуют о наличии эмоционального (профессионального) выгорания.

Синдром сгорания – сложный психофизиологический термин, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение, связанное с продолжительной эмоциональной нагрузкой. Синдром выражается в чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способности видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке по отношению к работе.

Эмоциональность заложена в самой природе учительского труда.

Учителя выделяют следующие трудности в своей профессиональной деятельности, лежащие в основе эмоциональных проблем:

1.Переживание дефицита времени, замкнутость на работе, усталость, нервозность; 2.Влияние педагогического труда на взаимоотношения с окружающими, привычка сдерживать свои эмоции; 3.Невозможность почувствовать себя обеспеченным человеком, постоянные финансовые трудности.

Кроме того, у педагогов есть проблемы, которые приводят к эмоциональному выгоранию:

1.Крайне низкий уровень веры в себя, неверие в свои ресурсы, силы, способности. 2.Готовность следовать за авторитетом и некритично прислушиваться к чужим советам; 3.Ярко выраженная ориентация на простые, быстрые и легкие решения; 4)Предпочтение интеллектуальных, рациональных способов работы с проблемами и игнорирование эмоциональных, интуитивных ресурсов; 5)Неспособность справляться с обидами на …(это могут быть плохое правительство, некомпетентное министерство образования, несостоятельное руководство школы, плохие родители, не мотивированные на обучение).

У Бердяева есть замечательная мысль: «Раб испытывает чувство обиды, а господин – чувство вины». Способность найти ресурс внутри себя, отнестись к проблеме как к возможности, то есть попытаться сформировать новый способ видения ситуации, поискать другой метод взаимодействия с ней – это поведение характерно для господина, то есть человека, который управляет ситуацией, а не следует за ней. С психологической точки зрения, обида следствием того, что наши ожидания не соответствуют действительности. Значит, прежде всего, надо обратиться к своим ожиданиям!

Можно выделить, по крайней мере, две группы факторов, влияющих на эмоциональное выгорание: личностные и организационные. На эмоциональное состояние педагогов могут влиять организационный климат и отношение администрации. Если администрация школы обеспечит работникам возможность профессионального роста, наладит поддерживающие отношения, четко распределит обязанности – это будет способствовать налаживанию эмоционально положительной атмосферы.

Назовем некоторые причины «синдрома сгорания» педагогов в связи с организационной атмосферой:

1.Напряженность и конфликты в профессиональном окружении, недостаточная поддержка со стороны коллег. 2.Нехватка условий для самовыражения педагога, когда не созданы условия для экспериментирования и новаций, однообразие и нетворческий характер труда. 3.Вкладывание в работу больших жизненных ресурсов при недостаточных признании и положительной оценке со стороны окружающих. 4. Конфликт между реальностью и идеальной педагогической моделью поведения (стремление контролировать свои эмоции, быть равными со всеми и т. д.). 5.Работа без перспективы, невозможность выстроить профессиональную карьеру в тех условиях, в которых работает педагог. 6.Немотивированность учащихся, результаты работы с которыми не «видны».

Одним из существенных факторов, препятствующих развитию «синдрома сгорания», является принятие личной ответственности за происходящее. Если педагог во всем происходящем винит свое окружение, то чувство бессилия и безнадежности только возрастает.

Психологи выделяют несколько значимых аспектов психического здоровья педагога: - положительное отношение к себе - оптимальное развитие, рост и самоактуализация личности - личная автономия - реалистичное восприятие окружения - умение адекватно воздействовать на окружение.

Категория: Всем учителям
17.09.2018 12:05


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!