СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Думаю, что некоторые из нас обратили внимание на то, что уже к концу первой четверти многие коллеги производят впечатление уставших от жизни людей: их плечи опущены, поза и походка свидетельствуют об энергетической истощенности, преобладающее настроение – пессимистическое. Это лишь некоторые симптомы, которые свидетельствуют о наличии эмоционального (профессионального) выгорания.
Синдром сгорания – сложный психофизиологический термин, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение, связанное с продолжительной эмоциональной нагрузкой. Синдром выражается в чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способности видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке по отношению к работе.
Эмоциональность заложена в самой природе учительского труда.
Учителя выделяют следующие трудности в своей профессиональной деятельности, лежащие в основе эмоциональных проблем:
1.Переживание дефицита времени, замкнутость на работе, усталость, нервозность; 2.Влияние педагогического труда на взаимоотношения с окружающими, привычка сдерживать свои эмоции; 3.Невозможность почувствовать себя обеспеченным человеком, постоянные финансовые трудности.
Кроме того, у педагогов есть проблемы, которые приводят к эмоциональному выгоранию:
1.Крайне низкий уровень веры в себя, неверие в свои ресурсы, силы, способности. 2.Готовность следовать за авторитетом и некритично прислушиваться к чужим советам; 3.Ярко выраженная ориентация на простые, быстрые и легкие решения; 4)Предпочтение интеллектуальных, рациональных способов работы с проблемами и игнорирование эмоциональных, интуитивных ресурсов; 5)Неспособность справляться с обидами на …(это могут быть плохое правительство, некомпетентное министерство образования, несостоятельное руководство школы, плохие родители, не мотивированные на обучение).
У Бердяева есть замечательная мысль: «Раб испытывает чувство обиды, а господин – чувство вины». Способность найти ресурс внутри себя, отнестись к проблеме как к возможности, то есть попытаться сформировать новый способ видения ситуации, поискать другой метод взаимодействия с ней – это поведение характерно для господина, то есть человека, который управляет ситуацией, а не следует за ней. С психологической точки зрения, обида следствием того, что наши ожидания не соответствуют действительности. Значит, прежде всего, надо обратиться к своим ожиданиям!
Можно выделить, по крайней мере, две группы факторов, влияющих на эмоциональное выгорание: личностные и организационные. На эмоциональное состояние педагогов могут влиять организационный климат и отношение администрации. Если администрация школы обеспечит работникам возможность профессионального роста, наладит поддерживающие отношения, четко распределит обязанности – это будет способствовать налаживанию эмоционально положительной атмосферы.
Назовем некоторые причины «синдрома сгорания» педагогов в связи с организационной атмосферой:
1.Напряженность и конфликты в профессиональном окружении, недостаточная поддержка со стороны коллег. 2.Нехватка условий для самовыражения педагога, когда не созданы условия для экспериментирования и новаций, однообразие и нетворческий характер труда. 3.Вкладывание в работу больших жизненных ресурсов при недостаточных признании и положительной оценке со стороны окружающих. 4. Конфликт между реальностью и идеальной педагогической моделью поведения (стремление контролировать свои эмоции, быть равными со всеми и т. д.). 5.Работа без перспективы, невозможность выстроить профессиональную карьеру в тех условиях, в которых работает педагог. 6.Немотивированность учащихся, результаты работы с которыми не «видны».
Одним из существенных факторов, препятствующих развитию «синдрома сгорания», является принятие личной ответственности за происходящее. Если педагог во всем происходящем винит свое окружение, то чувство бессилия и безнадежности только возрастает.
Психологи выделяют несколько значимых аспектов психического здоровья педагога: - положительное отношение к себе - оптимальное развитие, рост и самоактуализация личности - личная автономия - реалистичное восприятие окружения - умение адекватно воздействовать на окружение.
© 2018, Индреева Вероника Игоревна 409