СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Почему вы не должны быть идеальным учителем?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Стать лучшим педагогом года, заслужить звание «Самого хорошего классного руководителя школы» — в погоне за достижением этих и других заветных целей учителю легко потерять гармонию и счастье. Сегодня поговорим о перфекционизме в школе.

Принцип «Выше, быстрее, сильнее» основательно врос в педагогику. Это касается не только требований к ученикам, но и профессионального облика учителя. Внешний вид, манера общения, профессиональная компетенция — все прописано в нормативных документах, школьных статутах и передается из уст в уста, как истина.

Немало учителей стараются стать лучше, впадая в пропасть перфекционизма. А это не всегда хорошо.

Перфекционизм VS педагог: остаться должен один

Если попросить учителей, родителей и учеников описать идеального педагога, то получится хрестоматийный образ: чуткий, серьезный, коммуникабельный, идеально знающий свой предмет. Эрудированный человек, который «горит» школой. У такого педагога идеальная стрижка или укладка, всегда выглаженная одежда. Он никогда не повышает голос. Очень сдержан. И его — не существует.

Хотя некоторые учителя настойчиво создают образ идеального педагога. Этакого Макаренко-Монтессори XXI века.

Перфекционизм — стремление человека, доведенное до абсурда, желание сделать все максимально идеально. Среди перфекционистов много представителей ответственных профессий: учителя, врачи, следователи, наладчики оборудования, специалисты контроля качества.

Кто наиболее склонен к перфекционизму в школе?

  • Заслуженные педагоги с многолетним опытом, которые боятся потерять авторитет или сделать ошибку.
  • Выпускники педвузов. Они стараются быстро и на 100% воплотить всю теорию в жизнь на первом рабочем месте.
  • Мамы после декрета. Они пропустили несколько лет профессиональной деятельности и теперь с особым рвением стараются наверстать упущенные возможности: вести кружки, быть классным руководителем, во внеурочное время готовить к ЕГЭ.

Почему стремление к идеалу — это плохо?

  • Дефицит критического мышления. Признать педагогу-перфекционисту то, что кроме его правильного мнения есть альтернативные, да и еще у учеников — смерти подобно. В результате школьники перестают ценить процесс учебы, пытливость ума, прелесть постижения и мыслят шаблонно.
  • Постоянное нервное напряжение. С перфекционистом сложно работать, у него тяжело учиться, с ним нелегко жить. В своем стремлении к идеалу он не щадит ни себя, ни родных, ни детей. Но педагогика не функционирует по принципу: «Цель оправдывает средства». Нервный учитель с подергивающимся глазом не вызывает доверия у родителей, учеников и даже педколлектива.
  • Прокрастинация. Идеальный педагог боится что-то сделать не на «отлично», не «блестяще», поэтому откладывает выполнение заданий на потом. А дальше уже сроки поджимают, работа не сделана, и идеальный учитель начинает себя накручивать и волноваться. От такого поведения никто не выиграет.

Как перестать гнаться за целями и начать жить?

  1. Осознайте, что нет ничего и никого идеального. Похвально стремиться к эталонному образу профессионала, но в этой погоне не потеряйте себя. Неидеальная дикция может быть милой. Не продуманный до деталей урок прекрасен возможностью импровизации и т. д.
  2. Придерживайтесь распорядка дня. Это лучшее средство для борьбы с прокрастинацией и эмоциональным выгоранием. Выделите точное время на выполнения заданий, на отдых, на подготовку к урокам.
  3. Позволяйте себе эмоции. Радость от хорошо сделанной презентации. Эйфорию от предстоящего отпуска.Конечно, не стоит плакать во время выговора директора. Но признаться ученикам, что их поведение вас расстроило, можно — и даже нужно! Только искренне, а не с каменным лицом. Тогда школьники поймут, что перед ними человек, а не робот-педагог.
  4. Хвалите себя за самые скромные достижения. Провели открытый урок? Молодец. И давайте без разборов в духе «вот здесь можно было сделать по-другому, стало бы лучше и интереснее». Просто молодец. По факту.И так со всем: сделали работу — похвалили себя.

Вам слово: Уважаемые педагоги, а кто для вас «идеальный учитель»?

Категория: Всем учителям
02.05.2019 22:02


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!