СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пластичность мозга. Критичный и чувствительный период.Периоды развития

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие и становление функции мозга связано с определенными возрастными пространственно-временными ограничениями в нем, обусловливающими формирование специфических структурных особенностей разных его отделов и взаимосвязей между ними. Несформировавшаяся в соответствующий момент раннего развития ребенка функция мозга ( и в частности речь) часто не развивается нормально либо вообще не развивается в более поздние сроки, поскольку мозг оказывается уже не другом этапе развития и невозможно воспроизведение предшествующих стадий структурно-функциональных отношений, соответствующих развитию и становлению этой функции. Поэтому внимание к раннему этапу развития ребенка должно быть особенно повышенным, учитывая трудно предсказуемые возможности проявления пластичности мозга. Даже если ребенок проявляет речевую активность, необходимо оценивать полноту и скорость восприятия им сенсорной информации Быстрое правильное декодирование зрительной и слуховой информации очень важно для последующего обучения в школе, поскольку показано, что со скоростью декодирования коррелирует успеваемость ребенка в школе. И в лечении, и в логопедической коррекции любого отставания развития ребенка важно не опоздать. Опасность промедления чревата тем, что дефект развития будет невозможно обратить или уменьшить. Помимо упомянутого выше понятия «критический период» существует понятие «чувствительный период», под которым понимают ограниченный промежуток времени в развитии, в течение которого воздействие на функцию мозга проявляется особенно сильно и эффективно. По времени проявления он «вложен» в критический период, и важно, чтобы наши усилия по преодолению нарушения развития были бы начаты в чувствительный период. Критические периоды развития

Критическими периодами называют относительно короткие интервалы процессов развития, во время которых обнаруживается повышенная уязвимость организма к различным вредностям и чаще обычного возникают психические расстройства, нарушения поведения, но в то же время происходит быстрое формирование новых функциональных систем и оптимальная готовность к усвоению определенных реакций (Сухарева, 1939; Каплан, Сэдок, 1994). Например, критическим периодом формирования первичной привязанности к матери является возраст от 0,5 до 1 года, когда, предположительно, у человека функционирует механизм импринтинга, а от 1 года до 4–5 лет происходит формирование других привязанностей. Возраст до 6–7 лет является критическим для усвоения языка, базовых моделей мышления и норм социального поведения. В детской психопатологии чаще различают следующие критические периоды: первый – до 0,5–1 года после рождения (по другим данным, от 3 до 10 месяцев), второй – от 2 до 3 лет, третий – от 6 до 7 лет, четвертый – от 10 до 12 лет, пятый – от 14 до 16 лет. Эта периодизация до известной степени условна, поскольку созревание каждой функциональной структуры происходит в свое время. Тем не менее, именно к упомянутым критическим периодам приурочено появление, как определенных достижений, так и некоторых расстройств. Так, первый пик развития заикания относится к 2, а второй – к 4–5 годам жизни. Появление клинической симптоматики ряда форм наследственной патологии относится к первому полугодию жизни после рождения, а дисметаболические формы олигофрении обнаруживают себя впервые 3–4 месяца жизни детей. К концу 1-го года жизни некоторые исследователи относят формирование сознания и самоосознавания, а в интервале от 1 до 2 лет, как они полагают, дети определяются со своей половой принадлежностью. Соответствующие расстройства, предположительно, впервые возникают в этом же возрасте. В 3 года дети умеют сказать о своей способности осознавать собственное «Я» и о нарушениях в этой сфере, а также о самооценке, которая впервые обнаруживается в этом возрасте, и, как выясняется, она не всегда бывает адекватной. Например, завышенная самооценка, которая, предположительно, может быть связана в своем развитии с феноменом всемогущества мысли – ребенок думает, что многое вокруг него происходит непосредственно от его желаний и мыслей (такой симптом иногда возникает у взрослых пациентов с нарушениями самоосознавания). В возрасте 2 лет мышление ребенка из сенсомоторного превращается в наглядно-образное (предоперационное), а в 5–7 лет на основе последнего возникают структуры образного конкретного мышления, или стадии конкретных операций, по Ж. Пиаже. Задержка развития мышления проявляется в том, что переход от одной стадии развития мышления к другой происходит со значительным запозданием либо его не происходит вообще (следует заметить, что систематизированные сведения о нарушениях мышления у детей разного возраста в литературе отсутствуют). Г.И. Каплан и Б.Дж. Сэдок сообщают о том, что головной мозг ребенка увеличивается в массе не постепенно, а скачками. Эти скачки приурочены к возрасту 0,5–1 год, 2–3 года, 5–7 лет, 10–12 лет и 14–16 лет. Рост головного мозга является неравномерным и в том плане, что разные его структуры созревают в разное время. Наиболее поздно созревают структуры, ответственные за социальное и эмоциональное поведение, – это нейронные контуры, в которых объединяются полюса лобных долей и лимбическая система. Их созревание происходит к 25–30 годам. Упомянутые нейронные контуры, как предполагают, являются ответственными за социальное поведение человека и, следовательно, за личностные качества индивида. Что касается критических периодов дородового развития, то их, вероятно, столько же, сколько стадий такого развития. Но и здесь необходимо оговориться, что у каждого органа или системы существует свой критический период. Исключением является головной мозг, для которого весь дородовый период оказывается критическим.

Чувствительный период

Сенситивность (от лат. sensitivus — чувствительный) — оптимальное сочетание условий для развития психических процессов, присущих определенному возрастному периоду. В сенситивные периоды есть большая возможность предельно развить способности детей.

Сенситивный период — время максимальных возможностей для наиболее действенного формирования какого-либо свойства психики, период наиболее высокой пластичности. Он показывает свою способность к изменчивости согласно специфике внешних обстоятельств. В определенные сенситивные периоды происходит резкое увеличение чувствительности к определенным внешним влияниям из-за высокой пластичности нервной системы ребенка. Для начала нужно разобраться, сколько этих периодов у ребенка, в каком возрасте они наступают, какие именно знания ребенок легко воспринимает в каждом из них. Периоды максимальных возможностей и условий для развития у детей определенных свойств психики и восприимчивости к приобретению знаний и умений. 1,5—3 года. Период яркого восприятия речи, пополнения словарного запаса. В этом возрасте ребенок очень восприимчив к изучению иностранных языков. Также он благоприятен для развития моторики, манипуляций с предметами, восприятия порядка; 3—4 года. Этот период наиболее благоприятен для ознакомления со знаковым обозначением цифр и букв, подготовке к письму. Развиваются осознанная речь, и понимание собственной мысли, идет интенсивное развитие органов чувств; 4—5 лет. Этот период знаменуется развитием интереса к музыке и математике. Увеличивается активность ребенка в восприятии письма, цвета, формы, размера предметов, происходит интенсивное социальное развитие; 5—6 лет. Наиболее благоприятный период для перехода от письма к чтению. Этот период очень важен для привития ребенку социальных навыков и поведения; 8—9 лет. В этот период языковые способности вторично достигают пика. Он также имеет большое значение для развития воображения и культурного образования. На разных этапах сенситивного развития ребенка изменения в его психике могут проходить как постепенно и замедленно, так быстро и резко. Соответственно этому выделяются стабильные и кризисные стадии развития. Их еще называют поворотными моментами в развитии, или кризисами, если они протекают стремительно. В эти периоды ребенок особенно восприимчив к получению знаний и жизненных навыков. В организме ребенка происходят изменения, которые проявляются повышенной чувствительностью и ранимостью. На возникновение этих периодов мы повлиять не можем, поскольку это заложено человеческой природой. Но родители и педагоги должны (даже обязаны) предельно продуктивно использовать их для развития своего ребенка. При стабильной стадии развития характерно плавное, без резких сдвигов и перемен поведение ребенка. Это может быть даже незаметно для его окружения. Но эти перемены накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии. Стабильные этапы чередуются с кризисными. Кризисные периоды длятся недолго (от нескольких месяцев до 1—2 лет в зависимости от мудрости педагогов и такта родителей). Это чаще всего краткие, но бурные стадии. В кризисные периоды происходят значительные изменения личности ребенка. Сам кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты, неотчетливы. Обострение наступает в середине сенситивного периода. Родители видят резкие изменения в поведении, интересах, ребенок выходит из-под контроля взрослых. Индивидуальных различий во время кризисов гораздо больше, чем в стабильные периоды. В это время обостряются противоречия, с одной стороны, между взрослыми потребностями ребенка и его все еще ограниченными возможностями, и с другой — между новыми потребностями и сложившимися ранее отношениями со взрослыми. Современными психологами эти противоречия рассматриваются как движущие силы психического развития. По мнению Л.С. Выготского, самыми важными служат три сенситивных периода (кризисных момента) — 1 год, 3 и 7 лет. Педагоги и родители должны знать о кризисных моментах в жизни ребенка и своевременно подготовиться к ним для обеспечения наибольшего удовлетворения потребностей малыша в каждом сенситивном периоде.

Возрастная периодизация (по Л.С. Выготскому)

• Кризис новорожденности — младенчество (от 2 мес. до 1 года). В 1,5—2,5 мес. формируется мелкая моторика, развивается сенсорная область, ребенок познает мир, используя слуховые и тактильные ощущения. • Кризис 1 года — раннее детство (1—3 года). Появляются новые виды общения, происходит разрыв психологического единства «мать — дитя», развиваются речь и умственные способности.

Ведущий вид деятельности — эмоционально-непосредственное общение младенца со взрослым.

От 1 до 3 лет — сенситивный период для развития речевых способностей. Ребенок слушает, накапливает пассивный словарный запас, затем уже появляется речь, которая носит предметный характер. Развивается способность выражать свои желания и чувства.

В 2,5—3 года ребенок часто разговаривает сам с собой, что способствует развитию логического мышления, последовательности в речи. Со временем такие монологи он ведет уже мысленно. •

Кризис 3 лет — дошкольный возраст (от 3 до 7 лет). Ведущий вид деятельности — орудийно-предметный. Формируются самооценка и самосознание, происходит становление личности.

От 3 до 7 лет ребенок включается во взрослую жизнь, в разные виды деятельности, сам выбирает во что играть и свою роль в игре; интересуется звуками и буквами, т.е. их графическим изображением в виде символов. Активно развиваются воображение и отображение впечатлений об окружающем мире, взаимодействие с окружающими, общение. Ведущий вид деятельности — сюжетно-ролевая игра. •

Кризис 7 лет — школьный возраст (от 7 до 13 лет). Ведущий вид деятельности — учебный. Развиваются психика, мышление, специальные способности, личность ребенка и его межличностные отношения. •

Кризис 13 лет — пубертатный возраст (13—17 лет). Ведущий вид деятельности — личностное общение подростков. •

Кризис 17 лет — юношеский возраст (17—21 год). Ведущий вид деятельности — профессионально-учебный.

По мнению Л.С. Выготского, в эти моменты ребенку необходимо уделять повышенное внимание со стороны взрослых. В кризисные периоды ребенок становится восприимчив к приобретению определенных знаний и умений.

Вспомним сказку Р. Киплинга «Книга джунглей» и ее героя — Маугли, воспитанного в звериной стае. Замысел этой книги у автора возник не на пустом месте. В настоящее время существует около 4 тыс. официальных свидетельств подобных случаев. «Дети джунглей» оказались с самого раннего возраста в стае зверей (чаще волков) и не имели ни речевого, ни социального опыта в поведении и общении. После того как они были возвращены в нормальные условия жизни, несмотря на усиленный уход и специальные занятия с ними, вернуть их в человеческое общество уже не представлялось возможным. Максимальное количество слов, которому удалось научить всего нескольких таких детей, составляло не более 45. А их навыки человеческого существования после реабилитационного периода были скорее дрессировкой, как у домашних животных. Дети, находившиеся в среде животных первые 6 лет жизни, практически уже не смогут освоить человеческую речь, осмысленно общаться с другими людьми, ходить прямо и пр. Реабилитация ни в одном случае не была полноценной. Навыки животных (хождение на четвереньках, сыроедение, звериные звуки и привычки), приобретенные в раннем возрасте, сыграли для этих детей решающую роль. Дело в том, что самые ответственные сенситивные периоды становления личности человека были безвозвратно пропущены. Именно впервые, 5—7 лет жизни ребенок получает 70% всей жизненной информации. И если в этот период он оказывается в волчьей стае, то и вырастет волком. Звериные навыки, обретенные детьми, которые оказались с младенчества среди зверей, впечатываются в психику и физиологию, а человеческие навыки привить уже фактически невозможно, т.е. полноценными людьми такие дети уже никогда не будут.

Мудрецы считали, что каждый ребенок заговорит на языке своих родителей, даже если его этому никто не будет учить. Ребенок индийца заговорит на индийском языке, ребенок непальца — на непальском и т.п. Падишах усомнился в этом и решил поставить жестокий опыт: несколько грудных детей поселили в отдельных комнатах, а ухаживали за ними глухонемые слуги. Через семь лет вошедший падишах с мудрецами услышали бессвязные крики, вопли, шипение и мяуканье молодых звероподобных существ. Все это лишний раз доказывает, насколько важны для развития ребенка и его речи первые годы жизни.

Приведенные примеры как нельзя лучше доказывают правомерность существования сенситивных периодов в жизни каждого ребенка. Пропущенные по разным причинам, они будут невосполнимым пробелом на протяжении всей жизни человека.

Современный всемирно известный японский педагог-практик Масару Ибуки озаглавил свою книгу по детской психологии «После трех уже поздно». В своем труде ученый пишет о том, что ключ к развитию умственных способностей ребенка — его личный опыт познания в первые три года жизни. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребенка.

Здесь мы вновь видим подтверждение теории Л.С. Выготского о решающих сенситивных периодах в жизни ребенка и их значении в формировании личности.

Пластичность мозга ребенка раннего возраста (от 0 до 3 лет), психофизиологически оптимальные условия (сенситивные периоды) формирования эмоций, интеллекта, речи и личности определяют большие потенциальные возможности. Хотя японский ученый ставит акцент на двух (из трех основных, по Л.С. Выготскому) кризисных периодах развития — 1 год и 3 года, тем не менее, понятно, что без прочной базы развития личности индивидуума в первые два сенситивных периода (до 3 лет), мы теряем возможность всеобъемлющего развития умственных способностей ребенка. Только реализация всех возможностей предыдущей стадии обеспечивает благоприятный переход к новой стадии развития.

Л.С. Выготский писал, что новое не падает с неба, а появляется закономерно, подготовленное всем ходом предшествующего развития. Источником же развития служит социальная среда, в которой находится ребенок. • Итак, можно сделать следующие выводы.

Сенситивные периоды — возможность предельно развить способности детей в конкретном возрасте, при этом обращая внимание на качественность их развития. Это наиболее ответственные этапы развития детей. Стоит заметить, что данные периоды наступают у каждого ребенка, но время их появления и продолжительность индивидуальны, на их возникновение не могут влиять, ни педагоги, ни родители. При верном подходе можно продуктивно их применять для дальнейшего развития определенных способностей или типа деятельности. Именно поэтому на определенных возрастных этапах следует уделять большее внимание конкретной области, стараясь при этом развивать качественную составляющую способностей вашего ребенка. Нужно не ускорять, а обогащать психическое развитие, расширять возможности ребенка в свойственных его возрасту видах деятельности. Важно создавать необходимые условия, при которых дети смогут проявить способности. Не следует ограничивать деятельность малыша, нужно предоставлять ему возможность свободного творческого проявления.

Родителям и педагогам следует четко понимать, что чем больше круг интересов ребенка, тем более гармоничным он вырастет. Особенность развития ребенка заключается в том, что все новые умения, знания, навыки накладываются на уже изученные. В эти моменты ребенку необходимо уделять повышенное внимание со стороны взрослых.

Литература

• Богданович Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы. М., 1994.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? М., 1994.

Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. М., 1973.

Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 2, 5. М., 1982.

Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. М., 1985.

Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. Воронеж, 1998.

Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 1993.

Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1999.

Эльконин Д.Б. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. М., 1981.

Эльконин Д.Б.,

Божович Л.И. Развитие мотивов учения у детей 6—7 лет. Волгоград, 1999.

Категория: Всем учителям
13.12.2019 19:40


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!