Хочу поделиться информацией о сайте iSLCollective.com - виртуальном сообществе Иностранного языка как второго языка, созданном венгерскими разработчиками. На нем коллектив преподавателей языков со всего мира, на добровольной и бесплатной основе, делится друг с другом своим опытом работы в этой области. Приведу мысли и разработки по этому вопросу одного из преподавателей: Известно, что песня является одним из эффективных средств обучения языку. Здесь мне бы хотелось поделиться некоторыми идеями по работе с текстом песни при презентации или отработке будущего времени, а также привести довольно обширный список песен, где встречается эта временная форма.
Внимание: прежде всего, помните, что следует учитывать возраст учащихся перед тем, как познакомить их стой или иной песней. Не все из нижеприведённых песен подойдут для школьников. Помимо этого, есть и другие факторы, которые нужно иметь в виду. Например, не во всех странах родители положительно оценят прослушивание песен группы «Тату» на уроках. Плюс в песне и клипе Ирины Аллегровой на стихи Марины Цветаевой присутствуют религиозные христианские мотивы и нужно прежде уточнить, как отнесутся к такой песне в странах с иной религией. Варианты упражнений при работе с песней:
1) Удалить в оригинальном тексте глаголы, содержащие требуемое грамматическое явление, оставив пробелы. Ученики должны прослушать песню и вставить пропущенные слова.
2) Удалить в оригинальном тексте глаголы,оставив пробелы и написав рядом с ними инфинитив глагола в скобках. Ученики должны раскрыть скобки и поставить глаголы в нужную форму.
3) Удалить в оригинальном тексте глаголы, оставив пробелы. На другом листе распечатать глаголы, уже стоящие в нужной форме и вырезать их. Ученики должны слушая песню, ставить глаголы на место пробелов. 4) Распечатать текст песни и разрезать его по строчкам. При прослушивании ученики должны расставить строчки в нужной последовательности. Можно сначала дать им составить текст, а затем проверить правильность его составления при прослушивании.
5) Оставить основу глагола, удалив лишь окончания. Дети должны их восстановить.
6) Можно использовать индуктивный подход: раздав ученикам текст, учитель просит выделить/подчеркнуть глаголы, содержащие будущее время. Затем, глядя на глаголы, дети должны найти общее в этих глаголах и, таким образом, самостоятельно ввывести правило образования будущего времени (нужного вида) в русском языке. 7) Можно также вывести случаи употребления будущего времени, после разбора и перевода песни. Будущее время выражает: неуверенность, обещание, угрозу, предсказание, прогноз. Ученики должны ответить на вопрос: что выражает будущее время в данной песне. Например, в песнях в исполнении Ириный Дубцовой "О нём", "Я тебя отвоюю" и Анжелики Агурбаш "Я буду жить для тебя" выражено обещание.
8) Далее ученики ищут слова-маркеры времени (слова-маячки), такие как: возможно, вероятно, скорее всего, наверное, когда-нибудь, завтра, обещаю и др. Это задание даётся только в том случае, если такие слова действительно есть в песне. Если нет, то разбирается контекст, как в задании 7. 9) Если песня является русской кавер-версией песни, популярной в вашей стране/в мире, и в ней содержится примерно тот же грамматический материал, что и в оригинале (например, русский вариант песни I will survive), то можно поросить детей догадаться, какое грамматическое явление они будут изучать на уроке.
В списке ниже – песни разных лет и музыкальных направлений. Надеюсь, он поможет вам сэкономить время при поиске песен.
Ирина Дубцова / Ирина Аллегрова – Я тебя отвоюю (на стихи Марины Цветаевой), Алла Пугачёва – Монолог (стихи Марины Цветаевой),
Баста – Райские яблоки (стихи Владимира Высоцкого),
Стас Шуринс – Я вернусь (стихи Игоря Талькова),
Алла Пугачёва – Не отрекаются любя (стихи Вероники Тушновой),
Николай Караченцов – Ты меня на рассвете разбудишь (стихи Андрея Вознесенского),
Татьяна Овсиенко – Сон (стихи Татьяны Снежиной),
Александр Барыкин – Букет (на стихи Николая Рубцова),
Валерия – Я тебя отпущу (стихи Риммы Казаковой),
Михаил Боярский – Всё пройдёт (стихи Леонида Дербенёва), Маша Распутина – Всё забудется (стихи Леонида Дербенёва),
Лика Рулла – Если ты уйдёшь (песня Жака Бреля Ne me quitte pas/If you go away на русском),
Эд Шульжевский – Судьба (ария из мюзикла "Ромео и Джульетта" – Rom?o et Juliette, de la haine ? l'amour–, французское название J'ai peur ) перевод Наума Олева,
Вика Дайнеко – Я буду жить (I will survive),
Зара – Титаник (My heart will go on) http://www.youtube.com/watch?v=UNBnidm9F7c
Кола Бельды – Увезу тебя я в тундру, Муслим Магомаев – Если ты уйдёшь,
Алена Апина – Я тебя у всех украду,
Тату – Нас не догонят (если в какой–то из стран есть неоднозначное отношение к этой группе, то лучше, наверное, воздержаться от ознакомления с их творчеством),
Анжелика Агурбаш – Я буду жить для тебя,
Леонид Агутин и Анжелика Варум – Я буду всегда с тобой (здесь ещё хорошо представлен творительный падеж),
ВИА Сливки – Буду я любить тебя всегда,
Денис Майданов – Вечная любовь,
Никита – Однажды, Антон Макарский и Виктория Морозова – О тебе,
Гарик Сукачев – Когда закончится последняя война,
Алёна Свиридова – Будет так всегда,
Тина Кароль – Выше облаков,
Ирина Топорец и Алексей Чумаков – Когда забудешь ты меня,
Дельфин – Снеговик,
Анна Герман – Эхо любви,
Эдита Пьеха – Белый вечер,
Юта – Жили были,
София Ротару – Мы будем вместе,
Би–2 и Чичерина – Мой рок–н–ролл,
Свинцовый Туман – Я знаю, Агата Кристи – Никогда,
Сплин – Солнце взойдет,
Виа Гра – Я не вернусь,
Денис Майданов – Пуля,
Ёлка – На воздушном шаре,
МакSим – Я буду жить,
МакSим – Ветром стать,
Империя – Поезд на Ленинград
Непара – Подарю тебе полмира,
Игорь Николаев – Один вечер из жизни,
Вадим Усланов – Ты сделана из огня,
Татьяна Буланова – Не плачь,
Александр Иванов и Владимир Пресняков – Я буду помнить,Катя Лель – Долетай,
Николай Басков – Я буду руки твои целовать,
Алексей Глызин – Пепел любви
Алёна Свиридова – Розовый фламинго http://www.youtube.com/watch?v=RrlbRBgOjV4
(+условное наклонение),
Марк Тишман – Я стану твоим ангелом,
Алла Пугачёва и Кристина Орбакайте – А знаешь, все еще будет
Любовь Успенская – Кабриолет, (+сослагательное наклонение и прошедшее время)
Согдиана – Ветер догнать
Зара – Небом на двоих http://www.youtube.com/watch?v=7DUokewgdW0 +прошедшее время),
AMADEA – Милый ангел, сошедший с небес,
Татьяна Буланова – Не плачь,
Алла Пугачева – Надо же http://www.youtube.com/watch?v=yvrAbexNRRU
Азиза – Легенда о слепом орле (припев и 2–й куплет),
Валерий Меладзе – Не тревожь мне душу, скрипка. (здесь ещё повелительное наклонение неплохо показано),
Александр Панайотов и Лариса Долина – Лунная мелодия,
София Ротару – Я назову планету именем твоим
Лев Лещенко – Не плачь, девчонка!,
Татьяна Буланова – Ледяное сердце,
Муслим Магомаев – Серенада Трубадура (Луч Солнца Золотого),
(+настоящее время)
Отт Лепланд – Слушай – русская версия Kuula,
Елена Панурова – Я тебя никому не отдам (припев),