СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Патриотическое воспитание

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение педагогического опыта

Баклановой Любови Александровны

учителя английского языка высшей категории

(стаж работы 29 лет),

практического психолога

(стаж работы 20 лет)

МОУ «СОШ № 65 с углублённым изучением английского языка»

«Воспитание гражданина»

Свою педагогическую задачу я вижу в воспитании патриота России, «ориентированного на приоритет национальных российских ценностей при уважении к ценностям других культур; стремящегося в разумных пределах сочетать личные интересы с интересами общества, государства и других людей; способного правильно выбирать жизненные цели» (Н.Д. Никандров). Моя миссия – воспитание учащихся в интернациональном духе, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих терпимость, уважительное отношение к языку, традициям и культуре других народов с акцентом на российскую действительность.

Воспитание гражданского самосознания является сердцевиной воспитательной системы школы. Содержание этого процесса - совместная деятельность взрослых и детей по изменению условий жизни, когда происходит историческая преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России.

В наши дни Россия переживает духовный кризис, который выражается в «угасании» патриотических чувств, смене нравственных ценностей. Недостаточно значимы стали традиции и обычаи семьи. Современные дети испытывают большое влияние средств массовой информации, Интернета. Интерес к западной культуре сводится к бестселлерам, фильмам, музыке и шоу программам. Обсуждение таких тем, как патриотизм, любовь к Родине, уважение к семейным традициям, к своей и другим культурам, происходит в школе и в семье редко.

Это побудило меня задать себе вопрос: «Как помочь ребёнку самоидентифицироваться как носителю родной культуры?» Необходимо было разработать систему урочной и внеурочной деятельности: определить цели и задачи, содержание (усиление гражданско-патриотического компонента), методы, приёмы, способы деятельности, которые должны приводить к планируемому результату - воспитанию гражданина, любящего свою Родину и достойно представляющего родную культуру. В диалоге культур важную роль играет знание иностранного языка, которое позволяет взаимодействовать с представителями другой культуры на более качественном уровне.

Патриотическое воспитание проходит «красной нитью» через весь изучаемый материал на уроке английского языка и во внеклассной деятельности по предмету. Эту цель я реализую через решение следующих задач:

- воспитывать патриота России, Перми, района и своей школы через уроки английского языка, внеклассную деятельность и классное руководство;

- формировать мотивацию к изучению английского языка, как средства

общения с представителями другой культуры.

На уроках английского языка я учу детей занимать и отстаивать гражданскую позицию, стараюсь пробудить в детях чувства эмпатии, неравнодушия, соучастия и сопереживания к другим людям. Для роста мотивации к предмету в ходе урока решаю психологические и социальные задачи, считаю коммуникацию на языке состоявшейся, если снято чувство страха использования иностранного языка, и когда ученик больше думает над тем, что сказать, а не как это выразить, поэтому на моих уроках царит доброжелательная атмосфера, которая способствует раскрепощению детей. Мои приоритеты: гуманное отношение, отказ от авторитарного подхода, понимание и принятие каждого ребенка, желание и умение слушать и услышать, мотивировать на творческий и практический подход в изучении языка, а также культивировать патриотические чувства к Родине.

Мой опыт педагогической деятельности показывает, что изучаемая на уроках тема интересна в том случае, если она имеет личностный смысл для ребёнка и социально-практическое значение. Организую работу на уроке так, чтобы учащиеся «пропустили каждую тему через себя», структурируя содержание с акцентом на российскую действительность, активизирую чувства и эмоции, чтобы материал остался в памяти и стал жизненным опытом ученика.

Решая задачи формирования поликультурной личности, ее гражданской позиции, пробуждения интереса к европейской и российской культуре, гордости за свою страну я использую современные образовательные технологии: проектную, ИКТ, обучение в сотрудничестве, игры. В проектной деятельности я использую метод обучения в сотрудничестве, который предполагает командную работу. Я нахожу ей применение в классах, где много детей - лидеров с холерическими проявлениями характера. Условия сотрудничества ставят их в новые рамки взаимоотношений. Каждая тема базового курса заканчивается проектом, традиционно совместный проект разрабатывают и реализуют ученики разных классов. Например, при изучении темы «Страны изучаемого языка. Символика» ученики 6 класса вместе с учениками-волонтёрами из 9 класса, которые побывали в Англии и Америке, выполняют совместный проект – презентацию с фото- и видеоматериалами. Такое общение учащихся разного возраста служит передаче и приобретению социокультурного опыта, мотивирует младших школьников на изучение английского языка, для того, чтобы использовать язык в реальных ситуациях общения при посещении англоязычных стран. В такой деятельности я вижу не только развитие коммуникативной компетенции учащихся, но и развитие умений толерантного взаимодействия учащихся между собой, умений уважать культуру других народов, достойно представлять свою культуру.

Возможность осуществлять творческую, поисковую, исследовательскую деятельность при работе с иноязычными текстами способствует развитию интеллектуальных возможностей, формированию навыков работы с информацией с применением ИКТ, c успехом участвовать в НПК школы и района и города. Дети начальной школы уже 6-й раз участвуют в городской НПК «Аз-Буки-Веди» в номинации «Разноязычный мир» при гимназии 8. Так, мы выступали с темами «Во имя жизни на земле», «Я за тебя в ответе», «Игрушки-убийцы», «Семейное древо», «Мотивация Российских и Британских школьников» и «Мой реальный и виртуальный мир», где занимали призовые места и с удовольствием выступали перед учительским и ученическим коллективом школы. Ученики старшей школы также получали призовые места, выступая с темами «Счастливый ребенок разведенных родителей», «Стресс в школе», «Поощрения и наказания в семье» на 2-х городских НПК «Мы открыты для мира и мир открыт для нас» при ПГПУ на базе гимназии № 31. Таким образом, в ходе проектной деятельности учащиеся получают возможность участия в совместном планировании деятельности, прогнозировании её результатов. Это способствует развитию коммуникативных и организационных умений учащихся, умению работать в разновозрастной команде

Для развития умения рассуждать, я применяю технологию проблемного обучения, используя форму эссе. За долгую педагогическую практику у меня появился сборник работ учащихся – эссе на различные темы. В своих эссе ученики рассуждают, обосновывают свою точку зрения по различным аспектам развития гражданского общества. Радует, что учащиеся умеют обосновать свою гражданскую позицию, чувствуют ответственность за своё образование, умеют выразить сочувствие, благодарность другим людям, готовы прийти на помощь. Моя методика

работы по написанию эссе заинтересовала партнёров из Америки в рамках культурно – образовательного обмена с Хоутон Колледж (Houghton College).

Наша поездка 5-х учителей английского языка из Перми состоялась зимой 2009 года. Мы посетили детские сады, школы и колледжи Ноутона, Джеймс Тауна. Были в Нью Йорке и Вашингтоне. У меня была возможность обменяться опытом подходов к написанию эссе.

Для формирования и развития умений представления культуры малой родины мною разработан спецкурс «Моя Родина здесь». Данный спецкурс рассчитан на разные уровни, глубже раскрывает уже имеющиеся в учебном плане темы о России и предполагает изучение города Перми, Кировского района. Данный спецкурс способствует расширению кругозора учащихся, формированию языковой компетенции, а также более глубокому проникновению в традиции и обычаи каждой семьи. Всё для того, чтобы ребёнок мог поделиться опытом семьи, а самое главное, чтобы он увидел, чем его семья отлична от других и насколько богата духовно. Предлагаю фрагмент моей программы. (Программа прилагается)

Дети не готовятся к будущей жизни, а живут «здесь и сейчас». Важно создать условия, при которых они смогут проявить себя, сделать осознанный выбор, научиться взаимодействовать в социуме, имея свою позицию. Поэтому я личным примером показала, как можно выразить свою позицию, откликнуться на трагические события в стране и мире. Моя работа «Нет терроризму! Ключи к прогрессивному обществу» была представлена на конкурс телекоммуникационных проектов «Личность и общество в России». (www.gym6.narod.ru) /Проекты/Личность и общество в России/Проблемы общество/N 21 Ключи к прогрессивному обществу/. На сайте вскрываются причины возникновения терроризма и называются пути к мирному сосуществованию.

Эта работа вызвала волну поддержки, которая вылилась в акцию газеты Кировского района «Время Закамское». Газета опубликовала статьи, составленные на основе сочинений моих учащихся из разных классов. Для читателей газеты я переводила сочинения на русский язык. Нами написано уже 5 статей в газету. Вот живое слово детских душ к событиям 14 сентября 2008 года.

КОГДА ПЛАЧЕТ СЕРДЦЕ Пройдёт время, изменится всё вокруг, но не изменится наше отношение к таким событиям. Потеря близкого, родного человека - невосполнимая утрата, боль и рана, которой не суждено зажить…Память каждый раз будет напоминать о том, кто был рядом, понимал тебя и любил. Как много ты ещё не успел сказать ему…Теперь, как говорят психологи, каждый день надо учиться жить без него. Мозг, кажется, понимает, а сердце…плачет и болит, не может поверить и смириться. Что делать, если больно? Говорят, если поделиться своим горем, то эта ноша станет чуточку легче. Коллектив нашей школы №65 выражает глубоко сочувствие всем, кто не спал в эту декабрьскую ночь, верил и надеялся на чудо, чтоб …только выжил! И снова пишут дети. Утро. Понедельник. Первый урок. 11 класс. Тишина. Письма. Слёзы. «Я думать даже боюсь, как это тяжело!» «Крепись, Бог не даёт нам больше испытаний, чем мы сможем вынести!» «Стоит тебе только протянуть к нам руку, мы схватим её и будем держать крепко – крепко!»

«Ты так хотел не увидеть её в списках погибших…» «За одну ночь 100 матерей потеряли навсегда своих детей, а сколько детей остались без мамочки или папы? У папы погиб друг с женой, оставив 2-х летнего малыша. Кому он теперь скажет «мама и папа»?» «Надо ценить тех, кто рядом, иначе просто в один момент их может не стать!» «Думаю, что все многократно объезжали больницы в надежде. Никто не торопился поехать на опознание» «Эту боль утраты я испытала 5 лет назад. Я тебя понимаю. Ты – растение, которое преодолевает жару, морозы, дождь и ветер. Пусть это растение вырастет и окрепнет!»«Говорят, человек живёт, пока его помнят. Люди, не забывайте!» «Так жаль погибших, но сейчас мне больше жаль живых, кто не может оправиться от горя» «Он ещё два часа вытаскивал пострадавших. Ушёл снова и больше не вернулся. Дядя Андрей, как об этом сказать твоему сыну?» Кто захотел адреналина Для них искрился фейерверк И всё казалось так красиво А для кого-то свет померк… (Яна, 7 В класс)

Я каждое утро теперь без мамы. На небо каждую ночь смотрю. И чувствую, нежные руки Гладят лицо и чёлку мою. (Лиза, 7В класс) Облако сердцем Дождь как слеза Смотрят с небес Моей мамы глаза (Бакланова Л.А.) Пусть живой цветок, возложенный твоей семьёй, придаст силы и веру, что в сердце ещё будет тепло…

Кроме того, стараясь оставаться примером для детей, я собрала материал о своей семье, родственниках, профессия которых – педагог и предоставила этот наиценнейший семейный материал на Конкурс «Династия в образовании», номинация «Из века в век», где стала победителем. Момент сбора информации о нашей династии, встреч с родными людьми стал для меня самым значимым в жизни. Я почувствовала себя частью большого, на мой взгляд, самого нужного на земле дела: передавать опыт молодым, отдавая себя детям. Именно тогда я поняла, насколько правильно был сделан мой выбор профессии, так как вместе со мной в образовательных учреждениях трудились и трудятся до сих пор 24 педагога. Нашей династии педагогов уже более 80 лет, состоит из 4 поколений, начинается с фамилии Кетовых, моего деда и бабушки в селе Дмитриевском Ильинского района. Педагогический стаж более 524 лет.

Естественно, моему примеру последовали дети моего класса. По их инициативе появился патриотический клуб «Корни», в котором стартовал первый проект «Моё семейное древо», где заинтересованно участвовали не только дети, но и их родители, что снова оказалось очень ценным приобретением в копилку нравственно-патриотических чувств, моментом сплочения членов семьи, переоценки духовных ценностей. Позже мы прожили еще 3 проекта: «Герб школы», «Самая старая фотография в семейном альбоме» и «Не забывайте учителей» о поддержании теплых отношений с учителями – ветеранами школы. Так, для нашего класса было радостью – встреча с Колузаевой Валентиной Тимофеевной на День Учителя, 8 Марта, 9 Мая и день рождения класса. Она пишет рассказы и стихи, подарила нам книгу со стихотворением, посвященным детям класса.

Для повышения языковой компетенции во внеурочное время поддерживаю интерес к предмету через разнообразные мероприятия: инсценировка сказки, литературного произведения; конкурс чтецов на английском языке, концерты для родителей. Умение презентовать свое творчество, проявить себя в том виде творчества, который тебя интересует – важный показатель успешности ученика. Учителю нужно увидеть этот интерес в ученике и помочь ему проявить себя. Ученики классов, где я преподаю английский язык, принимают участие в Неделе иностранного языка в школе. Оформление газет, литературные переводы, участие в концерте и викторине по странам изучаемого языка предусматривает демонстрацию языкового уровня и способствует росту мотивации к предмету. В конкурсе Светский бал в инсценировках литературных произведений на английском языке 5 пар, подготовленных мною, заняли I, II места, Гран При получил ученик Александр Туров, 11 класс (2006 год).

Желание учиться за рубежом и одновременно знакомиться со страной изучаемого языка, позволил создать Проект «Учимся, путешествуя». Уже 2 раза я была руководителем группы школьников, выезжавших в Великобританию, в Лондон на 2-х недельное обучение при колледже и знакомство со страной, ее традициями и обычаями. Подобный опыт бесценен, так как дети, окунаясь в языковую среду, набираются опыта общения на языке и с лёгкостью ведут диалог с акцентом на Российскую действительность. Мы вновь приглашены Westminster University на 2-недельное обучение и туризм в Лондон.

Стало традицией в нашей школе проводить международный Российско-Американский лагерь. Преподавателями отрядов являются преподаватели колледжа из города Houghton штат Нью-Йорк. Я и учащиеся моих классов – активные участники этого проекта. Я в роли педагога отряда помогаю детям и преподавателям в создании уютной языковой атмосферы.

В настоящее время учащиеся моих 6 и 8 классов участвуют в новом международном проекте «Творческое письмо». Мы наладили мостик сотрудничества с частной школой (Fuqua school) в местечке Farmville, штат Вирджиния, США. Кроме личного общения мы преследуем цель приобретения навыка оформления и содержания письма европейского стандарта. Посланные письма были высоко оценены преподавателями и детьми школы, что, естественно, мотивирует моих ребят писать новые письма.

Воспитывать патриотизм нужно через любовь к своей семье, школе, поселку. Как классный руководитель веду цикл классных часов на тему «Моя семья замечательна тем, что…». Положительным результатом является желание детей рассказать о родителях, родственниках, семейном древе, проиллюстрировать традиции и увлечения семьи. Ученики вместе с родителями включаются в проектную деятельность. Нами создан виртуальный фотоальбом «Профессии в моей семье». Совместная деятельность детей и родителей вызывает у детей чувство гордости, сопричастности и желание продолжить дело родителей, таким образом вырабатывается умение сделать выбор своей будущей профессии, желание быть нужным людям. А это - гражданская позиция. Для повышения качества знаний необходимо, чтобы все участники образовательного процесса - родители и учащиеся - чувствовали ответственность за образование. Для этого, встречаясь в начале года с родителями и учениками, в процессе совместного целеполагания, мы планируем конечный предполагаемый результат: чему научатся дети, какие приращения произойдут в развитии личности ребенка и какими методами это будет достигнуто, а самое главное, как научить ребенка учиться в течение всей жизни. Я считаю, что родители – партнёры процесса образования, совместно с педагогом они создают условия ребенку для осознанного выбора дальнейшей образовательной траектории. Для стимулирования повышения индивидуального результата учащегося мы составляем рейтинг успеваемости, вместе с детьми обсуждаем проблемы и совместно разрабатываем способы их решения. Таким образом, формируется гражданская позиция учащегося, когда он делает осознанный выбор способов и средств достижения образовательного результата.

Тематические классные часы направлены на развитие нравственности: «Чувство долга», «Ответственен перед собой», «Даю слово!», «Я защищу тебя!», «Тебе нужна моя поддержка!»; на развитие патриотизма: «Я – частица мира», «Мой дом», «Традиции», «Мои соседи», «Подарки», «Школа среди сосен», «Горжусь тобою, Пермь!»

В рамках клуба «Корни» в 8 и 9 классе начался семейный проект «Традиции семьи. Профессии. Хобби. Блюдо». С большим удовольствием на семейные встречи приходили целые семьи: родители учеников с младшими или старшими детьми и бабушками. Презентации, созданные руками родителей и детей, живой рассказ о семейных профессиях и традициях сопровождался вкусным застольем семейных фирменных блюд. Нашему примеру последовало еще несколько классов в школе. И такой опыт дорогого стоит. Пробудить желание семьи с гордостью поделиться всем, что имеют – это на сегодняшний день – редкость.

Трижды в год провожу психологическую диагностику и коррекционную работу - СПТ (социально-психологические тренинги). Администрация школы и учителя отмечают, что в классе царит дух взаимовыручки и поддержки. Творчество и «фонтан» идей не даёт коллективу стоять на месте. Через приём общения «Тёплые письма» происходит эмоциональное сближение, разрешение скрытых конфликтов, устанавливаются доверительные отношения. Более 18 лет я провожу, на мой взгляд, самый результативный вид коррекционной работы – СПТ, и в своём классе в том числе. Во время тренинга осуществляется тренировка душевных качеств, отрабатываются приёмы поведения для той или иной новой жизненной ситуации ребёнка. В обязательном порядке решаем вопросы нравственности и культуры.

Совместная деятельность на мероприятиях класса накладывает ответственность за себя и за других, приобретается драгоценный индивидуальный социальный опыт толерантного поведения в классе, школе. Как результат сплочённости, уже 2 года существует школьная спортивная команда по черлидингу на базе моего 7В класса, которая уже успешно выступал на соревнованиях города и края (2009 – I место в области, 2010 – II место).

В сентябре каждого года мы являемся активными участниками акции «Чистый берег». Диплом 1 степени и трансляция интервью и уборки детей на Утином болоте по Урал ТВ усилил мотивацию и значимость подобных акций. Теперь дети говорят «Значит, это надо не только нам…». Применяя метод обучения в сотрудничестве для создания команды, я воспитываю толерантность и ответственность не только за себя, но и за всю команду. Умение держать слово, поддержать другого ученика даёт возможность самоутвердиться в группе и классе.

Мои ученики принимают участие во Всероссийской олимпиаде по английскому языку, в региональной Оксфордской олимпиаде, которая проходит ежегодно в учебном центре “Welcome”. С 2006 радуют дети, занимающие призовые места на муниципальном, региональном и даже федеральном уровне в Российской олимпиаде с 8 результатом. Также, в Оксфордской олимпиаде II (7 и 8 классы) и III места (8 и 3 классы). Выполнение заданий олимпиад способствует развитию мотивации на дальнейшее изучение иностранного языка. Задания олимпиад предполагают не только наличие знаний, но и нацелены на развитие мышления, умение предъявлять и защищать свое мнение, свою позицию, поэтому я заинтересована в том, чтобы мои ученики принимали активное участие в олимпиадах различного уровня.

Как результат постоянной работы, направленной на создание комфортного микроклимата для учёбы и общения, для развития лидерских и организаторских качеств, а также в результате совместной деятельности всех участников образовательного процесса в классах, где я была классным руководителем, была 100% успеваемость, 2 золотых медалиста; 4 серебряных медалиста; 24 хорошиста; 12 участников региональных олимпиад по различным предметам.

Продолжение своей психолого-педагогической деятельности вижу в наставничестве молодых педагогов, в обучении выпускников школы, ныне студентов ВУЗов Перми:

Наши выпускники, связавшие свою судьбу с английским языком – 7 человек, с психологией – 6 человек.

Это те, кто, возможно, продолжит мой опыт.

Мой многолетний опыт по обучению и воспитанию детей показывает, что только во взаимодействии педагога, ребёнка и родителей, в совместном творческом поиске, происходит, с одной стороны, становление и развитие профессионального мастерства учителя, с другой стороны, максимальное раскрытие потенциала ученика, его личностное самоопределение и становление гражданской позиции.

Категория: Всем учителям
01.09.2015 20:09


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!