СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Патриотическое воспитание на уроках информатики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Патриотическое воспитание является одним из основных направлений воспитательной работы в техникуме. Оно предполагает формирование у обучающихся общественно значимой ориентации, гармоничного сочетания личных и общественных интересов, развивает способность преодоления чуждых российскому обществу процессов и явлений, разрушающих его устои и потенциал созидания.

В рамках реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» работа по патриотическому воспитанию студентов может гармонично проводится на уроках информатики и ИКТ.

Цели:

  • осознание обучающимися своей причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему;
  • развитие у обучающихся высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности;
  • становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способной проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества.

Задачи:

  • утверждение в сознании и чувствах обучающихся социально значимых патриотических ценностей, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной и военной службы;
  • воспитание обучающихся в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни;
  • привитие обучающимся чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации - Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества;
  • создание условий для усиления патриотической направленности средств массовой информации при освещении событий и явлений общественной жизни, активное противодействие антипатриотизму, манипулированию информацией, пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, искажению и фальсификации истории Отечества;
  • формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между обучающимися различной национальности.

В связи с усилением патриотического воспитания студентов на уроках информатики и во внеурочное время можно выделить следующие направления работы преподавателя информатики:

Духовно-нравственное воспитание

На современном этапе развития информационного общества именно уроки информатики способствуют формированию у обучающихся нового типа мышления, ориентации на самообучение и саморазвитие, осознание и реализацию своих информационных потребностей, а соответственно и выработку культуры потребностей. Духовно-нравственное воспитание на уроках информатики препятствует превращению студента в неразборчивого потребителя информационно-телекоммуникационных услуг. Оно воспитывает у обучающихся новую коммуникативную культуру, основанную на осмыслении полученной информации, критическим подходам к различным источникам, манипулирующим фактами и искажающим исторические факты, умении противостоять потоку негативной, антигуманной, антипатриотической информации.

Художественно-эстетическое воспитание

Художественно-эстетическое воспитание реализуется не только на этапах обучения информатики «Обработка графической информации», «Обработка звуковой информации», но и в процессе выполнения проектных и творческих работ, создании школьных СМИ. Именно на этом направлении патриотической работы удачно формируются национальная и религиозная терпимости. В ходе создания проектов по художественным промыслам, этническим музыкальным особенностям развиваются дружеские отношений между обучающимися многонационального образовательного учреждения.

Правовое воспитание

Правовое воспитание реализуется в рамках направления «Социальная информатика» в вопросах, связанных с использованием и защитой информации и авторских прав.

Гражданско- патриотическое воспитание

Гражданско-патриотическое воспитание реализуется в рамках общетехникумовских, муниципальных, региональных творческих конкурсных работ в области информационных технологий (компьютерная графика, презентации, анимация, web-сайты, посвященные знаменательным датам в истории малой Родины и Отечества). Немаловажную роль в гражданско-патриотическом воспитании играет краеведческая и исследовательская работа, проводимая в музее техникума. Помимо этого необходимо включать в процесс обучения задачи, несущие исторические данные о своей семье, о нашей стране и народе, статистические данные Российской Федерации (население, национальности, географические данные, исторические сведения и т.п.), сведения о героях ВОВ, людях, являющихся гордостью России.

Экологическое воспитание

Экологическое воспитание реализуется в рамках организации межпредметных связей информатики предметами естественнонаучного направления (география, биология, экология, химия, физика). Ведущую роль в данном направлении играют проектная и исследовательская деятельность на уроках и во внеклассной работе.

Все вышеперечисленные направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в образовательный процесс через:

  • знаниевый компонент;
  • региональный компонент с рассмотрением гражданской и патриотической тематики;
  • систему тематических, творческих внеклассных воспитательных мероприятий по предмету;
  • средства массовой информации в техникуме;
  • участие в тематических конкурсах, выставках и т.д.;
  • активное сотрудничество с социумом и общественными организациями.

Данная модель патриотического воспитания основывается на следующих документах

  • Конституция Российской Федерации,
  • федеральные законы Российской Федерации "Об образовании", "О ветеранах", "О днях воинской славы (победных днях) России", "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов",
  • Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. N 24 "О Концепции национальной безопасности Российской Федерации",
  • постановления Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. N 795 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы", другие нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в части, касающейся вопросов патриотического воспитания.

Модель патриотического воспитания обучающихся на уроках информатики помогает обеспечить целенаправленное формирование у студентов активной позиции, способствовать включению их в решение общественных задач, создавать условия для развития у них привычки действовать в соответствии с национальными интересами России.

Оценка результативности патриотического воспитания

Оценка результативности патриотического воспитания выполняется на основании системы объективных критериев (методическое пособие «Критерии и основы методики оценки результатов работы по патриотическому воспитанию», издано Российским государственным военным историко-культурным центром при Правительстве Российской Федерации). Данная система включает в себя не только целенаправленность и системный характер воспитательного процесса, но и научное обоснование методов и технологий воспитательного воздействия.

Основным критерием результативности является уровень патриотизма.

Как определяет Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, «патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите».

Исторически сложилось так, что патриотизм стал одной из наиболее ярких черт характера россиян. Русскому патриотизму присущи свои особенности:

  • высокая гуманистическая направленность;
  • веротерпимость;
  • соборность и законопослушание;
  • потребность россиян к коллективной жизни;
  • особая любовь к родной природе.

Показатели критерия:

Когнитивный (познавательный):

  • знание собственной истории (семьи, рода, фамилии) на фоне знания логики отечественного историко-культурного процесса;
  • знание о малой родине (родной край: история, культура, традиции, достижения, проблемы и др.);
  • знания о своем Отечестве, его истории, культуре, этносе, героических свершениях, военной истории, достижениях, проблемах и др.;
  • понимание сущности и особенностей российского патриотизма;
  • знание содержания таких понятий и категорий, как «Отечество», «патриотизм», «патриот», «долг», «служение Отечеству», «национальные интересы», «защита Отечества» и др.;
  • понимание роли, места и значения России в мировой цивилизации, самобытности и уникальности нашего общества и государства, имеющих свой путь в истории человечества;
  • способность к анализу процессов и явлений, проблем и противоречий, присущих обществу и государству, понимание их причин и путей решения в интересах динамичного развития, обеспечения национальной и военной безопасности России.

Мировоззренческо-ценностный:

  • осмысление Отечества как высшей социально значимой, духовно исторической и интегрированной ценности;
  • осознание неразрывности с Отечеством, неразрывной сопричастности с тем, что его составляет (природа, история, язык, культура, национальная принадлежность, родословие, религия, территория, менталитет и др.);
  • гордость за принадлежность к истории, традициям, культуре, героическим свершениям и достижениям Отечества;
  • приоритетность ценностей и интересов Отечества перед индивидуальными, семейными, групповыми, корпоративными, национальными, политическими и др.;
  • осмысление своей роли и места в жизни общества, государства и служении Отечеству (социально-ценностное самоопределение);
  • убеждение в необходимости достижения и защиты национальных интересов России, возрождения ее силы и могущества.

Мотивационно-потребностный:

  • потребность в познании исторического прошлого и современного этапа развития России;
  • проявление устойчивого интереса к истории (особенно военной) России, к проблемам и особенностям развития современного общества, государства, Вооруженных Сил;
  • наличие патриотических идеалов, духовных, нравственных и культурных образцов как регулятивов жизнедеятельности личности, группы;
  • позитивное отношение и интерес к Вооруженным Силам, другим войскам, воинским формированиям и органам, желание выполнить гражданский и воинский долг по защите Отечества;
  • проявление смыслообразующих ценностных мотивов жизнедеятельности по созиданию и защите Отечества;
  • наличие опыта патриотической мотивации в социально значимых видах деятельности, особенно воинской;
  • следование патриотическим принципам, проявление гражданской и патриотической позиции, прежде всего в обеспечении национальной и военной безопасности России.

Деятельностно-поведенческий:

  • готовность к непосредственному участию в созидательной деятельности на благо Отечества и его защиты;
  • отстаивание и утверждение патриотизма, достойного служения Отечеству как жизненно важного принципа в борьбе с русофобией, космополитизмом, маргинальностью, с его деформациями и извращениями как высшей ценности.

Конечным результатом реализации модели патриотического воспитания должны стать духовный и культурный рост студента, гражданская позиция и патриотическое осознание себя как гражданина великой страны, достойных восприемников отечественной истории, культуры, ценностей и традиций российского государства, а также повышению их социальной активности.

Проблемы, с которыми может столкнуться преподаватель в реализации данной модели

Основной проблемой является отсутствие достаточного объёма методической литературы по информатике, имеющей патриотическое направление. В этом случае огромную роль играет наличие скоростного доступа к сети Интернет и умение находить необходимый материал в огромном море информации. В связи с этим приходится затрачивать дополнительное время на подготовку к урокам, самостоятельно выискивать данные для задач, постоянно контролировать работу обучающихся по поиску информации для исследовательских проектов. В случае планомерной и непрерывной работы у преподавателя накопится необходимая информационная база, которая в дальнейшем уберёт ряд проблем. Но, в связи с постоянным развитием общества и изменением международной ситуации, исследовательские работы будут неизменно требовать пристального внимания преподавателя, так как возможны выходы обучающихся на недостоверные сетевые источники информации.

Ниже в таблицах 1-3 представлены примерное планирование материала, возможные задания на уроках, темы диспутов, конференций проектов.

Категория: Информатика
27.10.2018 19:28


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!