СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Патриотическое воспитание является одним из основных направлений воспитательной работы в техникуме. Оно предполагает формирование у обучающихся общественно значимой ориентации, гармоничного сочетания личных и общественных интересов, развивает способность преодоления чуждых российскому обществу процессов и явлений, разрушающих его устои и потенциал созидания.
В рамках реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» работа по патриотическому воспитанию студентов может гармонично проводится на уроках информатики и ИКТ.
Цели:
Задачи:
В связи с усилением патриотического воспитания студентов на уроках информатики и во внеурочное время можно выделить следующие направления работы преподавателя информатики:
Духовно-нравственное воспитание
На современном этапе развития информационного общества именно уроки информатики способствуют формированию у обучающихся нового типа мышления, ориентации на самообучение и саморазвитие, осознание и реализацию своих информационных потребностей, а соответственно и выработку культуры потребностей. Духовно-нравственное воспитание на уроках информатики препятствует превращению студента в неразборчивого потребителя информационно-телекоммуникационных услуг. Оно воспитывает у обучающихся новую коммуникативную культуру, основанную на осмыслении полученной информации, критическим подходам к различным источникам, манипулирующим фактами и искажающим исторические факты, умении противостоять потоку негативной, антигуманной, антипатриотической информации.
Художественно-эстетическое воспитание
Художественно-эстетическое воспитание реализуется не только на этапах обучения информатики «Обработка графической информации», «Обработка звуковой информации», но и в процессе выполнения проектных и творческих работ, создании школьных СМИ. Именно на этом направлении патриотической работы удачно формируются национальная и религиозная терпимости. В ходе создания проектов по художественным промыслам, этническим музыкальным особенностям развиваются дружеские отношений между обучающимися многонационального образовательного учреждения.
Правовое воспитание
Правовое воспитание реализуется в рамках направления «Социальная информатика» в вопросах, связанных с использованием и защитой информации и авторских прав.
Гражданско- патриотическое воспитание
Гражданско-патриотическое воспитание реализуется в рамках общетехникумовских, муниципальных, региональных творческих конкурсных работ в области информационных технологий (компьютерная графика, презентации, анимация, web-сайты, посвященные знаменательным датам в истории малой Родины и Отечества). Немаловажную роль в гражданско-патриотическом воспитании играет краеведческая и исследовательская работа, проводимая в музее техникума. Помимо этого необходимо включать в процесс обучения задачи, несущие исторические данные о своей семье, о нашей стране и народе, статистические данные Российской Федерации (население, национальности, географические данные, исторические сведения и т.п.), сведения о героях ВОВ, людях, являющихся гордостью России.
Экологическое воспитание
Экологическое воспитание реализуется в рамках организации межпредметных связей информатики предметами естественнонаучного направления (география, биология, экология, химия, физика). Ведущую роль в данном направлении играют проектная и исследовательская деятельность на уроках и во внеклассной работе.
Все вышеперечисленные направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в образовательный процесс через:
Данная модель патриотического воспитания основывается на следующих документах
Модель патриотического воспитания обучающихся на уроках информатики помогает обеспечить целенаправленное формирование у студентов активной позиции, способствовать включению их в решение общественных задач, создавать условия для развития у них привычки действовать в соответствии с национальными интересами России.
Оценка результативности патриотического воспитания
Оценка результативности патриотического воспитания выполняется на основании системы объективных критериев (методическое пособие «Критерии и основы методики оценки результатов работы по патриотическому воспитанию», издано Российским государственным военным историко-культурным центром при Правительстве Российской Федерации). Данная система включает в себя не только целенаправленность и системный характер воспитательного процесса, но и научное обоснование методов и технологий воспитательного воздействия.
Основным критерием результативности является уровень патриотизма.
Как определяет Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, «патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите».
Исторически сложилось так, что патриотизм стал одной из наиболее ярких черт характера россиян. Русскому патриотизму присущи свои особенности:
Показатели критерия:
Когнитивный (познавательный):
Мировоззренческо-ценностный:
Мотивационно-потребностный:
Деятельностно-поведенческий:
Конечным результатом реализации модели патриотического воспитания должны стать духовный и культурный рост студента, гражданская позиция и патриотическое осознание себя как гражданина великой страны, достойных восприемников отечественной истории, культуры, ценностей и традиций российского государства, а также повышению их социальной активности.
Проблемы, с которыми может столкнуться преподаватель в реализации данной модели
Основной проблемой является отсутствие достаточного объёма методической литературы по информатике, имеющей патриотическое направление. В этом случае огромную роль играет наличие скоростного доступа к сети Интернет и умение находить необходимый материал в огромном море информации. В связи с этим приходится затрачивать дополнительное время на подготовку к урокам, самостоятельно выискивать данные для задач, постоянно контролировать работу обучающихся по поиску информации для исследовательских проектов. В случае планомерной и непрерывной работы у преподавателя накопится необходимая информационная база, которая в дальнейшем уберёт ряд проблем. Но, в связи с постоянным развитием общества и изменением международной ситуации, исследовательские работы будут неизменно требовать пристального внимания преподавателя, так как возможны выходы обучающихся на недостоверные сетевые источники информации.
Ниже в таблицах 1-3 представлены примерное планирование материала, возможные задания на уроках, темы диспутов, конференций проектов.
© 2018, Аксенова Елена Ивановна 2832