СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство обучающихся с художественными материалами, их выразительными особенностями и возможностями.

«Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности»

Урок 3. Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цель: Раскрыть выразительные особенности художественных материалов и их выразительных возможностей.

Задачи:

  1. знакомство с художественными материалами акварелью, восковыми мелками, пастелью, правилами работы с ними; с понятием живопись и перспектива;
  2. знакомство с конструкцией дерева, кустарника;
  3. овладение первичными навыками работы акварелью, мелками, пастелью;
  4. воспитание бережного отноше­ния к природе и экологического мышления;
  5. совершенствование навыков групповой деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные:

- использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости;

- соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений;

- видеть зрительную метафору — находить потенциальный образ в случайной форме силуэтного пятна и проявлять его путем дорисовки;

- восприниматьи анализировать (на доступном уровне) изображения на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам;

- овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и краской, мелками и пастелью.

Характеристика деятельности обучающихся:

- расширять знания о художественных материалах;

- понимать красоту и выразительность пастели, мелков, акварели;

- развивать навыки работы пастелью, мелками, акварелью;

- овладевать первичными знаниями перспективы (загораживание, ближе - дальше);

- изображать осенний лес, используя выразительные возможности материалов.

Оборудование урока: пастель, мелки (восковые), пастель, бумага суровая (оберточная), таблицы по цветоведению, карточки-задания

Зрительный ряд: видеоролик https://www.youtube.com/watch?v=SCSpmnIWhWs Картины известных художников "Золотая осень", музыка П. Чайковского слайды осеннего леса и репродукции ра­бот художников: И. Левитан «Золотая осень», «Осенний день. Сокольники», В. Поленов «Золотаяосень», «Осень в Абрамцево», «Березовая аллея», А. Васнецов «Осень», И. Шишкин «Золотая осень», И.Остроухов «Золотая осень». «Осенний пейзаж»; видеоролик https://www.youtube.com/watch?v=b4Vr-A4Wkn0 – о композиции; наглядное пособие по работе с разными красками и мате­риалами; практический показ техники графического рисунка.

Литературный ряд: стихотворение К. Бальмонта.

Музыкальный ряд: П. Чайковский «Осень» (из цикла «Времена года»).

Ход урока

I. Организационный этап.

Проверка готовности к уроку.

Приветствие

В школе прозвенел звонок

Начинаем наш урок.

Сядь за парту прямо, тихо,

Руки положи красиво,

На меня вы посмотрите,

И немного улыбнитесь!

II. Проверка знаний.

При проверке используются таблицы по цветоведению

Назовите 3 основных цвета.

Красный

Желтый

Синий

Назовите 3 составных цвета.

+ =

+ =

+ =

+=

СинийКрасныйФиолетовый

+ =

ЖелтыйСиний Зеленый

+ =

Желтый Красный Оранжевый

Как получаются составные цвета?

Какую краску нужно применить, чтобы получить легкий, нежный цвет?

Какую краску нужно применить, чтобы получить тяжелый, приземистый цвет

На карточках (1/4 фА4) выполните задание (2 мин).

Карточки для проверки знаний. Примеры работ.

ФИ_____________________

Задание. Толстой кистью затонируй лист на тему «Буря»

ФИ_____________________

Задание. Толстой кистью затонируй лист на тему «Вулкан»

ФИ___________________________

Задание. Толстой кистью затонируй лист на тему «Туман»

ФИ __________________________

Задание. Толстой кистью затонируй лист на тему «Дымка»

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Внимательно посмотрите видеоролик https://www.youtube.com/watch?v=SCSpmnIWhWsКартины известных художников "Золотая осень", музыка П. Чайковского, подумайте, о чем сегодня на уроке пойдет разговор, чему будем учиться? (Познакомимся с жанром изобразительного искусства пейзажем).

Что такое пейзаж? Каким его изображают художники? Какими художественными материалами?(ответы детей)

Сегодня к нам в гости пришли художники(в роли художников старшеклассники из детского объединения художественно-эстетического цикла), которые работают разными художественными материалами. Они вас познакомят с ними и расскажут об их свойствах и правилахработы. Слушайте внимательно, постарайтесь запомнить правила.

Чтобы пригласить первого художника, нужно отгадать, как его зовут.

Нанесет она узор Очень трепетный и нежный Будь то небо или бор, Иней тонкий белоснежный, Зеленеющий апрель – Всё раскрасит.. (акварель)

Приходит художник Акварель и рассказывает правила работы акварелью, одновременно изображая осенний пейзаж на бумаге(при показе ребятам необходимо усвоить понятие перспективы, правила работы акварелью, кистью, конструкцию деревьев, кустарников).

Акварель – уникальный, волшебный художественный материал, который отличается своей прозрачностью, легкостью, но и сложностью работы с ним. Дело в том, что акварель “не терпит” больше 3-х слоев краски и поэтому работать с ней нужно очень аккуратно, осознанно, зная точно, какой цвет надо нанести.Рисунок осеннего пейзажа, выполненный акварельными красками, должен быть прозрачным, "легким" и "чистым" по цвету.Нужную вам краску следует разводить с избытком, обильно смачивая водой кисть. Не накладывать последующий слой краски, пока нижний слой не высохнет. Перекрывать нижний слой надо быстро, чтобы не размыть его. Не применять белой краски, помня, что в акварели роль белого цвета выполняет бумага.

В акварели есть возможность проложить один цвет поверх другого так, чтобы через верхний цвет просвечивал нижний. Однако надо учитывать, что акварель при высыхании изменяет цвет - светлеет и теряет до некоторой степени яркость.Загрязнения красок следует избегать, прежде всего, на палитре.

Результат художника Акварели.

Какие правила работы акварелью вы запомнили?

Правила работы акварелью

  1. Обильно смачивайте водой кисть.
  2. Каждый цвет берите чистой кистью, разбавляя его водой на палитре.
  3. Накладывайте тонкий слой краски.
  4. Не используйте белый, черный цвета.

Позовем второго художника.

Они с карандашами схожи,

Цветные, и в коробке тоже.

Пиши ты ими на листке,

Асфальте, стенах и доске.

В использовании легки,

Из воска сделаны. (мелки)

Приходит художник Восковой мелок и рассказывает правила работы восковыми мелками, одновременно изображая осенний пейзаж на бумаге. Отвечает на вопросы детей.

Восковые мелки твердые. Когда рисуете, нажимайте на них сильно. Каким бы мелком или краской вы ни рисовали, цветовое пятно должно состоять из многих цветов. Например, рисуя крону дерева, мы будем использовать не только зеленый, но и желтый, оранжевый цвета.

Восковые мелки, как и обычные цветные карандаши, очень легко затачиваются ножом. Восковые мелки не получится смешать. Можно лишь изменить тон основы, высветлив или затемнив его. Растушевка для воска применима только на границах элементов рисунка, для сглаживания резких переходов одного цвета в другой. Для начала делается эскиз будущего рисунка. На эскизе намечается общая композиция рисунка, распределяются по своим местам элементы рисунка, не забывайте о перспективе и форме кроны деревьев.Набросок делается легкими штрихами.Когда набросок готов, нужно разнести по поверхности будущего рисунка цвет.

Так как восковые мелки являются непрозрачным материалом и обладают стопроцентной укрывистостью, то цвет разносят от темных тонов к светлым.

Световые блики на восковой пастели разносятся в конце работы. Цветовую гамму работы нужно продумать заранее, выбирая доминирующий цвет, который будет достаточно слегка подчеркнуть световыми бликами и контрастными линиями. Лучше выбрать пару-тройку основных цветов, в которых будет выполняться рисунок. Рисунки, написанные восковыми мелками, получаются яркими, выразительными. Законченная работа скорее похожа на вылепленное цветное панно.

Результат работы художника Восковой мелок.

Какие правила работы восковыми мелками вы запомнили?

Правила работы восковыми мелками

  1. Продумайте композицию.
  2. Сделайте эскиз легкими линиями.
  3. Выберите 2-3 основных цвета.
  4. Цвет наносите от темного к светлому.
  5. Примените растушевку на границах рисунка.
  6. Свет наносите в конце работы.

Позовем третьего художника.

Мягкий мелок в руках я держу,

Им по бумаге тихонько вожу.

Нарисую солнце, подснежник и даже метель.

Нежно-пушистые картины рисует …(пастель)

Приходит художник Пастель и рассказывает правила работы пастелью, одновременно изображая осенний пейзаж на бумаге. Отвечает на вопросы детей.

Пастель - очень мягкий мелок. На него нажимают слегка. Изображение получается мягким, нежным, неярким, пушистым и бархатистым. Рисовать можно по-разному: плашмя или остро заточенным мелком. Иногда цветные пятна слегка растирают пальцем. Цветовые переходы получаются воздушными и прозрачными. Изображения, сделанные пастелью, иногда кажутся погруженными в дымку. Пастелью можно рисовать и писать. Иногда художник передает форму в основном линией, штрихом, контуром, а все цветовое решение проводит как подкраску, всего несколькими тонами. Получается подкрашенный рисунок.

Пастель может давать и очень насыщенный и очень слабый тон. Пастель привлекает мастеров живописи благородством, чистотой и свежестью цвета, бархатистой поверхностью фактуры, живостью штриха. Тонкость и изящество техники пастели в сочетании с необычной звучностью красок и богатством фактуры создают мир, который завораживает зрителя ощущением непосредственности творчества. Работа в технике пастели предполагает растушевку цвета так, чтобы несколько штрихов или пятен, нанесенных рядом, соединились и «заиграли» цветом, не смешиваясь полностью. Лучше всего это достигается кончиками пальцев — ни один другой материал и инструмент с ними не сравним. Близость художника к своему творению, их «соприкасаемость» сообщает глубину и тонкость происходящему.

Результат работы художника Пастель.

Перечислите правила работы пастелью.

Правила работы пастелью

  1. Рисуйте плашмя или остро заточенным мелком.
  2. Передавайте форму линией, штрихом, контуром.
  3. Используйте насыщенный и очень слабый тон.
  4. Растушевывайте цвета.

Физминутка

Раз - подняться, потянуться, Два - нагнуться, разогнуться, Три - в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять - руками помахать, Шесть - на место тихо сесть.

IV. Самостоятельная работа

Перед работой посмотрите внимательно видеороликhttps://www.youtube.com/watch?v=b4Vr-A4Wkn0(во время показа учитель объясняет задание), он поможет создать композицию осеннего пейзажа.

  1. Изобразить осенний лес.
  2. Деревья разные по форме и размеру.
  3. Учитывать правила перспективы (ближе – дальше).
  4. Использовать многообразие осенней палитры.

Работа в группах.

1 группа выполняет осенний пейзаж акварелью (художник Акварель оказывает помощь).

2 группа выполняет осенний пейзаж восковыми мелками(художник Восковой мелок оказывает помощь).

3 группа выполняет осенний пейзаж пастелью (художник Акварель оказывает помощь).

На столах лежат карточки с правилами работы художественными материалами, алгоритмом работы, природный материал для оттиска при работе акварелью либо в помощь при изображении деревьев, иллюстрации из детских книг.

Алгоритм работы в группах

  1. Продумайте композицию осеннего пейзажа.
  2. Распределите обязанности.
  3. Сделайте легкий набросок карандашом.
  4. Выполните работу в цвете, используя многообразие осенней палитры.
  5. Придумайте название или описание пейзажа.

№ группы___

Тема 3. Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.

Баллы

МЫ

Учитель

1.

Композиционное решение

2.

Использование многообразия осенней палитры

3.

Соблюдение правил работы художественным материалом

4.

Описание (название)

5.

Аккуратность, завершенность

Всего:

Настроение (дорисуй смайлик):

V. Итоги урока.

Демонстрация и анализ работ детьми.

Коллективные работы

1 группа 2 группа 3 группа

VI. Рефлексия.

Спасибо! Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран, здесь вы видите несколько незаконченных предложений, продолжите одно любое из них по своему усмотрению на осеннем листочке.

Предложения:

Сегодня на уроке я узнал (ла)…

Оказывается акварельные краски…

С помощью восковых мелков…

Я научился (лась)…

Мне особенно понравилось…

(ребятам выдаются разноцветные осенние

листочки, после они их прикрепляют на лист бумаги,

образуя осенний лес).

Домашнее задание: просмотреть детские книги, журналы и отобрать иллюстрации, выполненные пастелью, акварелью, гуа­шью, принести на урок (или нарисовать самим). Выполнить задание в рабочей тетради на странице 8,9.

Категория: ИЗО
31.05.2017 12:22


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!